Карибский кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:57, реферат

Краткое описание

Точно не известно, сколько раз за обозримый период времени наша цивилизация стояла на грани катастрофы. Многие сотни лет войны, раздиравшие мир, меняли политические строи государств и перекраивали границы, но все это было относительно безопасно для человечества в целом, т.к. затрагивало лишь некоторые народы, оставаясь совершенно незаметным для других. Экспансия Александра Македонского, к примеру, не оказала никакого влияния на народы, проживавшие в Северной Америке; монголо-татарское нашествие, в корне изменившее ход русской истории, осталось незамеченным, например, племенами, населявшими полуостров Индостан. Подобных примеров можно привести массу, разумно сразу перейти к сути вопроса: только с середины двадцатого века человечество получило возможность путем глобальных конфликтов повлиять не только на отдельные народы и государства, но и на все население и на все государства Ойкумены.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Последствия возможного ядерного конфликта......................................................................4
2. Предыстория кризиса................................................................................................................5
3. Наши отношения с Кубой.........................................................................................................7
4. Реакция США.............................................................................................................................8
5. Техническое отступление.........................................................................................................9
6. События лета-осени 1962 года...............................................................................................10
7. Блокада Кубы...........................................................................................................................12
8. Второе послание Хрущева......................................................................................................15
9. Ликвидация кризиса................................................................................................................16
Заключение...................................................................................................................................18
Список используемой литературы.............................................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. История.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

    Но  в январе 1959 года на Кубе произошла  революция, власть была захвачена народной партией «Движение 26 июля», возглавляемой человеком, по имени Фидель Кастро. Надо заметить, что до этого события Кремль, вопреки своему обычаю, несколько скептически относился к перспективам революции на  Кубе, считая, не без оснований, что там слишком велико влияние США.

    Сам Кастро, получивший хорошее образование, первоначально черпал идеи из трудов антимарксиста Эдуардо Чибаса, основателя Партии кубинского народа. В 1955 году он обратился к Москве за поддержкой - ему отказали, считая его политические идеи слишком расплывчатыми и незрелыми, но взяли на заметку его решимость сохранять полный контроль над созданным им движением, а также желание придать будущему режиму социалистическую окраску. Было отмечено, что некоторые ближайшие сторонники Кастро уже считали себя марксистами.  
 

3. Наши отношения  с Кубой

    Даже  когда Фидель в 1959 году встал у  власти, Москва продолжала сомневаться  в его способностях. Переворот  он произвел, опираясь на поддержку  Кубинской компартии (НСП), которая  не принимала его всерьез и  рассматривала союз с ним, лишь как тактический ход, т.к. утверждала, при поддержке Москвы, что режим Батисты можно свергнуть только путем восстания кубинского пролетариата под руководством коммунистов. Однако Фидель застал НСП врасплох, проведя основательную чистку в рядах ее старого руководства. Потом он повторно обратился к Советскому Союзу с просьбой помочь ему с оружием, надеясь укрепить свои достижения.

    В июле 1959 года начальник разведки Кастро майор Рамиро Вальдес приехал  в Мехико, где провел секретные  переговоры с советским послом и офицерами КГБ. После этого на Кубу было направлено более сотни советников КГБ, которые должны были перестроить систему разведки и безопасности Кастро. Но Москва не спешила предоставить открытую поддержку неортодоксальному режиму, слишком многое было поставлено на карту.

    Следующий раунд переговоров между Москвой  и Гаваной состоялся в Чехословакии, осенью 1959 года. Кубинская делегация  во главе с Раулем Кастро произвела  на хозяев хорошее впечатление, Рауль  получил от Хрущева приглашение  посетить Москву.

    В то же самое время в Гавану прибыла  советская «культурная делегация» во главе с бывшим резидентом КГБ  в Буэнос-Айресе А.Н. Шитовым, чтобы  подготовить почву для дипломатических  отношений. Договоренность была достигнута, и уже в мае 1960 года СССР полностью признал режим Кастро.

    Преодолев первоначальные колебания, Н.С. Хрущев в июле 1960 года заявил примерно следующее: «Мы все сделаем, чтобы поддержать Кубу в ее борьбе…. Теперь США не так уж недосягаемы, как когда-то». После этого Кастро и его сторонники стали заявлять, что Кубу защищает «величайшая военная держава в истории». Несмотря на то, что идейный фундамент режима Кастро  еще вызывал сомнения, его успехи в достижении и укреплении власти заставили СССР пересмотреть свою стратегию в Латинской Америке. На смену традиционной ориентации на идейно правильные коммунистические режимы пришла политика «браков по расчету» с национально-освободительными движениями, пользовавшимися большей поддержкой среди народных масс.

      

    4. Реакция США

    Утверждение, что Соединенные Штаты никак бы не среагировали на беспорядки на их «заднем дворе», является неточным. Огромные суммы, вложенные в экономику острова, оказались потерянными из-за национализации, проведенной новым правительством. Более того, возникла реальная возможность полной потери Кубы для США.

    Естественно, правительство США решило вмешаться, но способ вмешательства должен был  быть очень корректным, во избежание  ссоры с СССР, то есть американская армия не должна была в этом участвовать. Джон Кеннеди сделал заявление, в котором сказал, что «нынешнее правительство сделает все, что в его силах, … чтобы ни один американский солдат не был замешан в каких-либо действиях на Кубе». И действительно, американские войска в последующих событиях не участвовали.

    ЦРУ был разработан план, согласно которому к операции по «освобождению» Кубы должны были быть привлечены наемники из числа бывших приверженцев режима Батисты, бежавших в США. Наемники были собраны, обучены в лагерях на территории США, снабжены оружием и техникой, и 15 апреля 1961 года операция началась. После предварительной бомбардировки аэродромов Кубы, в районе Плайя-Хирон была произведена высадка десанта, состоящего все из тех же наемников.

    К удивлению американских властей, операция с треском провалилась - 19 апреля отряды народного ополчения Кубы сбросили десант в море. После этого США объявили, со своей стороны, экономическую блокаду острова, а Советский Союз еще больше изменил свое мнение о кубинских властях. Оказалось, что США были уязвимы даже на своем «заднем дворе».

    Надо  упомянуть, что в начале 1962 года США  разместили на территории Турции ракеты средней дальности, о чем уже  было сказано ранее, и, таким образом, добились существенного преимущества над СССР. В июле 1962 года в Москву прибыла военная делегация Кубы, во главе с вышеупомянутым Раулем Кастро. Основной целью их визита была просьба о предоставлении Кубе военной помощи. Хрущев посчитал, что со стороны СССР будет глупо упустить такую возможность наверстать свое отставание в гонке вооружений и что можно добиться быстрого достижения превосходства над американцами, разместив наши ракеты прямо у них под носом, всего в 90 милях от побережья США. Договор об оказании военной помощи был подписан, и уже летом 62 года доставка ракет и бомбардировщиков на Кубу, а также строительство стартовых позиций для них шли полным ходом.

    Для дальнейшего рассказа о событиях Карибского кризиса необходимо сделать  небольшое техническое отступление.  

    5. Техническое отступление

    Во  всех предшествующих Карибскому кризису  событиях холодной войны советская разведка работала куда лучше западной. В 1962 году же впервые информированность США была такой же, как у СССР, а может быть и лучше. Отчасти это объясняется тем, что центр событий находился всего в 90 милях от побережья США, отчасти значительным усовершенствованием Западом разведывательной работы в Советском Союзе. Разведывательное превосходство СССР было также подорвано двумя крупными достижениями США в технике сбора информации. Я имею в виду создание первых в мире самолета-шпиона и спутника фоторазведки.

    Примерно  с 1955 года США начали производить  в одностороннем порядке облеты территории СССР на недавно созданных  самолетах-разведчиках У-2, способных  вести фотосъемку наземных объектов с высоты до 21.000 метров.

    Разумеется, Советы знали о существовании этих самолетов и об их деятельности, но ничего не могли поделать, т.к. высота полета У-2 не позволяла перехватить его обычными средствами, т.е. с помощью истребителей-перехватчиков. Тем не менее, советское командование нашло выход: в глубоко засекреченном КБ Грушина был создан первый в своем роде комплекс зенитных управляемых ракет (ЗУР), с помощью которого над Уралом в 1960 году был сбит самолет У-2. Это событие и последовавший за ним показательный процесс над оставшимся в живых пилотом Гери Пауэрсом лишь ненадолго отбросило США назад.

    В том же 1960 году в Соединенных Штатах был запущен первый спутник-шпион. Его конструкция была еще далека от совершенства, поэтому качество спутниковых фотографий было ниже, чем сделанных с У-2, но зато помешать фотографированию теперь не могло ничего, кроме погоды. К 1963 году СССР смирился с существованием спутников-шпионов и сам начал широко их использовать.

       Что касается агентурной разведки, то крупнейшим успехом в этой области была вербовка Олега Пеньковского, офицера ГРУ, работавшего в Государственном комитете по науке и технике и, таким образом, имевшего доступ к широчайшему спектру секретной научно-технической информации.

    Сведения, добытые Пеньковским за полтора  года деятельности, представляли огромную ценность. Это были и технические и тактические характеристики советских межконтинентальных ракет, и сведения об их количестве, и чертежи пусковых установок для них, и многое другое. Все это впоследствии сыграло решающую роль в формировании позиции США в Карибском кризисе, но об этом позже. 

    6. События лета-осени  1962 года

    Сообщение о предоставлении Советским Союзом военной помощи Кубе не на шутку  взволновали США. Наблюдение американской разведки за Кубой было усилено. Вскоре стало очевидно, что Советский Союз сооружает на Кубе стартовые площадки для зенитных управляемых ракет (ЗУР), которые считаются оборонительным оружием. Велось интенсивное строительство крупного рыбацкого поселка, под видом которого, как полагало ЦРУ, СССР создает крупную судоверфь и базу для советских подводных лодок. Американское правительство не только выразило свою «озабоченность» через посла СССР А. Добрынина, но провело в районе Кубы крупные маневры, в которых участвовало 45 военных кораблей и 10 тысяч морских пехотинцев. Увеличилось число разведывательных полетов У-2, непрерывно фотографировавших территорию Кубы, что можно было делать, не нарушая воздушного пространства острова. 4 сентября Кеннеди сделал публичное предостережение: Соединенные Штаты не потерпят размещения на Кубе стратегических ракет типа «земля-земля» и другие видов наступательного оружия. 7 сентября президентом был сделан запрос у Конгресса, на разрешение мобилизовать 150 тысяч резервистов.

    Советское руководство оставило без внимания демарш президента США и маневры американского флота. А. Добрынин просил Роберта Кеннеди заверить своего брата, что ракеты на Кубе устанавливаться не будут.

    12 сентября в советских газетах  появилось сообщение ТАСС, в котором  можно было прочесть: «Правительство  СССР уполномочило ТАСС заявить, что Советскому Союзу не требуется перемещения в какую-либо другую страну, например в Кубу, имеющихся у него  средств для отражения агрессии, для ответного удара. Наши ядерные средства являются настолько мощными по своей взрывной силе, и Советский Союз располагает настолько мощными ракетоносителями для этих зарядов, что нет нужды искать место для их размещения где-то за пределами СССР».

    То  же самое говорилось и в личном послании Хрущева Джону Кеннеди. Хрущев писал, что президент США  может быть уверен, что ракеты «земля-земля» ни при каких обстоятельствах не будут отправлены на Кубу.

    В конце сентября и в начале октября  в районе Кубы сильная облачность не позволяла проводить фоторазведку. Это облегчало скрытное и срочное  проведение работ по созданию пусковых установок. Хрущев и Кастро рассчитывали, что все работы будут завершены раньше, чем разведка США обнаружит, каким именно

«оборонительным оружием» располагает теперь Куба. Как откровенно писал позднее  в своих мемуарах Хрущев, «этой  силы было достаточно, чтобы разрушить Нью-Йорк, Чикаго и другие промышленные города, а о Вашингтоне и говорить  нечего. Маленькая деревня».

    Без сомнения, различного рода слухи о  ракетах на Кубе и ведущихся там  строительных работах доходили до американцев, но у них не имелось ясных доказательств. Только 10 октября они смогли возобновить фоторазведку, и полученные данные их крайне обеспокоили. Они увидели автомобильные дороги там, где десять дней назад темнели джунгли. Кеннеди приказал расширить фоторазведку, но на Кубу обрушился еще один тайфун, и новые снимки удалось сделать только 14 октября. Американские самолеты снимали не только с большой высоты, но и с малой - со 130 метров. Тысячи полученных снимков ясно свидетельствовали, что речь идет уже не  о зенитных ракетах, а о ракетах «земля-земля», способных нести ядерное оружие. Новые снимки, полученные 17 октября, позволили увидеть несколько новых пусковых площадок, на которых расположились 16 или 32 ракеты, дальность полета которых, по заключению экспертов и данным разведки, составляла более тысячи миль.  

    7. Блокада Кубы

    16 октября Кеннеди создал особый  военно-политический штаб - Исполнительный  комитет Совета национальной  безопасности, все члены которого  уже не сомневались в грозящей  Америке опасности и требовали ответных действий. Правда, они еще расходились во мнениях о характере и масштабах этих действий.

    Образовалось  две группировки в правительстве, выражающие два возможных подхода  к решению этой проблемы. Одна группа, включавшая в себя большинство советников Кеннеди и военных, настаивала на массированной бомбардировке всех пусковых установок, на которых уже проводился монтаж  ракет, доставленных ранее, и усиленно к этому готовилась.

    Войска  и авиация стягивались в районы, максимально приближенные к Кубе. Признавалось, что такая атака почти наверняка потребует последующего наземного вторжения, в результате которого потери США составят порядка 25 тыс. человек плюс соответствующее число убитых и раненых кубинцев. Далее предполагалось, что в то время как американское военное преимущество в Западном полушарии обеспечит успех воздушных налетов и наземного вторжения, Советский Союз, скорее всего, ответит военными действиями против флангов или даже Центральной зоны НАТО.

    Те, кто выступал против воздушного нападения, рекомендовали ввести карантин, предназначенный для предотвращения советских поставок Кубе до тех пор, пока ракеты не будут убраны.

    Президент США отклонил предложение о немедленной  военной атаке, приказав, однако, начать блокаду, и 24 октября карантин был  введен. Советский Союз продолжал утверждать, что на Кубе нет никаких ракет; полученные же военной разведкой и ЦРУ фотоснимки были убедительным доказательством для американских военных, но не для мирового общественного мнения, которое не исключало возможности фальсификации.

Информация о работе Карибский кризис