Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Политический строй Древней Руси. Государство Русь было раннефеодальной монархией.
Власть принадлежала великому киевскому князю, опиравшемуся на дружину. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из наиболее приближенных к князю дружинников, составляла военный и политический совет князя. Старшая дружина принимала участие в управлении княжеством. Младшая дружина (кметы) в мирное время выполняли различные поручения князя по административным и судебным делам и в хозяйстве великого князя

Содержание

1. Экономика, политическое устройство и социальная структура Древнерусского государства. Становление раннефеодальных отношений…………………………………………..
2. Политическая жизнь Древней Руси в Х – первой половине XI вв. Походы киевских князей. Борьба с кочевниками………………………………………………………………………………………..
3. Христианизация Руси и ее последствия. Феномен двоеверия……………………..
4. Обострение политической борьбы в Киевском государстве во второй половине XI - начале ХП вв. и его распад………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.docx

— 869.71 Кб (Скачать файл)

3. Христианизация  Руси и ее последствия. Феномен  двоеверия.

                                                                                                                  


 В правление Владимира Святославовича  и по его инициативе произошло  одно из самых важных для  русской истории событий - в  988 г. Русь приняла христианство  в византийском варианте - православие.

     Вначале Владимир был ревностным  язычником. В Киеве на видных  местах приказал расставить изображения  языческих божеств, перед которыми  совершались языческие обряды. Сам  Владимир вёл жизнь далеко  не христианскую: был склонен  к пирам, разгулу. По свидетельству  летописца, у Владимира было  несколько сот жён.

     Но язычество с многобожием  уже не отвечало потребностям  складывающегося единого государства,  и Владимир это ощущал. В 980 г., стремясь усилить свою власть  и объединить государство, он  попытался провести первую религиозную  реформу. Владимир Святославич повелел собрать в Киеве идолов, изображавших шесть наиболее почитаемых божеств во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всём государстве. Но население по-прежнему поклонялось местным божествам. Реформа потерпела крах. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства.

     О колебаниях Владимира стало  известно в соседних государствах. Соседи Руси были заинтересованы  в том, чтобы Русь приняла  их веру: сильного русского правителя  выгодно было иметь своим единоверцем.  Соседние государства исповедывали разные религии: западные страны - христианство западного толка - католицизм; волжские булгары - ислам; верхушка Хазарии - иудаизм.

     Летопись доносит до нас рассказ  о том, как Владимир выбирал  религию (См. дополнительный иллюстративный  материал). Прибыли к Владимиру  послы из всех соседних государств с рассказами о своих верах. Наибольшее впечатление произвёл на него рассказ греческого священника. Рассказал священник о рождении Иисуса Христа, об учении Его, чудесах, страданиях, смерти, воскресении, вознесении на небо; объяснил, ради чего пострадал Христос и какую жизнь заповедовал христианам. Владимир решил послать послов в разные страны, чтобы посмотреть, как совершаются их церковные службы. Когда прибыли русские послы в Константинополь, византийский император приказал патриарху совершить службу для русских как можно торжественнее, чтобы видели "славу Бога нашего". Православная служба потрясла русских послов. Владимиру они говорили: "Мы не знали, на небе мы или на земле… Нет на земле такой красоты, и рассказать о ней мы не умеем… Там Бог пребывает с людьми" (См. дополнительный хрестоматийный материал).

     Следует отметить, что христианство  было распространено на Руси  издревле и пустило глубокие  корни. По преданию, после смерти  Иисуса Христа его ученики  - апостолы - отправились проповедовать  учение своего Учителя и разнесли  его по всему миру. В Скифию, где позже станет Русь, отправился Андрей Первозванный, прозванный так потому, что Христос первым позвал его к себе в ученики. Андрей поднялся до среднего течения Днепра, водрузил там крест и предсказал, что там возникнет город, который станет "матерью городов русских" (См. дополнительный иллюстративный материал). Далее путь Андрея Первозванного лежал через Новгород, Балтику в Рим, где он был распят на кресте за христианскую веру (См. дополнительный хрестоматийный материал).

     Христиане жили в Киеве, Новгороде,  других русских городах издавна.  Христианство приняла бабка Владимира  княгиня Ольга, о которой сохранилась  память как о мудрой правительнице.  Высота христианского учения - единобожие, над язычеством была для киевского  князя очевидной. И, в конце  концов, к этому времени вся  жизнь восточнославянского общества  была ориентирована на Византию. И Владимир сделал выбор в  сторону христианства восточного, византийского - православия. 

     Принятие Русью новой религии  было тесно связано с ее  внешней политикой. В это время  Византия обратилась к Руси  с просьбой помочь подавить  восстание в Малой Азии. Владимир  Святославич потребовал заключения союза с Русью, закрепив его браком с сестрой императоров Василия II и Константина принцессой Анной. Братья приняли эти условия, но когда восстание было подавлено, обещание отказались выполнять. Тогда Владимир в 989 г. захватил богатый греческий город Корсунь в Крыму и пригрозил походом на Константинополь, если братья не выполнят условия договора (См. дополнительный хрестоматийный материал). Братья согласились выполнить условия договора, но только в том случае, если Владимир примет их веру. Присланные из Константинополя священники окрестили Владимира с именем Василия и его дружину, после чего состоялся обряд его обручения с византийской принцессой Анной. Владимир отдал г. Корсунь и возвратился в Киев (См. дополнительный иллюстративный материал). Владимир крестил своих сыновей в источнике, который получил название "Крещатик". Затем в Днепре киевский князь крестил киевлян (См. дополнительный хрестоматийный материал) (См. дополнительный иллюстративный материал). Крестилась Русь непросто. "Огнём и мечом" крестились новгородцы, народ не раз поднимал восстания против новой религии. В основном, понадобилось 100 лет для того, чтобы новая религия укрепилась на Руси. Но ещё до ХIV в. на Руси сохранялось двоеверие: в церкви, на людях поклонялись Христу, а дома, тайком - старым привычным языческим богам.

     Принятие православия в качестве  государственной религии является  самой главной исторической заслугой  Владимира перед Русью. У него  были разные варианты в выборе  для страны веры, но он гениально  угадал, что потребностям государства,  условиям проживания на Русской  равнине, менталитету русского  народа отвечает именно православие.  Православие сделало русских  уникальными, православие определило  будущую высокую судьбу России. За это в памяти народа он  остался как "Святой", "Креститель", "Красное Солнышко".

     Значение принятия христианства. Значение принятия христианства  было огромно и проявлялось  буквально во всём. Принятие православия  перевернуло всю жизнь восточнославянского  человека:

на Руси стало  совершенствоваться огородничество; новая  религия содержала много постов, когда рекомендовалось принимать  в пищу только овощи; лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;

на Руси появилось  каменное зодчество; русские у греков переняли приёмы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;

для украшения  храмов нужны были иконы; на Руси появляется иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни;

на Руси появилась  фресковая живопись;

появилась письменность; первые рукописные книги церковного содержания появились на Руси в ХI в.;

христианство  способствовало укреплению великокняжеской  власти; вместе с православием в  восточнославянское общество стала  приникать мысль о том, что  любая власть, тем более, великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться;

христианство  объединило всех восточных славян в  один народ - русский;

изменилось  международное положение Руси; она  перестала считаться варварским государством;

с принятием  христианства русское общество обрело духовный стержень, Церковь стала  объединяющей силой в государстве.

 

Вместе с  тем, принятие православия привело  к культурному размежеванию восточных  и части южных - с западными  славянами, принявшими христианство из Рима. Восточные славяне ушли в  орбиту византийской культуры, а западные - римской.

     Церковная организация. Русская  церковь стала митрополией (отделением) Константинопольской патриархии. Во  главе Русской церкви константинопольским  патриархом был поставлен митрополит  из греков. Русская митрополия  делилась на епархии (отдельные  области), возглавлявшиеся епископами. Епархии делились на приходы, возглавляемые приходскими священниками. На содержание церкви князь выделял "десятину" - десятую часть доходов от даней, судебных штрафов и таможенных пошлин. После принятия православия на Руси появляются каменные церкви, монастыри. Владимир распространял на Руси и образование: в Киеве и других городах были открыты училища, появились прекрасные произведения византийского зодчества.

     Таким образом, при Владимире  Святославиче происходил политический, экономический и культурный подъем на Руси. Киев стал столицей обширной территории и сильнейшего в Европе государства.

4. Обострение политической  борьбы в Киевском государстве  во второй половине XI - начале  ХП вв. и его распад.


Ярослав Мудрый установил такой  порядок наследования престола, когда  после смерти очередного великого князя  его место занимал следующий  брат, старший в роду. Такой порядок  наследования престола назывался "по старшинству" или "лествичный" (от слова "лестница").

     В 1113 г. в Киеве умер князь  Святополк Изяславич, и в Киеве вспыхнуло восстание горожан против ростовщиков. Горожане громили дворы дворянских, княжеских управителей, бояр, ростовщиков. Погромы в Киеве продолжались несколько дней, и никому не удавалось их остановить.

     В этой ситуации киевские бояре  решили пригласить на престол  самого авторитетного на Руси  князя - Владимира Мономаха                  .

Владимир  был внуком Ярослава Мудрого по отцовской  линии. Его дедом по материнской  линии был византийский император  Константин Мономах. По имени византийского  деда Владимир Всеволодович также получил  прозвище Мономах. На момент приглашения  в Киев Мономах правил в своей  вотчине Переяславле. Ему было уже 60 лет, и он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Владимира Мономаха уже давно знала Русская земля.

     Став киевским князем (1113 - 1125) Мономах  утихомирил восстание (См. дополнительный  хрестоматийный материал). Он издал  добавления к "Русской Правде", которые получили название "Устав  Владимира Мономаха". "Устав"  упорядочил взимание процентов  ростовщиками, улучшил правовое  положение купечества, регламентировал  переход в холопство. Большое  место "Устав" уделял правовому  положению закупов. Это позволяет  сделать вывод, что закупничество стало очень распространённым явлением, и закабаление земледельческого населения происходило постоянно.

     Мономах, как и все русские  князья, уделял большое внимание  борьбе с кочевниками. Ещё в  1111 г. он организовал общерусский  поход против половцев. Русские  воины зашли далеко в половецкие  степи и на Дону разбили  половцев. Половцы ушли к отрогам  Кавказа и в правление Владимира больше не тревожили Русской земли. Мономах совершил около 83 больших и малых военных походов на Руси и в половецкие степи. Он был инициатором целого ряда княжеских съездов, где решались вопросы прекращения княжеских усобиц и охраны границ Русской земли (См. дополнительный хрестоматийный материал) (См. дополнительный иллюстративный материал).

     При Мономахе Киев украсился  новыми постройками. Близ Киева  был построен Выдубицкий монастырь, церковь на реке Альте.

     В 1113 г. в Киеве - Печёрской лавре монах Нестор создал одну из известнейших древнерусских летописей "Повесть временных лет". В 1116 г. по приказу Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в "Повесть временных лет" была внесена легенда о призвании варягов - норманнов, что отвечало политическим интересам Мономаха. Легендарный рассказ о призвании Рюрика, установившего мир среди славян, должен был помочь обосновать законность призвания киевскими боярами во время восстания 1113 г. в Киеве на великокняжеский престол Владимира Мономаха, так же установившего мир и покой в Киеве.

     Владимир Мономах поддерживал  тесные связи со многими европейскими  правителями. Сам он был сыном  византийской принцессы, первая  супруга его была Гида, дочь  английского короля Гарольда; сын  Мстислав был женат на дочери  шведского короля, одна дочь - замужем  за венгерским королём, другая - за греческим царевичем.

     С именем Владимира Мономаха  связано и появление на Руси  символов царской власти - короны (шапки Мономаха), скипетра, державы.  По преданию, их прислал в дар  Мономаху его дед - византийский  император Константин Мономах.

     Славно потрудился Владимир Мономах  во славу Русской земли. По  словам летописца, "слава о  его доблести сияла как солнце  и прошла по всем странам".

     К XI в. за государством восточных  славян окончательно закрепилось  название "Русь", "Русская земля". Всех восточных славян стали  звать "русичами", "русинами", "русскими".

     Владимир Мономах смог объединить  под своей властью 3/4 территории  Древнерусского государства, на  время прекратить княжеские усобицы.  Но единство Руси Владимир  Мономах удерживал только силой  своего авторитета. В границах  Руси уже сложились и выросли  самостоятельные государства. Русь  неудержимо распадалась. На Руси  начинался период феодальной  раздробленности.

 


Информация о работе Киевская Русь