Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:15, курсовая работа
Целью данного исследования является исследование Киевской Руси как раннефеодального государства.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть образование древнерусского государства;
-рассмотреть теории возникновения государства;
-определить влияние церкви на становление государственности;
-рассмотреть этапы становления и развития Киевской Руси;
Введение………………………………………………….…………..…………………3
Глава I. Образование древнерусского государства……………….……..…....5
1.1.Норманская и антинорманская теории возникновения государства…....5
1.2.Влияние церкви на становление государственности……………………...7
1.3.Этапы становления и развития Киевской Руси……………………….….10
Глава II. Киевская Русь - раннефеодальное государство……………...…….15
2.1.Общественный строй Киевской Руси…………………………………….15
2.2.Государственный строй Киевской Руси………………………………….19
2.3. Культура и быт раннефеодального государства……………………..….22
Заключение…………………………………………………………………...…32
Список использованных источников и литературы…………
Со
2-й половины 9 в. летописи упоминают
деревянные христианские храмы (Киев),
число и размеры которых
Во 2-й пол. 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В своих крепостях и загородных владениях князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трехнефныйшестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление богатырской мощи и почти аскетической простоты. В Киеве соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-78, разрушен в 1941). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых - над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113). Величавая простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объёмом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее особую цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 в. В 12 в. заметно меняется и стиль живописи. В замечательных мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился; мозаики и фрагменты фресок главным образом в Софийском музее-заповеднике, Киев) выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик отдельных святых. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах всё больше отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба - в Киеве, 12 в.) преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям20.
Художественная культура Киевской Руси получила дальнейшее развитие в период феодальной раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями их экономической и политической жизни. Возникает ряд местных школ (Владимиро-Суздальская школа,Новгородская школа), сохраняющих генетическую общность с искусством Киевской Руси и некоторое сходство художественно-стилистической эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств, северо-восточных и северо-западных земель всё сильней дают себя знать народные поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но слабеет пафос величавой формы. Высокие достижения искусства Киевской Руси, явившиеся вкладом в мировую историю культуры, служили для местных течений, а затем для русского, украинского и белорусского искусства критерием художественного вкуса и образцом, к которому они неоднократно обращались как к источнику вдохновения и подражания.
Музыка. Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии в Киевской Руси музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на "бубнах" (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у представителей дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как отечественные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они зачастую сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приёмов, празднеств, на пирах князей и др. именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны самые ранние письменные памятники русского музыкального искусства - рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Богатая и разносторонняя культура Киевской Руси явилась основой для последующего развития культур русского, украинского и белорусского народов21.
Существование
Киевской Руси - важный период в истории
славянских и других народов Восточной
Европы. Киевская Русь сыграла огромную
роль в дальнейшей истории восточных славян.
Истоки общности и дружбы русского, украинского
и белорусского народов восходят к периоду
Киевской Руси. С этого времени ведет свое
начало сознание единства происхождения,
историко-культурной и этнической близости,
родства и неразрывной связи всех частей
возникшего в дальнейшем Российского
государства.
Заключение
В своей курсовой работе я поставил определённые задачи, которые хотел осветить.
Прежде всего, я осветил 2 взгляда на образование древнерусского государства: норманнскую и антинорманнскую теории. По норманнской теории государство появилось в результате захвата варягами славянского населения или в результате приглашения варяжского князя на управление Русью. А по антинорманской теории, государство Русь уже существовало на момент приглашения варяжского князя Рюрика на княжение.
Второй вопрос, который я осветил – это влияние церкви на становление государственности у восточных славян. Оказалось, что православная церковь сыграла очень большую роль в становлении древнерусского уклада. Вместе с Христианским учением церковь принесла на Русь начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества.
И, наконец, я осветил общественный и политический уклад Киевской Руси. Где подробно описал деление древнерусского на сословия, и распределение власти в древнерусской политической системе.
Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие — это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Киевская
Русь сложилась в форме
В
связи с этим, существование Киевской
Руси - важный период в истории славянских
и других народов Восточной Европы.
Киевская Русь сыграла огромную роль
в дальнейшей истории восточных
славян. Истоки общности и дружбы русского,
украинского и белорусского народов
восходят к периоду Киевской Руси.
С этого времени ведет свое
начало сознание единства происхождения,
историко-культурной и этнической близости,
родства и неразрывной связи
всех частей возникшего в дальнейшем
Российского государства.
Список
использованных источников и литературы
Монография
Электронные ресурсы
Информация о работе Киевская Русь как раннефеодальное государство