Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:28, реферат
Вероятно, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность, более противоречивую, чем великий князь киевский Владимир Святославич. Нелёгкая ему выпала судьба, долгим и тернистым был путь к власти. Переломным моментом в жизни Владимира стало приобщение в 988 г. к Вере Христовой и крещение подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после – ревностным христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира.
7. Последние годы
Во второй половине правления Владимира Русь процветала, она достигла высокого уровня военного могущества, экономической стабильности, происходил культурный подъем. И только в княжеской семье не было согласия. В 1012 г. против отца восстал Святополк, княживший в Турове. Владимир быстро покончил с мятежом, а сына посадил в тюрьму. В 1014 г. отказался платить дань Киеву Ярослав, княжеский наместник в Новгороде. Разгневанный Владимир начинает подготовку к походу на Новгород, но 15 июля 1015 г. внезапно умирает в своей загородной резиденции в Берестово. Смерть великого князя привела к кровавой борьбе за власть между его сыновьями, победителем из которой вышел Ярослав.
8. Память о Владимире Крестителе
Памятник князю Владимиру, крестителю Руси, стоит в парке на Владимирской горке. Над крутым берегом Днепра высится фигура святого Владимира. В правой руке князь держит крест, в левой – княжескую шапку. Постамент построен из кирпича и облицован чугуном. По форме он напоминает часовню. Горельеф, размещенный на пьедестале памятника Владимиру, изображает сцену крещения жителей Киева. Оформление постамента дополнено изображениями звезд и крестов – символов крещения огнем и мечом, архангела Михаила, который является покровителем Киева и изображен на гербе города, оружия, факела как символа просвещения, а также символов плодородия. Огромный крест, который держал Владимир, был оборудован газовыми горелками, для того, чтобы фигура была видна ночью. Позже газовые рожки заменили электрическими лампами. До того, как на Владимирской горке появился памятник князю Владимиру, это место называлось Михайловской горкой, по имени Михайловского монастыря, которому принадлежала земля. Еще в середине 19 века склоны Михайловской горки были укрыты виноградниками. После того, как земли отошли в собственность города, началась реконструкция Михайловской горки. Здесь устроили парк по типу Швейцарских гор: разбили газоны, проложили аллеи и расставили скамейки для отдыха, даже построили чайный павильон и фонтан. Разноуровневые террасы соединялись кирпичными дорожками и лестницами. Частью развития Михайловского парка стала установка памятника святому Владимиру в 1853 году. Вначале, в 1840 году склон укрепили и оборудовали на нем террасу. Было решено установить памятник Князю Владимиру на том месте, где когда-то происходило крещение русского народа. Создавали скульптуру в Петербурге. Над ней работали скульпторы Петр Клодт, Владимир Демут-Малиновский, инженер Александр Тон. Вариант памятника выбрал и одобрил царь Николай I. Единственная задержка с установкой памятника князю Владимиру произошла из-за протеста, который высказал киевский митрополит Филарет Амфитеатров. Он отказался освящать памятник князю Владимиру по той причине, что негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы.
Князь Владимир (христианское имя Василий), в былинах называемый князем Владимиром Красное Солнышко до принятия христианства отличался жестоким нравом и развращенностью натуры. Свергнув в 978 году своего брата Ярополка и захватив Киев, Владимир свел на нет попытки по введению христианства, которые предпринял Ярополк. Это время можно назвать периодом языческой реакции. Владимир возвел в Киеве пантеон для идолов главных языческих богов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Ввелись в практику человеческие жертвоприношения богам (как правило, это были захваченные в плен враги). Известно, что у Владимира было несколько сот наложниц в разных городах, а также несколько жен, что соответствовало языческим традициям. Но позже, в связи с тем, что Русь стала довольно заметным государством, известным в Европе, появилась необходимость определиться с выбором религии, способной привлечь влиятельных союзников на сторону Руси, или реформировать язычество. В результате, выбор был остановлен на христианстве. Традиционно датой крещения Руси принято считать 988 год. Известно, что именно по указу Владимира началось насильственное насаждение грамотности. Несмотря на очевидную прогрессивность предприятия, в народе оно было встречено с настороженностью и иногда вызывало противодействие: "Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых."
Во время Великой Отечественной войны немецкая администрация будто бы решила уничтожить памятник Князю Владимиру. Киевляне убедили немцев, что взрывать памятник нельзя, так как он закрывает собой колодец с подземными водами. Стоит только тронуть памятник, как бурные воды затопят Киев. Это более современный вариант легенды о море, спрятавшемся под Андреевской церковью.
Заключение
Владимира Великого можно считать поистине важной личностью в истории Киевской Руси, так как его вклад в развитее этого государства. Н. М. Карамзин подвел такой итог княжению князя Владимира:
"Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Довольно, что Владимир, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей князь, похитив единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением заглодил вину свою; выслав мятежных варягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседов, победил сильного Мечислава и славный храбростию народ ятвяжский; расширил пределы государства на западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой главе восточных императоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми боярами о полезных уставах земских; завел училища и призывал из Греции не только иереев, но и художников; наконец был недным отцом народа бедного. Горестию последних минут своих он заплатил за важную ошибку в политике, за назначение особенных уделов для сыновей.
Слава его правления раздалась в трех частях мира: древние скандинавские, немецкие, византийские, арабские летописи говорят о нем. Кроме преданий церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых, память сего Великого князя хранилась и в сказках народных о великолепии пиров его, и о могучих богатырях его времени".
Список использованной литературы: