Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, реферат
С образованием Древнерусского государства торговля приобрела еще большую значимость. Почему? Во-первых, она давала доходы в казну великого князя, во-вторых, расширяла и укрепляла региональные и международные связи, в-третьих, обеспечивала решение различных хозяйственных и бытовых проблем.
Особое место во внешней торговли Руси занимала Византия. Почему? Находясь в географической близости от Руси, располагая ценными товарами, она вызывала большой интерес как у купцов, так и у русской знати. Купцы постоянно стремились расширить и укрепить византийскую торговлю, используя различные пути, включая даже такие опасные, как военные.
С
образованием Древнерусского государства
торговля приобрела еще большую
значимость. Почему? Во-первых, она давала
доходы в казну великого князя, во-вторых,
расширяла и укрепляла
Особое место во внешней торговли Руси занимала Византия. Почему? Находясь в географической близости от Руси, располагая ценными товарами, она вызывала большой интерес как у купцов, так и у русской знати. Купцы постоянно стремились расширить и укрепить византийскую торговлю, используя различные пути, включая даже такие опасные, как военные.
В случае победы князья подписывали выгодные для Руси торговые договоры. В них определялись условия и время пребывания русских купцов в Царьграде, порядок проведения торговых операций, размеры пошлины, количество ввозимых товаров. Оговаривались функции “цесарева мужа” – особого византийского чиновника, разрешавшего споры между местным населением и русскими гостями.
Несмотря
на своеобразный характер заключения
договоров, их можно рассматривать
как первый важный шаг на пути установления
межгосударственных цивилизованных деловых
отношений, создания правовой основы,
обеспечения благоприятных
В Х в. русские купцы имели торговые дворы в Константинополе возле церкви св. Мамонта. После принятия на Руси христианства (988 г.) в Константинополе возник русский квартал (ембос). Золотые ворота, через которые проходили русские купцы назывались Русскими. Подобные торговые дворы русские купцы имели в городах Крыма, в Итиле – столице Хазарии, на острове Готланд.
Превращались в международные торговые центры и русские города. Особое место среди них на первом этапе международной торговли – IX-середине Х вв. – занимал Киев. Находясь на оживленном торговом перекрестке между Севером (Варягом) и Югом (Византией), между Западом (Европой) и Востоком (Азией) он быстро занял ведущую роль в деловом мире. На торгах в Киеве можно было встретить купцов из многих стран мира. Как свидетельствуют исторические источники, отец Владимира Мономаха, князь Всеволод Ярославович, “дома сидя изучяще пять язык”, т.е. изучил пять языков. В Киеве был главный склад товаров вывозимых и главный склад товаров, привозимых как своими, так и чужеземными купцами. Здесь имелись кварталы для еврейских и польских купцов, частыми гостями были немецкие и армянские купцы, жили купцы и католического вероисповедания, называющиеся “латынию”. Был в Киеве еще один иностранный двор под названием “урочище Козаря”, принадлежавший хазарским купцам.
Но активная деловая жизнь Киева, как и других южных городов Руси, основанная не на внутренних стимулах, не на собственном производстве, а на выгодном географическом положении, оказалась недолговечной. В XI в. после крестовых походов были установлены прямые торговые пути между Западом и Востоком, минующие днепровскую магистраль, на которой находился Киев.
Начавшийся в XI в. второй этап международной торговли для Руси ознаменовался усилением деловой активности северных городов Руси и прежде всего Новгорода. Почему? В Средиземноморье в это время активизировалась торговая деятельность итальянских городов Генуи, Венеции, получивших выгодную торговую грамоту от Византийского императора Алексея Комнена за спасение Византии. Прямую торговлю с Востоком начали южно-французские и рейнские города. Последние образовали торговый союз, на крайнем северо-восточном фланге которого оказался Новгород, который в известной мере компенсировал этим потерю положения на пути из “варяг в греки”.
Несмотря на то, что Новгород (с 1136 г. республика) являлся составной частью Киевской Руси, тем не менее деловая его жизнь имела не государственное, а частное начало, развивалась в условиях определенного самоуправления, высокого удельного веса частной собственности и приобрела отличительные черты. Во-первых, здесь личность делового человека не имела таких ограничений, не находилась в такой зависимости от княжеской власти, как в Киеве или в других южных городах. Во-вторых, деловые круги Новгорода имели своих представителей в народном Вече, которое решало широкий спектр вопросов, включая вопросы внешней и внутренней торговли. В-третьих, предпринимательство в Новгороде имело более широкую экономическую и социальную базу. В-четвертых, если Киев обогащался опытом и практикой Византии, то Новгород испытывал сильное влияние стран Скандинавии, между ними существовали деловые и родственные контакты. Новгород вовлекался в общеевропейскую торговлю с немцами, датчанами.
Внешняя торговля Новгорода была и государственным, и частным делом. Наряду с купцами в ней участвовали и бояре, и новгородская церковь. Далекие торговые экспедиции оплачивались баярско-купеческими группами, что выдвигало их на видное место в предпринимательской среде.
Деловые люди Новгорода отличались организованностью, сплоченностью, способностью к коллективным действиям. Купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями или кампаниями. Последние создавались как по предмету, так и по месту торговли. Так, имелась организация, куда входили купцы, торговавшие со Штеттиком. Была и особая заморская кампания, которая обеспечивала поездки новгородских купцов, формировала вооруженную охрану для них. Наиболее известной и влиятельной, как уже отмечалось, была “Иванская сто”, действовавшая в XII-XV веках. После получения большой прибыли купцы закладывали церкви. Новгородские бояре и купцы часто жертвовали земли и деньги монастырям. Это было и стремлением показать богатство, и страх перед грозными возможными бедствиями, и забота о спасении грешной души.
Имея высокую концентрацию частной собственности, сосредотачивая капитал, орудия труда, средства производства, Новгород и другие древнерусские города играли важную роль в развитии не только внешней, но и внутренней торговли. Основной формой городской торговли являлись рынки. В Киеве, например, насчитывалось 40 церквей и 8 рынков.
Если рынки в странах ислама помещались у городских ворот (на нейтральной территории), в Китае они существовали в виде скопления лавок, в Индии рынки имелись практически в каждой деревне, то на Руси, как и в Европе, они находились в городах. Рынки русских городов являлись центрами не только деловой, но и административной жизни. Здесь проходили народные собрания, делались все важнейшие сообщения (в том числе “закликались” распоряжения князя), узнавались новости.
Значение городских рынков в развитии деловой жизни на Руси определялось следующим:
во-первых, через них закладывались и формировались основы православной христианской предпринимательской этики и морали;
во-вторых, они развивали и укрепляли торговые связи и тем самым способствовали формированию единого хозяйственного пространства;
в-третьих, рынки расширяли социальную базу предпринимательства, делали его доступным не только для купцов, но и для широких слоёв населения, позволяли им на практике убедиться в необходимости и важности свободной торговли;
в-четвертых, они способствовали выдвижению из низших слоев общества наиболее предприимчивых и деловых людей, обогащали их практикой и опытом коммерции.
Наибольшим размахом, разнообразием товаров отличались рынки крупных городов, которые находились на пересечении торговых путей, имели развитые ремесла. На Новгородском рынке, например, богатый гость Садко мог одеться в китайский шелк или во французское сукно, он мог при желании купить сотни рабов, мог тут же на торгу одеть их, вооружить и посадить на коней или в ладьи. Здесь же он мог купить участок земли, строительный лес, нанять за деньги “древоделей” и построить хоромы с крепким тыном, внутреннее убранство которых также в значительной степени могло быть куплено на торгу.
Наряду с городской, межгородской торговлей в Киевской Руси были и другие формы внутреннего товарообмена. Это обмен внутри общины, обмен между городом и деревней. Последний обмен поддерживался и развивался с помощью коробейников. Они проникали в отдельные места русских земель, и благодаря им зарождалась и поддерживалась ярмарочная торговля. Последняя становилась по существу упорядоченной формой бродячей торговли.
Развитию внутренней и внешней, торговли способствовал рост ремесленного производства. По подсчетам специалистов, в крупных городах существовало около 60 массовых ремесленных специальностей, а общее их количество достигало 100 наименований (История культуры Древней Руси. М., 1951. С. 163). Главной фигурой городского ремесленного производства был посадский мастер, который работал либо на заказ, либо на рынок, а часто было сочетание того и другого. Но как работа на рынок, так и работа на заказ требовали от ремесленников проявления активности, предприимчивости не только профессиональной, но и деловой. Он вынужден был, с одной стороны, заботиться об улучшении качества и ассортимента товара, чтобы быть конкурентоспособным и выжить, а с другой стороны, проявлять инициативу, предприимчивость, чтобы обеспечить себя всем необходимым: сырьем, орудиями труда и т.д. На этой основе происходила дифференциация городских ремесленников, выделялись более обеспеченные мастера, имевшие свои места на торгу, постоянных заказчиков. Качество изделий, выполненных такими мастерами, не уступало лучшим европейским образцам и высоко ценилось на внешнем рынке. Особенно большим спросом пользовались такие товары, как ювелирные изделия с эмалью, замки. Трактат о различных ремеслах Теофила – автора XII-XIII вв. – заслуженно ставит Русь по качеству ее изделий на уровень Византии, Аравии, Италии, Франции и Германии (Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975. С. 24).
Увеличение
товарной массы, расширение сферы торговых
обменов и учащение торговых контактов
потребовало использования в
торговых операциях денег. Они появились
еще у восточных славян, которые
в качестве денег использовали на
юге скот, а на севере мех ценных
зверей, в частности, куницы – “куна”
(потом это название перешло на
металлические деньги). Затем, в связи
с развитием транзитной торговли,
широкое распространение у
Одновременно с ростом торговли зарождались и развивались кредитно-денежные отношения, носителями которых являлись купцы и ростовщики. Кредитные отношения осуществлялись на правовой основе. В “Русской правде” было свыше двадцати статей, посвященных кредиту: “отдача денег в рост”, “процент”, “торговля в кредит”, “барыш” (прибыль). В XI-XII вв. существовали различные виды займа: долгосрочные – свыше года, краткосрочные, расчет процентов по которым производился помесячно. В Киевской Руси знали и коммерческий кредит, купцы продавали друг другу товары в кредит на определенных условиях.
Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Повышение процентных ставок вызывало недовольство народа, а порой порождало и восстания низов. Восстания в Киеве в 1068 г. и 1113 г. привели к появлению “Устава о резах” Владимира Мономаха, ограничивающего размер взимаемого ростовщиками процента до 20%. Было запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца.
Итак,
предпринимательство в Киевской
Руси было предпринимательством государства
эпохи раннего средневековья, предпринимательством
традиционного общества. Для деловой
жизни этого общества было характерно
следующее. Во-первых, распространение
торгового предпринимательства, выросшего
из обмена и обогатившегося такими
формами, как рынки, ярмарки, обеспечивающими
сосредоточение и перераспределение
товара. Во-вторых, формирование круга
деловых людей, возникновение купечества,
ставшего основным носителем деловой
жизни и отличавшегося
Предпринимательство на Руси превращалось в важную созидательную силу общества. Однако дальнейшее развитие деловой и хозяйственной жизни на Руси значительно осложнилось удельной раздробленностью.