Конституционализм Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:09, реферат

Краткое описание

Япония – страна с глубокими традициями. Современный конституционный строй Японии складывался через призму исторических, религиозных и политических преобразований страны начиная с конца XIXвека.
Известен факт, что до второй половины XIX века Япония была закрытой страной – внешние контакты с иными государствами были сведены к минимуму – в отличие от, например, патриархальной Российской Империи, которая в период XVII-XX вв. переняла европейские взгляды на государственное устройство, властные институты (пусть и не всегда нашедшие свое применение на практике), Япония, в силу и географической изолированности, и особенностей социального устройства общества, не подвергалась «прогрессивному» влиянию зарубежных государств, оставаясь глубоко феодальной и кастовой страной.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционализм Японии.docx

— 30.68 Кб (Скачать файл)

Япония – страна с глубокими  традициями. Современный конституционный  строй Японии складывался через  призму исторических, религиозных и  политических преобразований страны начиная  с конца XIXвека.

Известен факт, что до второй половины XIX века Япония была закрытой страной – внешние контакты с иными государствами были сведены к минимуму – в отличие от, например, патриархальной Российской Империи, которая в период XVII-XX вв. переняла европейские взгляды на государственное устройство, властные институты (пусть и не всегда нашедшие свое применение на практике), Япония, в силу и географической изолированности, и особенностей социального устройства общества, не подвергалась «прогрессивному» влиянию зарубежных государств, оставаясь глубоко феодальной и кастовой страной.

Буржуазные преобразования 70-80-х  гг. XIX столетия вывели Японию из внешнеполитической изоляции, расчистили почву для развития капитализма. Торговые контакты и культурный обмен с европейскими странами способствовали внутренним перестройкам. Одним из результатов революций стало принятие в 1889 году конституции – конституции Мэйдзи.

К разработке конституции приложил немало усилий Томоми Ивакура – один из министров императорского двора. В 1871-73 гг. он совершал поездку по странам Европы и США, подготавливая и заключая договора по торговле и сотрудничеству. Японская делегация очень внимательно ознакомилась с государственными учреждениями, культурой, промышленностью развитых стран. Во время турне на министра наибольшее впечатление произвела Пруссия с ее сильной императорской властью, «карманным» парламентом, государственным протекционизмом и активной ролью государства в развитии промышленности. Именно эти факторы стали основополагающими при составлении проекта Японской конституции (уже после смерти Ивакура) – за образец была принята прусская (бисмарковская) конституции 1850 года.

Конституция была октроирована 11 февраля 1889 г. и введена в действие 29 ноября 1900 г., когда собрался первый парламент. Она была названа «Конституцией  Великой Японской Империи». Принятие Конституции устранило одно из препятствий  к тому, чтобы европейские державы  и Америка признали Японию передовой, «модернизированной» страной.

Специфические черты Конституции  Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта Конституция  является октроированной. Это означает, что первоначально существует право  монарха и Конституция устанавливается  именно правом монарха (императора –  тэнно). Во-вторых, принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха. В-третьих, не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте. В-четвертых, субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; каталог и содержание их прав и свобод ограничены.

Конечно, такую конституцию нельзя назвать демократичной. Как верно  замечает Жучкова С.М., «Конституция 1889 г. была продуктом компромисса между сторонниками традиционной теократической монархии, которые стремились сохранить императора как абсолютного монарха, активно участвующего в управлении государством и сторонниками бюрократической авторитарной системы, в которой от имени императора правила бы бюрократия. Последние понимали необходимость и возрастающую роль представительной власти, которой, однако, отводили второстепенное место».  Но для Японии того времени это был значительный шаг.

На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс  превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация  страны и сохранения в различных  сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер. Именно воинственность страны станет одним из основополагающих факторов при составлении проектов ныне действующей конституции Японии. Но об этом чуть ниже.

В.М. Курицын объясняет особую агрессивность японской внешней политики и милитаризации японского общества и государства тем, что, выступив на международную арену сравнительно поздно, Япония не поспела к разделу колоний, и могла удовлетворять свои территориальные претензии только в результате передела уже поделенного – т.е. путем агрессивных завоевательных воин. Русско-Японская война, захват Кореи и значительной части Китая, тем не менее, не позволили Японии создать колониальную империю в Юго-Восточной Азии – поражение во второй мировой войне расставило все точки над i.

Государство и общество нуждались  в реформировании – приоритетными  направлениями послевоенного устройства страны должны были стать, во-первых, ликвидация феодализма, всевластия императора; во-вторых, смещение кастового самурайского строя, духа милитаризации; в-третьих –  установление демократии. Все это  должно было быть отражено в новой  конституции.

Первоначальный проект конституции  Японии был подготовлен правительством Японии при участии группы советников в 1946 г. Он сохранил многие положения  первой, консервативной конституции  страны 1889 г., лишь слегка подвергнув их «косметической» обработке. Проект был представлен в парламент, но вызвал отрицательную реакцию  японской общественности и Дальневосточной  комиссии, созданной странами-победительницами. В результате проект был отозван.

Второй проект конституции разрабатывался учеными и генералами США под  руководством генерала Мак-Артура. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

Многие положения новой конституции  были заимствованы из Конституции США, конституционных положений Великобритании; Конституция Советского Союза 1936 г. также оказала воздействие на основной закон Японии – в частности, как подчеркивает В.М. Курицын (на что  мы указывали выше, при рассмотрении Конституции США), закреплены в конституционном  порядке равноправие женщин и  мужчин, социальные права граждан.

Особо аккуратно и скрупулезно  подошли разработчики к положениям Конституции о военной мощи Японии. В целях недопущения и предотвращения возможной военной агрессии, союзники включили в проект принцип-обязательство об отказе Японии от войны и вооруженных сил. Статья 9 Конституции, по которой до сих пор не умолкают дискуссии, гласит, что «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается»

Японские реакционные круги  неоднократно пытались ревизовать данную статью – но безуспешно. Сегодня  в Японии имеется Корпус обороны  — по существу, вооруженные силы страны, но на его содержание тратится приблизительно 1% государственного бюджета. Против возрождения милитаризма  направлено также положение конституции  о том, что правительство страны должно состоять только из гражданских  лиц[7].

Окончательно новая конституция  Японии была принята парламентом  в октябре 1946 года и вступила в  силу 3 марта 1947 г. Данная конституция  действует и по сей день, и в  силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде (пересмотр конституции  Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме, однако практика пересматривать конституцию Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде).

Обозначим лишь основные положения  Конституции, отличающие ее от предшественницы 1889 года.

Так, император лишен возможности  оказывать какое-либо влияние на государственные дела – он лишь номинально выступает в качестве главы государства, представляя  собой «символ нации» (ст.1). Более  того, «статус императора определяется волей всего народа» – что  лишает его божественного ореола, божественного происхождения. Синтоизм был лишен статуса государственной  религии.

В целом же Конституция Японии 1947 года (состоящая из 103 статей) вполне отвечает требованиям демократического общества современного мира. Сам факт того, что в нее не вносилось изменений и поправок свидетельствует о том, что граждане этой высокоразвитой и технологичной страны являются носителями высоких общественных ценностей, дорожат и способствуют развитию демократических институтов как в своей стране, так и во всем мире.

 

Высшим органом власти в Японии является Парламент — «Государственный Совет». Он является выразителем воли японского народа, носителя государственного суверенитета. Парламент является также единственным законодательным органом государства. Только он имеет право принимать законы.

Японский парламент является двухпалатным. Он формируется из нижней Палаты представителей и верхней Палаты советников. Первая состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Она рассматривает и утверждает основные законопроекты. Вторая палата состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Она проверяет законопроекты, принятые нижней палатой, утверждает или отсылает их на доработку.

Депутаты обеих палат избираются на выборах прямым голосованием. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей — 25 лет, для Палаты советников — 35 лет. 300 депутатов Палаты представителей избираются в одномандатных округах, а остальные 180 — в 11 общенациональных многомандатных округах. 96 депутатов Палаты советников избирают в одномандатных округах, а остальные сто сорок шесть в 47 префектурных многомандатных округах. Выборы проходят по пропорциональной системе.

Палата представителей имеет больше полномочий, чем Палата советников. В частности, нижняя палата может  принимать законопроекты двумя  третями голосов своих депутатов, если верхняя палата отклонила законопроект или не рассмотрела его в течение 60 дней. Решение Палаты представителей при утверждении бюджета, ратификации договоров и назначении премьер-министра получает статус всепарламентского, когда между обеими Палатами не достигнуто соглашение по этим вопросам или Палата советников не приняла собственное решение. Также Палате представителей принадлежит прерогатива выражения вотума недоверия правительству.

 

Кабинет министров является руководящим органом исполнительной власти в Японии. Он управляет страной в соответствии с законами и бюджетом, утвержденными Парламентом. Кабинет министров часто называют правительством Японии. Его возглавляет премьер-министр — фактический глава государства. Он избирается среди депутатов Парламента и утверждается Императором. Кабинет состоит из государственных министров, числом от 14 до 17 человек, возглавляющих профильные министерства. Их всех назначает премьер. По законодательству все министры должны быть гражданскими лицами. Премьер-министр председательствует на правительственных совещаниях, имеет единоличное право увольнять министров.

Кабинет министров  руководит страной согласно вотуму доверия, предоставленного парламентом. Половина членов Кабинета должна назначаться  из депутатов обеих парламентских  палат. Фактически японский Парламент  является местом формирования японского  правительства.

Кабинет министров  отвечает перед парламентом за выполнение государственного управления и, в случае неудовлетворительных результатов, уходит в отставку. Она происходит после  принятия Палатой представителей вотума недоверия правительству. За 10 дней, при наличии конфликта интересов  Парламента и Кабинета министров, глава  правительства может распустить Палату представителей и назначить  новые выборы, чтобы узнать, кого поддерживают граждане. Если проправительственная партия набирает на выборах большинство голосов — Кабинет переизбирается на новый срок; если проправительственная партия проиграет — правительство в полном составе уходит в отставку. Кроме того, Кабинет каждый раз обновляется после новых выборов в Палату представителей.

Основными обязанностями  и правами Кабинета министров  является:

  1. управление страной на основе законов и бюджета, принятых Парламентом;
  2. подписание международных договоров;
  3. представление на рассмотрение Парламента проекта бюджета на следующий год;
  4. принятие правительственных постановлений и приказов для выполнения законов;
  5. созыв временной сессии Парламента и чрезвычайного заседания Палаты советников, роспуск Палаты представителей, представление законопроектов в Парламент;
  6. выдвижение кандидата на должность председателя Верховного суда и назначение судей низших инстанций;
  7. предоставление советов Императору Японии в государственных церемониальных делах и утверждение протоколов церемоний с участием императора.

 

Суды являются органами судебной власти в Японии. Они существуют для надзора за исполнением законов и решения конфликтов в соответствии с действующим законодательством. Судебная власть Японии является независимой от исполнительной и законодательной властей. Это необходимое условие для осуществления справедливого судопроизводства. Суды возглавляются независимыми судьями, при разрешении дел руководствующихся только Конституцией, законами и собственной совестью. Одной из главных прерогатив судебной власти является конституционный контроль — проверка соответствия законов, принятых Парламентом, и постановлений, изданных правительством, действующей Конституции Японии. Поэтому суды называют «конституционными часовыми».

Японские суды делятся на Верховный суд Японии и суды низшей инстанции. Последние состоят из высших, районных, семейных и дисциплинарных судов. Верховный суд является высшим органом судебной власти в стране. Он обладает правом конституционного контроля и выступает судом последней инстанции, решения которого не подлежат обжалованию. Верховный суд формируется из председателя и 14 судей, которые номинируются Кабинетом министров и назначаются Императором. Судьи судов низшей инстанции назначаются Кабинетом министров.

Информация о работе Конституционализм Японии