Карлукский каганат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Тюркское государственное образование, занимавшее территорию от Джунгарского Алатау до Среднего течение Сырдарьи, между озёрами Балхаш и Иссык-Куль, долина рек Или, Чу, Талас, отроги Тянь-Шаня, от Испаджабской области до Отрара (VIII—IX в.)

Вложенные файлы: 1 файл

Карлукское государство.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Карлукские  племена господствовали в Семиречье 200 лет. На рубеже IX-X вв. происходит ослабление Карлукского каганата

 

  7.Этнический  состав 

Арабские и персидские источники говорят о том, что Карлукское объединение в IX-X вв. состояло из многочисленных родоплеменных групп. Арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает, что в состав карлукской

конфедерации входило 9 племен.

Наиболее крупные племена карлуков в Семиречье и Южного Казахстана: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы.

Население также включало ираноязычных согдийцев, переселенцев из стран Ближнего Востока и Центральной Азии.  

8.Хозяйство  и культура

Хозяйство каганата в основном развивалось  по двум направлениям, первое – полукочевое  и полуоседлое скотоводство, второе – полуоседлое земледелие.

Карулки, занимавшиеся скотоводством, летом  находились на жайляу в горах Алтая  и  Уйсунского Алатау, а осень и весной проводили у подножья этих гор. Зимой перекочевывали в густые тугаи (приречные леса) на берегах озера Балхаша, рек Или, Чу, Талас, Сырдарья.

По сведеньям  средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым источникам они не употребляли верблюжье мясо.

Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаша и Алаколь.

Второе  направление хозяйства – полуоседлое  земледелие являлось как бы продолжением первого. Наиболее многолюдные места  зимовок, находившиеся на богатых земледельческих угодьях, часто разрастались в крупные города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появилься на месте карлукского поселения. Постепенно с переселением сюда согдийцев поселение стало расширяться и превратилось в город. Поэтому в Карлукском каганате город Тараз стал второй столицей. Населением в основном состояло из оседлых жителей – тюрков-карлуков. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источник. Так, например, неизвестный автор исторического труда “Худуд аль-алам” писал, что на территориях, населённых карлуками, много городов и оседлых поселений. Также отмечается, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и др. Как писал арабский автор аль-Идриси: “В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия”.

В период существования Карлукского каганата хозяйственное развитие кочевого и  полукочевого скотоводства и земледелия, а также оседлая жизнь в  городах и поселениях были тесно взаимосвязаны.

Культура  населения каганата этого периода  представлена двумя направлениями. Первое – материальная культура и  второе – духовна культура.

Материальная  культура состоит из предметов и  изделий, удовлетворяющих материальные потребности народа. К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты и орудие труда. Наряду с использованием юрт карлуки строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева, рыли также землянки.

В результате тесных связей кочевых карлуков  с оседлым населением Средней  Азии в их материальной культуре произошли  значительные изменения. Кроме того, большое влияние оказал Великий  Шелковый  путь, пролегавший через  территорию каганата.

К духовной культуре относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. У карлуков была распространена такая традиция, устанавливать каменные изваяния на могилах предков. 

9.Причины ослабления:

а) усиление борьбы за власть;

б) усиление борьбы за пастбища;

в) междоусобные войны.

В 940 г. тюркоязычные племена чигили и ягма из Восточного Туркестана захватили столицу Баласагун и Карлукский каганат перестал существовать. В Семиречье власть переходит к новой династии - караханидам.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом Карлукский каганат является неотъемлемой частью развития истории казахского народа в 8-10 века. В связи с постоянными войнами с арабами, кочевыми племенами, усобицами и борьбой за власть Карлукское государство в 940 году пало под натиском Кашгара. Карлукское наречие (чагатайский язык в монгольские времена, 1220 — 1390) легло в основу современных узбекскогоМавераннахре) и уйгурскогоВосточном Туркестане) языков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА.

1.Кусаинова М. А. История Казахстана. — Шың Кітап, 2006. — С. 354. 2.Байпаков К. М., Кумеков Б. Е., Пищулина К. А. История Казахстана в средние века. — второе. — Алматы: Рауан, 1997. — С. 176

Информация о работе Карлукский каганат