Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа
Союз Советских Социалистических Республик существовал с 1922 г. ( 29 декабря 1922 г. на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был подписан Договор об образовании СССР) – 26 декабря 1991 г. Это государство представляло собой одно из самых прогрессивных в своей эпохе объединений. За время его существования произошло множество взлётов и падений, было сделано много значимых открытий, которые послужили толчком к развитию, не только данного государства, но и для всего человечества.
Основной Закон СССР 1977 г. имеет следующую структуру: Преамбула; I. Основы общественного строя и политики СССР (гл.1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества); II. Государство и личность (гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР); III. Национально-государственное устройство СССР (гл.8-11: СССР - союзное государство; Союзная Советская Социалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономная область и автономный округ); IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания (гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; Избирательная система; Народный депутат); V. Высшие органы государственной власти и управления СССР (гл.15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР); VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках (гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; Местные органы государственной власти и управления); VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура); VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.30
Остановимся на важнейших особенностях новой Конституции. Как уже подчеркивалось ранее, одним из главных вопросов для принятия этой Конституции был вопрос о "портрете" общества. Поэтому не случайно примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. Не надо видеть в этом попытку заурегулировать общественное развитие; наоборот, именно стремление определить его характер и перспективы побудили перенести соответствующие положения из партийных документов КПСС в Конституцию, т.е. придать им (помимо политического) еще и всеобъемлющий юридический характер. Новая Конституция не только фиксирует построение в СССР зрелого социализма. В преамбуле, как уже говорилось, дается подробная характеристика развитого социалистического общества. Исходя из консолидации различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" - ее составлял "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция провозгласила крупномасштабную программу социально-культурной политики, учитывающую потребности различных слоев общества (глава 3 - "Социальное развитие и культура").
Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит об "основе экономической системы СССР" - ее составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст.10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст.14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст.16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст.17).
Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Продолжая в этом плане традицию советского варианта конституционного регулирования - громко говорить об участии народа в управлении страной, независимо от реальности - все-таки Конституция содержит очень важные политические постулаты. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст.10 Конституции РСФСР 1918 г), "трудящимся города и деревни" (ст.3 Конституции СССР 1936 г). Конституция 1977 г. впервые записала в ст.2, что "вся власть в СССР принадлежит народу".31
Глава "Политическая система" вводилась в Конституцию впервые. Причем в отношении трудовых коллективов вопрос решался непросто. Сначала в проекте Конституции статья о них находилась в главе второй - "Экономическая система".Т. е. трудовым коллективам тем самым как бы отводилась роль лишь первичной производственной ячейки. Однако в конце концов данная статья была перемещена в главу первую. Этим подчеркивалась возможность трудовых коллективов более действенно участвовать в политической жизни страны. Однако, конечно, предполагалось участие трудового коллектива как единого целого в делах города, области, республики, Союза ССР. Вряд ли предполагалось превращение самих трудовых коллективов в арену внутренних политических страстей. И хотя включением статьи о трудовых коллективах в главу о политической системе такое объективно не исключалось, но на момент принятия Конституции об этом не думали даже отвлеченно. Ведь в каждом коллективе если и была ячейка политического характера, то лишь единственной правящей партии (да примыкающего к ней комсомола). Это позже, когда стали возникать различные партии, создание их первичных ячеек в трудовых коллективах неизбежно заставило думать о возможном превращении цехов, ферм и лабораторий в место политических баталий, и президентским указом трудовым коллективам было предложено заниматься основным делом, а политическая жизнь перемещалась за пределы заводских проходных.32
Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста). Новый Основной Закон тем самым подчеркивал, что статус личности обусловлен общественным строем, вытекает из политической и экономической систем, обусловлен функциями государства, его политикой в области социального развития и культуры; а сам статус, в свою очередь, подлежит учету при решении вопросов национально-государственного строительства и в деятельности государственных органов.
Конституция закрепила широкий круг прав, свобод и обязанностей граждан СССР. Многие из них и ранее были в Конституции, но теперь содержание этих прав и их гарантии настолько расширялись, что можно говорить об определенном качественном изменении. Вместе с тем на конституционном уровне провозглашались и новые права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и т.д.
Конституция одновременно расширила содержание ряда обязанностей граждан СССР, ввела также категорию "долг граждан". Наконец, отметим и такую особенность этой Конституции как наличие специальной главы (гл.4) об основах внешней политики государства. Следует подчеркнуть, что закрепляя принципы отношений с другими государствами, Конституция учитывает не только внутренние традиции, но и международные документы. Она почти текстуально воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г).
Итак, говоря о советском конституционном законодательстве после 1936 года, можно говорить о следующих тенденциях в законодательстве. Во-первых, постепенно проявлялась демократизация режима, например, отражение в Конституции 1977 г. принципа народовластия. Во-вторых, расширение прав человека, появление раздела «Государство и личность», то есть фактически. Монополия государства на все сферы жизни общества постепенно ослабевала, индивид получал больше свободы. В-третьих, раскрывалась политика международного сотрудничества, что особенно ярко отражено в Коснтитуциях 1936 и 1937 г.г. так как изначально проводилась политика изоляции. Это позволило, уменьшить вероятность возникновения ядерных конфликтов в биполярном мире.
Заключение
В конце концов, подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать о следующем:
Сколько бы ни проводилось научных исследований, ни писалось работ, монографий, ни рисовалось графиков различных динамических процессов развития Советского Конституционного Законодательства, полностью данная тема никогда не будет исчерпана полностью. Большинство документов, указов, директив правительства, существенно повлиявших на поправки к конституциям, принятия дополнительных актов до сих пор засекречены. Это вполне можно понять, так как неоднозначная политика СССР за всё время своего существования породила на свет множество коллизий, пробелов и неувязок. Если сразу взять и раскрыть все документы, вряд ли большинство обрадуется, узнав всю правду о проводимой некогда политике, а тем более, если узнают правду о точной статистике жертв репрессий, мотивах правителей, которые некогда казались бескорыстными и верными, подорвёт идеалы множества людей, разного возраста, упрямо доказывающие исключительную верность политики, которая проводилась Центральным Бюро КПСС.
Также если говорить об идеологическом содержании Конституций, принятых за время существования Советского государства можно заметить тенденцию к демократизации режима (пусть и медленной). По мере укрепления идеологии, и государственного строя в целом уже не нужны были столь суровые меры по поддержанию Власти Советов, и «диктатуры пролетариата, как например, в Конституции 1918 г. в которой законодатель исходил из принципа полновластия Советов. В Конеституции 1977 г. куда больше внимания уделяется именно личности, подробному регламентированию законодательного процесса, закреплению конституционно- правового статуса личности.
Также следует сказать и о том, что СССР, оставил потомкам (то есть нам) большое количество документов, которые необходимо проанализировать. Как отмечалось выше, это поможет организовать и укрепить наш государственный строй. Опыт международной политики, хоть и не отличается положительными моментами, из-за смешанного видения СССР странами Запада в период холодной войны, а также в период изоляционной политики в начале 20 в. но заставляет задуматься, о более дипломатичном регулировании существующих проблем, чем ядерное сдерживание.
В конце концов, можно с уверенностью сказать, что Советское Конституционное законодательство было одним из самых совершенных в мире, и ещё требует изучения.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
Литература:
19.Пожарский Д.В. Целеполагание в конституционной доктрине Советского государства на примере Конституции СССР 1977 г. // Вестник Владимирского юридического института. 2008.
20. Скрипилёв Е. А. Первая Советская Конституция. - М.: 1968.
21.Советская Конституция на этапе строительства основ социализма // Советское конституционное право. – Л., 1975.
22.Сталин И.В. «Вопросы ленинизма», одиннадцатое издание. - М.: ОГИЗ. - 1947 г.
23.Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // Правоведение. – 1992. - №6.
24.Хмара, Н. И. Из опыта национально-государственного строительства в СССР (1920-е – 1930-е годы) / Н. И. Хмара // Отечественная история. – 2006.
25.Чистяков О.И. История государства и права России. Учебное пособие. – М.: Проспект. – 1998
26. Эбзеев Б. С. Советское государство и права человека. Изд-во Саратовского ун-та. 1986.
Интернет-сайты
27. http://abc.vvsu.ru/Books/l_
28. http://constitution.garant.ru/
29. http://be5.biz/pravo/ipda/43.
30. http://www.gumer.info/
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 498.
2 Там же. Т. 34. С. 304—305; Т. 36. С. 72.
3 Кушнир А.Г. Первая Конституция СССР: к 60-летию принятия. - М.: 1984.
4 http://abc.vvsu.ru/Books/l_
5 Митюков М.А. Зарождение идей конституционного правосудия в России (XIX – начало XX в.в.) // Правоведение. - №11. – 1996.
6 Скрипилёв Е. А. Первая Советская Конституция. - М.: 1968.
7 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: 1997. - с.11.
8 Ескина Л.Б. Два юбилея Российской Конституции // Правоведение. - №1. – 1999г.
9 Конституция РСФСР 1918 г.
11 http://be5.biz/pravo/ipda/43.
13 Конституция 1924 г.
14 . Исаев, И. А. Конституция РСФСР 1918 г. / И. А. Исаев // Исаев И. А. История государства и права России : Полный курс лекций / И. А. Исаев. – М., 1996. – С. 291-295.
15 Советская Конституция на этапе строительства основ социализма // Советское конституционное право. – Л., 1975. – С. 64-74.
16 Гурвич, Г. С. История советской Конституции / Г. С. Гурвич. – М. : Изд-ние Соц. Академии, 1923. – 216 с.
Информация о работе Конституционное законодательство советсвкого периода