Киевская Русь от Олега до Святослава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

Древнейшая родина восточных славян — Центральная Европа, там где берут свои истоки реки Дунай, Эльба, Одер, Висла. Отсюда, вытесненные другими народами, многие славянские племена перебрались дальше к востоку. Переселение это совершилось не раньше VIIв. Одни племена двинулись к берегам Днепра, Припяти, Десны. Это были поляне, древляне, северяне и др. Еще один поток переселенцев дошел до берегов реки Волхов и озера Ильмень. Эти племена назывались ильменскими словенами. Часть славян (кривичи) осела на возвышенности, откуда вытекают Днепр, Москва-река, Ока. Осваивая новые земли, славяне потеснили, подчинили и ассимилировали балтские и угро-финские племена, которые тоже были язычниками и кормились земледелием, собирательством и охотой.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ И УКРАИНЫ.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

          Оказалось,  что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в  Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников.

 

          Дни  ее были сочтены, труды и  скорби подорвали ее силы 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем  великим сын ее, и внуки, и  все люди». Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание.

 

         Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа.           Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь.

 

          При  святом князе Владимире, по  некоторым данным в 1007 году, мощи  святой Ольги были перенесены  в Десятинный храм Успения  Пресвятой Богородицы и положены  в специальном саркофаге, в  каких принято было класть  мощи святых на православном  Востоке.

 

 

 

 

Внешнеполитические акции  Святослава

 

 

(годы княжения — 957-972гг.)

 

          Святослав  был голубоглазым, пышноусым человеком  среднего роста. Коренастый и  сильный, он был неутомим в  походах. Его войско не имело  обоза, и князь, как все, обходился пищей кочевников — вяленым мясом. Всю свою недолгую жизнь он остовался язычником и многоженцем.

 

          Можно  сказать, что что Святослав,  получив власть от матери, правил  Русью с коня: он почти непрерывно  воевал совершая со своей отборной  дружиной набеги на соседей, причем весьма дальних.

 

          Перед  Святославом стояла задача защитить  Русь от набегов кочевников (печенегов)  и расчистить торговые пути  в другие страны. С этой задачей  Святослав справился успешно,  что позволяет говорить о нем  как о способном деятеле и полководце.

 

          С 964 г. Святослав начинает жестокую  борьбу против Хазарского каганата, представлявшего для Киева постоянную  угрозу. Вначале Святослав освобождает  от власти хазар земли вятичей  и подчиняет последних Киеву.  Затем одерживает победы над волжскими булгарами, северо-кавказскими племенами ясов, касогов, кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Победы Святослава настолько ослабили Хазарский каганат, что он уже не смог возродить свою былую мощь и вскоре распался.

 

          По кончине матери Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение: то есть перенести столицу государства на берега дунайские. Кроме самолюбивых мечтаний завоевателя, Болгария действительно могла нравиться ему своим теплым климатом, изобилием плодов и богатством деятельной, удобной торговли с Константинополем

 

          В 967-968 г.г. в союзе с Византией  Святослав воевал с Болгарией  за Подунавье. Блистательные победы  киевского князя испугали византийского  императора Никифора Фоку, он  примирился с болгарами, а затем заключил тайный союз с печенегами. Летом 968 г. печенеги осадили Киев. Дружины, способной дать отпор врагу в Киеве не было. Ольга с тремя малолетними внуками укрылась за крепостными стенами. Святослав с войском был далеко, но на левом берегу Днепра стояла малая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некоему юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить Претича о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города.

 

          В 969 г. Святослав вернулся в Киев. Святослав разделил свои владения  между своими сыновьями. Он  поручил Киев сыну своему Ярополку, а другому сыну, Олегу, древлянскую землю, где прежде властвовали ее собственные князья. В то же время новогородцы, недовольные, может быть, властию княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в правители, и грозились в случае отказа избрать для себя особенного князя: Ярополк и Олег не захотели принять власти над ними; но у Святослава был еще третий сын, Владимир, от ключницы Ольгиной, именем Малуши, дочери любчанина Малька: новогородцы, по совету Добрыни, Малушина брата, избрали в князья сего юношу, которому судьба назначила преобразить Россию. Итак, Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные уделы. 

 

          Святослав  намеревался перенести столицу  Руси в болгарский город  Предславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных тран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси.

 

          Но возвратясь  в Болгарию (970 г.), он нашел там  не подданных, а врагов, приводить к покорности которых пришлось огнем и мечом. Византийский император Иоанн Цимисхий, опасаясь упрочения власти Святослава, потребовал, чтобы он оставил Болгарию. Святослав ответил отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло у города Адрианополя. Малочисленная дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия не устояло и бежало. После этого сражения, встретившись на берегу Дуная, Святослав и Иоанн Цимисхий заключили перемирие.

 

          В следующем  971 г. византийский император,  нарушив перемирие, осадил город  Переяславец (ставку Святослава). После долгой осады и примеров  отчаянной храбрости русских  воинов, Святослав заключил с  Ионном Цимисхием мирный договор  и повел свое поредевшее войско к Киеву.

 

          Однако  коварный византийский император,  желая окончательно погубить  Святослава, дал знать печенежскому  хану Куре, что «…князь киевский  возвращается в свою отчину  с малыми силами, но с великими  богатствами». Весной 972 г., у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою. По преданию, хан Куря сделал из черепа Святослава чашу и, в знак своей воинской доблести, пил только из нее.

 

Матерью князей Ярополка и Олега  Древлянского была печенежской (или венгерской) княжной Предславой, а будущий великий князь киевский Владимир родился от ключницы Малуши (холопки княгини Ольги).

 

Святослав представлен образцом воина  и только воина, который с своею  отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли; эти отношения Святослава к Руси предание выставило в речах послов киевских, отправленных к Святославу в Болгарию. Можно сказать, что Святослав никогда не имел на Руси значения князя: сначала это значение имела его мать, Ольга, потом сыновья его. Утверждение Святослава в Болгарии, успехи его в войне с греками могли иметь важные следствия для новорожденной Руси, но историк не имеет права рассуждать о том, что могло быть, он имеет право только сказать, что неудача Святославова проистекла от недостаточности его средств, от того, что он оторвался от Руси, действовал только с одною отборною дружиною, а не устремил на Грецию соединенные силы всех племен, подвластных Руси; только в последнем случае предприятие Святослава могло иметь важное, решительное влияние на судьбы Восточной Европы. Олег и Ольга предания действуют преимущественно хитростию и перехитряют самих греков; Святослав отличается поведением противоположным; он не нападает на врагов хитростию, но посылает сказать им: иду на вас! И когда однажды он вздумал было схитрить с греками, то его неловкая хитрость обратилась во вред ему самому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Каждая  историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных и реакционных. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы.

 

          И, наконец,  было принято христианство, что укрепляло власть и территориальное единство Киевской Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Оно стало в православной традиции одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

 

          Так  Ольга, вдова Игоря, установила нормы повинностей - дым. Сроки и места сбора дани: уроки и погосты. Ольга первой из членов княжеской фамилии приняла христианство около 955 г.

 

          Сын  Ольги и Игоря Святослав больше  внимания уделял делам внешней  политики. С 964 г по 972 он ведет почти непрерывные войны с Волжской Булгарией и Хазарией. Основал Тмутараканское княжество на Таманском полуострове. Он воевал с болгарами на Балканском полуострове, с Византией и погиб в 972 г в засаде печенегов у днепровских порогов.

 

          После смерти Святослава в течении 8 лет шла борьба между его сыновьями за киевский престол. Великим князем стал Владимир. За годы его правления по 1015 г Русь сделала значительный шаг вперед в своем развитии. Укрепилась княжеская власть, построен ряд крепостей южнее Киева, что обезопасило его от набегов качевников, расширина территория государства. В 988 г он принял христианство, а затем в течение нескольких лет вводил его на Руси. После смерти Владимира Святославовича в 1015 г вновь начинается борьба за княжеский престол, в которой победил Ярослав Мудрый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Список использованной литературы:

 


Информация о работе Киевская Русь от Олега до Святослава