Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 17:11, реферат
Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.
Введение
1. Восточные славяне в дофеодальный период. Общество военной демократии. Подготовка к образованию государства.
2. Образование древнерусского государства. Переход от общества военной демократии к раннефеодальной монархии:
а) Социально-политический строй Киевской Руси.
б) Принятие христианства.
3. Киевская Русь вXI – начале XIII веков
Заключение
Список литературы
По примеру отца, Ярослав, собрав земли Русского государства, раздал их потом своим сыновьям. Смерть, однако, не постигала его внезапно, как Владимира, он имел возможность распорядиться всем перед смертью, но ничего другого не смог сделать, как только отдать Киев старшему сыну Изяславу, а своему любимцу Всеволоду пожелать, чтобы и ему привелось быть Киевским князем, но законным путем, а не насилием. Он разделил свои земли между сыновьями и велел им жить в согласии, как надлежит сыновьям одного отца и матери, и слушаться старшего брата, киевского князя. Наверное, поэтому Изяславу пришлось заключить союз с двумя младшими братьями — Святославом и Всеволодом. В Киевской Руси с 1054 года установилась неизвестная ранее форма правления, которую историки назвали триумвиратом Ярославичей. Все государственные дела братья решали вместе: издавали законы ( «Правда Ярославичей»), ходили в походы на кочевников и половцев. Но больше всего триумвиры заботились об увеличении собственных владений. В 1057 году Изяслав захватил Волынь, а вскоре триумвират поделил между собой Смоленскую волость. Изяслав, Святослав и Всеволод в 1067 году захватили Полоцкую землю, а ее князя бросили в киевскую тюрьму. Новгород присвоил Святослав, Смоленск — Всеволод. Все это вызвало бурю негодования среди младших Ярославичей и посеяло зерна усобиц конца 11 века. После неудачной для Руси битвы на реке Альта триумвират дал трещину и стал распадаться. В 1073 году Святослав обвинил Изяслава в заговоре с половцами, с помощью Всеволода выбил старшего брата из Киева и сел на его место. Так закончился почти 20-летний триумвират Ярославичей. Изяслав убежал в Польшу, потом дальше в Германию, и смог вернуться в Киев только после смерти Святослава (в конце 1076 года).
Тем временем
обойденные дядьями-триумвирами и жаждущие
богатых волостей Олег Святославович
и Борис Вячеславич выгнали из Чернигова
Всеволода Ярославича, где тот сел, когда
Святослав утвердился в Киеве. Изяслав
пришел на помощь брату, и в битве близь
Чернигова 3 октября 1078 года они разгромили
Олега с Борисом. Но Изяслав и сам погиб в этой
битве, и в Киеве стал княжить Всеволод.
На Руси восстановилась единоличная монархия.
Но за степенью централизации и могущества
ему было далеко до государства времен
Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого.
Начав княжить в Киеве в октябре 1078 года,
Всеволод Ярославич посадил сына Владимира
Мономаха в Чернигове, пренебрегши правами
на это место сынов своего старшего брата
Святослава, что стало одной из причин острой
вспышки кровавой войны в Южной Руси в конце
11 века. Всеволод оказался слабым великим
князем. Его реальная власть распространялась
лишь на часть государства — Волынская,
Туровская, Муромская земли и Тмутаракань
не подчинялись ему. Всеволод был просвещенным
человеком, знал пять иностранных языков,
проводил время в беседах с учеными людьми
и чтении книжек. С молодости не любил воевать
и ходить в походы, поручивши это дело сыну
Владимиру, как только тому исполнилось
12 или 13 лет. Всеволод разрешал несогласия
между князьями дипломатическим путем,
а то и сталкивая одного князя с другим. Его смерть
13 апреля 1093 года круто изменила ход политической
жизни на Руси.
Владимир Мономах, который при жизни отца
был фактически правителем Руси и имел
под рукой наибольшую военную силу, внезапно
добровольно отдал киевский престол брату
Святополку. По древним законам замещения
княжеских столов Святополк, который был сыном
старшего брата Всеволода Изяслава, имел
преобладающие права на Киев. Скорее всего,
Мономах проявил уважение к тем законам
и не хотел разжигать ссоры на Руси. Он еще раз сделал
так же, отдав в 1094 году Чернигов Олегу Святославовичу,
который также был старше его в княжеском
роду. Владимир перебрался в Переяслав,
где ему сразу же пришлось столкнуться с половцами.
Получивши отеческий Чернигов, Олег Святославович не успокоился. Вместе с братом Давидом он продолжал подогревать усобицы, желая волости других князей. Казалось, что Русь падает в бездну раздробленности, потому что великий князь киевский Святополк оказался неспособным собственными силами усмирить бунтовщиков. Поэтому он заключил союз с Мономахом, и в 1096 году они с оружием вынудили Святославичей утихомириться. А в 1097 году в Любечи собрался съезд южнорусских князей во главе с Святополком и Владимиром, где было провозглашено объединение сил против половецкой угрозы и закреплено фактически владение волостями, которое сложилось на то время.
Половецкая угроза для Руси особенно усилилась в 90-х годах 11 века и совсем не случайно сходилась во времени со вспышкой усобиц. Степняки воспользовались княжескими невзгодами, которые делали более слабой Русскую землю и затрудняли возможность общих действий против нападающих. Половцев и раньше знали на Руси. Они в причерноморских степях заменили печенегов, отогнанных Ярославом Мудрым от границ государства. В конце 70 — в начале 80 годов половецкие ханы усилили натиск на Переяславщину и юг Киевщины, а Олег Святославович, за ним и другие князья (в основном черниговские) начали использовать степняков в борьбе с соперниками на Руси. Ситуация особенно обострилась в начале 90-х годов 11 века. Даже объединенные силы Святополка киевского и Владимира Мономаха, в то время черниговского князя, были разбиты возле реки Стугна, на подступах к Киеву. Поэтому в 1094 году по инициативе Мономаха русские князья начинают объединяться против половецких ханов. Между 1103 и 1116 годами по инициативе и под командованием Владимира Мономаха было проведено пять больших и победных походов Руси в Половецкую степь. После 1116 года половецкие ханы еще четверть столетия не осмеливались нападать на Русь.
Владимир Всеволодич Мономах сделал вклад в древнерусскую историю не только громкими победами над половецкими ханами. Защита родной земли от врагов всегда считалась на Руси наивысшей добродетелью правителя. Громкими победами над кочевниками Мономах заслужил славу и популярность у народа. Еще при жизни великого киевского князя Святополка, общество смотрело на Владимира как на фактического главу русских князей.
16 апреля
1113 года умер Святополк. Киевляне не любили
недоброго и скупого князя. Вече из зажиточных
горожан позвало на престол Владимира
Всеволодича, но тот не сразу принял это предложение,
поскольку был немолод. Когда Святополк
умер, в Киеве произошло восстание: люди
бросились бить евреев, с которыми вел разные
операции покойный князь, громили также
дома княжьих чиновников и вообще богатых
людей. Испуганные этим движением бояре
призвали на киевский престол Мономаха,
как самого любимого народом князя, чтобы
он водворил мир. Мономах явился в Киев
и первым делом издал постановление об уменьшении
процента от займов. Владимир стал княжить
в Киеве и просидел на престоле до смерти
(1125). В «Русскую правду» было внесено «Устав
Владимира Всеволодича», который ограничивал
применение рабской силы в хозяйстве, что способствовало
экономическому развитию Древнерусского
государства.
Мономах был сильным и мудрым правителем.
Он восстановил единовластную монархию
времен Ярослава Мудрого. Прекращение
усобиц, централизация государства, разгром
половецких ханов способствовали общественно-экономическому
развитию Киевской Руси. Развивалось сельское
хозяйство и ремесленное производство,
оживилась торговля, основывались новые
города и развивались старые. Вырос авторитет
Руси в средневековом мире. Единство Древнерусского
государства поддерживал сын и приемник
Владимира на киевском престоле Мстислав
(1125-1132). Он гасил княжеские раздоры и делал
все для консолидации государства. Мстислав
объединил силы южнорусских князей и совершил
несколько удачных походов на половцев,
прогнав их за Дон и Волгу. Он развил хорошие
отношения с соседями. Мстислав Великий
поддерживал, казалось, стабильную централизованную
монархию, к восстановлению которой приложил
так много сил его отец Владимир Мономах.
Поэтому для древнерусского общества было
неожиданным разделение государства на полтора
десятка княжеств, правители которых,
по крайней мере, часть из них, начала соперничать
с великим киевским князем, который с 40-х
годов превращается лишь в формального
главу государства. На Руси разжигаются
и не останавливаются до самого нападения
орд Батыя (1237-1241) большие и маленькие войны
между князьями.
Политическое
могущество и военная мощь Древнерусского
государства держалась на крепком фундаменте:
развитой и богатой экономике. Земледелие
и скотоводство не только имели возможность
прокормить население страны, но и производили
продукты потребления и сырье на экспорт.
Города, особенно большие, были заселены
ремесленниками, изделия которых пользовались
спросом на Руси и за рубежом. Опустошительные
вторжения кочевников причерноморских
степей, изнурительные, почти беспрерывные
гражданские войны между князьями хотя
и приносили вред, но не могли подорвать
экономику Руси. Слишком развитыми были
продуктивные силы государства, его люди
отмечались работоспособностью, выносливостью
и были способны к прогрессивным изменениям
в производстве. Сельское хозяйство было
основным в древнерусской экономике и достигло
высокого для своего времени уровня развития.
Оно опиралось на древние традиции восточных
славян, которые с незапамятных времен
были земледельцами. Основными зерновыми
культурами в Киевской Руси были жито,
просо, ячмень, пшеница и овес. В разных
регионах большого государства в зависимости
от грунтов и климатических условий применялись
различные системы обработки грунтов.
Другим важным видом сельскохозяйственной
деятельности русских людей было скотоводство.
Среди сельских промыслов особенно развитыми
были охота и рыболовство. Охота на лесных
и степных зверей и птиц обеспечивала мясом,
а продажа шкурок приносила хорошие доходы.
Ценный мех был одной из главных статей
древнерусского экспорта, который поставлялся
во многие страны Европы и Востока. Значительного
расширения и высокого уровня развития
достигло на Руси ремесленное производство.
Основной его отраслью была металлургия,
которая вместе с земледелием заложила
фундамент хозяйственного прогресса Древнерусского
государства. Наиболее высокого уровня
мастерства достигли русские ювелиры.
Наиболее массовыми видами ремесла были
изготовление керамической (глиняной)
посуды, обработка шкур, дерева и кости.
Развитая обработка дерева и камня, изготовление
кирпича давали возможность русским людям
строить разнообразное жилье, церкви и дворцы.
Как для своего времени ремесло было развитым,
технически совершенным, разнообразным.
Изделия русских мастеров не уступали
зарубежным, были лучшими образцами мирового
искусства. Социально-экономическая, политическая
и культурная жизнь Киевской Руси сосредоточивалась
в городах. Преобладающее большинство
их жителей были ремесленниками разных
специальностей. Городские рынки — торги —
были одновременно главными площадями,
на которых бурлила жизнь. Древнерусские
города были культурными центрами. В них действовали
школы и мастерские по написанию книг, существовали
библиотеки, писались иконы, изготовлялись
произведения прикладного искусства.
Ярким примером высокого уровня экономического
развития Древнерусского государства
были внутренняя и внешняя торговля. Жаль,
что про внутреннюю торговлю известно мало.
Между разными землями Руси происходил
экономический обмен, который способствовал
обеспечению продуктами потребления,
сырьем и ремесленными изделиями тех районов,
где они не производились. Главным направлением
внешней торговли было восточное. Главными
платежными средствами внешней и внутренней
торговли Руси 9-11 веков были иностранные
монеты. Несколько раз пытались ввести
собственную монету. Но чеканка древнерусских
монет имела очень скромный объем. Древнерусская
культура представлена несколькими тысячами
фольклорных, письменных и вещевых памятников,
которые сохранились до нашего времени.
Развитие литературы и вообще письменности
на Руси было бы невозможно без просвещения,
книжности и библиотек. При Софийском соборе,
других храмах и монастырях накапливались
библиотеки, которые состояли главным
образом из произведений иностранных авторов,
переведенных на древнерусский язык.
Веха феодальной раздробленности наступила,
как говорится, благодаря социально-экономической
поступи Древнерусского государства и его народности
и связанной с ними политической обособленности
разных земель и княжеств. В 12 веке складываются
земельные территории, что стало одним
из факторов возникновения украинской,
так же как русской и белорусской, народности.
Не стоит преувеличивать этнокультурного
единства древнерусской народности —
местные различия в быте, обычаях, языковых
диалектах, фольклоре во времена существования
(9-13 века) так и не были одолены. В середине —
второй половине 12 века в государственных
рамках Древней Руси выделилось полтора
десятка княжеств и земель, которые потом
начали объединяться в группы. Это исторически
объективно закладывало устои формирования
территорий трех восточнославянских народностей,
которое началось с 13 века.
Заключение.
История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало XII века, условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X века.) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI века.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало XII века - переход к территориально-политической раздробленности. Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом.
Одна
из причин феодальной раздробленности
на Руси - междоусобная война русских князей,
связанная с особым порядком наследования
Великого княжения.
В то же время важно понять, что феодальная
раздробленность - это неизбежная ступень
эволюции феодального общества, экономической
основой которого служит натуральное
хозяйство с его замкнутостью и обособленностью.
В рамках единого государства за три века
сложились самостоятельные экономические
районы, выросли новые города, зародились
и развились крупные вотчинные хозяйства,
владения многих монастырей и церквей.
Выросли и сплотились феодальные кланы
- боярство со своими вассалами, богатая
верхушка городов, церковные иерархи.
Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности
которого была положена служба сюзерену
в обмен на земельное пожалование на время
этой службы.
Огромная Киевская Русь с ее поверхностным политическим сцеплением, необходимым, прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников. С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - закономерный этап на пути к будущей централизации страны, будущему экономическому и политическому взлету на новой цивилизационной основе.
Исчезновение
внешней опасности, связанное с
прекращение существования
На обломках Киевской Руси возникло несколько самостоятельных образований. Каждое из них вполне сопоставимо по своим формам и размерам с западноевропейскими раннефеодальными государствами.
Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни.
Идея единства Руси продолжала
жить в сознании людей, а
опыт совместной исторической
практики лишь подтверждал
Киевский период также отличен христианизацией Руси; он является свидетелем взлета блестящей цивилизации, особенно проявляется в архитектуре, литературе и прикладных искусствах.
Кроме достижений русского народа в Киевский период, жизнь в Киевской Руси имело много негативных аспектов. Постоянные вторжения тюркских кочевников с юго-востока, так же, как и внутренние войны, русскими князьями, не давали покоя населению для жизни. Постоянно расширяющаяся пропасть между высшими и низшими классами выливалась в периодические экономические и социальные кризисы. Несмотря на все ее недостатки, Киевская Русь тепло воспринималась народной памятью, что выращено в русских эпических песнях – былинах. Никакой другой период истории страны не воспринимался в русском фольклоре с такой симпатией и благодарностью, как Киевский.
В
Киевской Руси было «нечто», заставляющее
людей забыть ее негативную сторону
и помнить лишь достижения. Это
«нечто» было духом свободы индивидуальной,
политической и экономической.
Список
литературы.
1. Вернадский Г.В. Древняя Русь.М.,1996;
2. Вернадский Г.В. Киевская Русь.М.,1996;
3. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.;
4. История отечественного государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев (и др.); под ред. Ю.П. Титова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006;
5. Карамзин Н.М.
«История Государства