Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:16, контрольная работа
Принятая 3 ноября 1946 года и вступившая в силу 3 мая 1947 года Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения, хотя такие предложения неоднократно выдвигались. Появляются предложения о полной замене данного акта новым, и связаны они с тем, что Конституция 1947 года была принята в условиях оккупации страны армией США в результате поражения во Второй мировой войне.
Это не могло не отразиться на содержании данного акта и его оценке научной общественностью Японии. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 году Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция – юридический памятник этому событию.
Введение…..……………………………………………………………….3
1. Социальная структура, экономическая, политическая и партийная
системы общества……………………………………………………4-7
2. Японская модель разделения властей………………………………7-8
3. Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в осуществлении власти……………………………...9-10
4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства11-16
5. Конституционные основы судебной власти………………………16-20
Заключение……….…………………………..………………………..21-22
Список литературы………………………………………….……………23
Конституционное право Японии
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…..…………………………………………………
1. Социальная
структура, экономическая,
системы общества……………………………………………………4-
2. Японская модель
разделения властей………………………………
3. Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в осуществлении власти……………………………...9-10
4. Конституционно-правовые
основы деятельности
5. Конституционные
основы судебной власти……………………
Заключение……….…………………………..…………
Список литературы…………………………………
Введение
Принятая 3 ноября 1946 года и вступившая в силу 3 мая 1947 года Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения, хотя такие предложения неоднократно выдвигались. Появляются предложения о полной замене данного акта новым, и связаны они с тем, что Конституция 1947 года была принята в условиях оккупации страны армией США в результате поражения во Второй мировой войне.
Это не могло не отразиться на содержании данного акта и его оценке научной общественностью Японии. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 году Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция – юридический памятник этому событию.
Конституцию Японии среди других послевоенных конституций выделяет ярко выраженный пацифизм, что прямо связано с условиями ее принятия.
Это- монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.
Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права.
Целью настоящего
реферата является изучение основных
положений действующей
На основе поставленной цели, определены следующие задачи:
· охарактеризовать социальную структуру, экономическую, политическую и партийную системы общества;
· проанализировать японскую модель разделения властей;
· описать конституционные полномочия и реальную политическую роль императора в осуществлении власти;
· дать характеристику парламента страны, его структуры и правовому положению;
· проанализировать конституционно-правовые основы деятельности правительства;
· охарактеризовать конституционные основы судебной системы.
При написании реферата использовались работы В.М. Курицына, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина и других.
В основополагающих положениях ст. 25 Конституции, наряду с провозглашением права всех на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни устанавливается обязанность государства прилагать усилия для дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здравия. Из этой обязанности государства вытекают две важнейшие задачи: необходимость определить и обеспечить государственный стандарт здоровой и культурной жизни и оказывать общественную помощь малоимущим и так называемым неблагополучным семьям. Более детально эти вопросы урегулированы законами о профсоюзах, об урегулировании трудовых отношений, о трудовых стандартах. Так, Законом о мероприятиях в области занятости предусматривается осуществление общегосударственных мер по достижению полной занятости.
Во многом благодаря тому, что на государство возложен целый ряд обязанностей в социально-экономической сфере, в Японии установлена система пожизненного найма и социального партнерства между объединениями лиц наемного труда и предпринимателей и сложился достаточно стабильный и один из самых низких в мире уровень безработицы.
В соответствии с Конституцией (ст. 85) никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты, иначе как по решению Парламента.
Для поддержания социального мира и избегания конфликтов между различными социальными слоями общества Конституция запрещает предоставление каких-либо привилегий или преимуществ в получении государственных средств. В частности, никакие государственные денежные средства или иное имущество не могут ассигноваться или предназначаться для использования, выгоды или содержания какого-либо религиозного учреждения или ассоциации или для каких-либо благотворительных, просветительных или филантропических учреждений, не находящихся под контролем публичных властей (ст. 89).
Вообще распоряжение государственными финансами возможно только на основе решения Парламента. Введение новых или изменение существующих налогов производится только на основании закона или при соблюдении предписанных законом условий (ст. 83, 84)[1].
Характеристика структуры политической системы и главных задач различных ее институтов не получила прямого отражения в Конституции Японии.
Демократический характер государства вытекает из положений ее преамбулы, провозглашающей, что народ облечен суверенной властью и устанавливает настоящую Конституцию. Государственная власть в связи с этим основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, а полномочия осуществляются представителями народа, благами ее пользуется народ. Это принцип, общий для всего человечества, и на нем основана Конституция Японии.
В развитие указанных положений ст. 15 Конституция признала неотъемлемое право народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности и установила, что все публичные должностные лица являются слугами всего народа, а не какой-либо одной его части. Более того, ст. 99 предписала, что Император или Регент, а также государственные министры, члены Парламента, судьи и все остальные публичные должностные лица обязаны уважать и охранять настоящую Конституцию.
Столь лаконичная традиционная формула народовластия, приведенная выше, может создать впечатление о том, что японские избиратели нужны главным образом для того, чтобы в день выборов определить победившие партии или независимых кандидатов в представительных органах государственной власти и местного самоуправления. На самом деле подобное мнение будет ошибочным и даже отдаленно не напоминающим фактическое состояние дел. Далеко не в каждом демократическом государстве избиратели, подобно японским, имеют право не только избирать должностных лиц государства и местного самоуправления, но и с помощью специально установленного законодательством механизма влиять на досрочное прекращение полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципалитетов, а также судей вплоть до верховных, на отмену неугодных местных законов. Конституционно-правовую основу под реализацию механизма досрочного отзыва заложили упомянутые выше нормы, дающие право каждому обращаться с мирной петицией о возмещении ущерба, о смещении публичных должностных лиц, о введении, отмене или исправлении законов, указов или предписаний, а также по другим вопросам.
Преамбула также определила ряд принципов внешней политики, «Мы, японский народ, — говорится в преамбуле, — желаем вечного мира и преисполнены сознания высоких идеалов, определяющих отношения между людьми; мы полны решимости обеспечить нашу безопасность и существование, полагаясь на справедливость и честь миролюбивых народов мира. Мы хотим занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость. ...Мы убеждены... что принципы политической морали являются всеобщими... Мы, японский народ, честью нашей страны клянемся, что, приложив все силы, мы достигнем этих высоких идеалов и целей». В целях реализации указанного выше принципа уже цитированная нами ст. 9 Конституции закрепила не только отказ от войны, как суверенного права нации, но и отказ от содержания сухопутных, морских и военно-воздушных сил, равно как и других средств ведения наступательной войны. С учетом того, что Япония является членом международного сообщества, в ее Конституции дополнительно установлено, что все заключенные Японией договоры и действующие нормы международного права должны добросовестно соблюдаться.
Благодаря конституционно
гарантированной свободе
Возможно, многочисленность партий компенсируется другой национальной особенностью: наличием жестких вертикальных отношений между различными элементами системы, напоминающих своим строением пирамиду. На нижних ярусах таких «пирамид» находятся различные профессиональные, крестьянские, женские, молодежные организации, замыкающиеся на верхушку — политические партии. Низовые звенья «пирамид» постоянно оказывают поддержку своим партиям, комплектуют их, распространяют их идеологию.
Многие партии существуют всего несколько месяцев в период предвыборной борьбы, а затем прекращают свое существование до очередных выборов. Появление подобных партий-однодневок возможно по той простой причине, что закон дает возможность любому лицу, выдвигающему свою кандидатуру на выборах, объявить себя и своих сторонников политической партией. В силу этого иногда встречаются политические партии, состоящие исключительно из членов одной семьи. Подчас партии возникают в результате временных верхушечных комбинаций политической элиты.
Наибольшим влиянием в стране пользуются несколько политических партий: либерально-демократическая партия (ЛДП), социал-демократическая партия Японии, новая партия Японии (НПЯ), демократическая партия Японии (ДПЯ), новая партия Сакигакэ (Провозвестник), коммунистическая партия Японии (КПЯ), партия демократического социализма (ПДС), комэйто (Партия чистой политики)[2].
Вместо существовавшей с 1948 г. партийной системы с одной доминирующей партией в настоящее время в Японии формируется полноценная многопартийная система с некоторыми элементами двухпартийности. После поражения на парламентских выборах 1993 г. практически бессменно правившей ЛДП было создано несколько коалиционных правительств, однако в ноябре 1996 г. вновь было сформировано однопартийное правительство ЛДП, хотя эта партия уже не располагала большинством мест в Парламенте. Парламентские выборы летом 2000 г. также не дали ни одной из ведущих политических партий Японии абсолютного большинства депутатских мест в Палате представителей. В результате было сформировано трехпартийное коалиционное правительство во главе с ЛДП. Ее партнерами стали Новая консервативная партия и партия Комэйто.
В январе 1995 г. вступил в силу новый Закон о государственной поддержке политических партий, который внес существенные коррективы в деятельность политических партий, особенно в период предвыборной борьбы. Главная идея данного Закона состоит в том, чтобы помочь искоренить политическую коррупцию. В соответствии с его положениями политические партии, имеющие своих представителей в Парламенте, вправе получать государственные субсидии. Размеры государственной помощи конкретным партиям определяются числом депутатских мест, занятых их представителями в палатах Парламента. В том же году эти субсидии в размере около 30 млрд. иен (около 300 млн. долл.) получили 9 политических партий. Данная мера хотя и не искореняет политическую коррупцию, но делает финансирование избирательного процесса гораздо более прозрачным, а главное — дает государству возможность осуществлять финансовый контроль законности агитационных предвыборных мероприятий, проводимых политическими партиями[3].
2. Японская модель разделения властей
В Японии, как и в большинстве стран мира, существует разделение властей- на законодательную, исполнительную и судебную.
В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Японии Парламент является «высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Компетенция Парламента, вытекающая из этой его характеристики, в Конституции специально не определена, если не считать отдельных (достаточно многих) ее положений, предусматривающих регулирование тех или иных вопросов законом. Можно, однако, сделать вывод, что японский Парламент обладает неопределенной компетенцией. Во всяком случае Парламент осуществляет законодательную власть, одобряет бюджет, контролирует деятельность правительства, осуществляет суд в порядке импичмента в отношении тех судей, против которых возбуждено дело о смещении с должности.
На Кабинет министров (Правительство) возложена исполнительная власть (ст. 65 Конституции).
Кабинет министров фактически обладает гораздо большей функциональной автономией, чем это вытекает из» положений Конституции. Формально в ней компетенции исполнительной власти посвящена всего одна статья. В соответствии со ст. 73 Кабинет министров выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности: добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров, для чего требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента; организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом; составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными указами только с разрешения соответствующего закона; принятие решений об общих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст. 73).
В отличие от других государств значительными полномочиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст. 74 Конституции правительственные указы, как и законы, подписываются компетентными государственными министрами и контрасигнуются Премьер-министром.
Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко законодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей законодательного процесса и др. наталкивается в стенах законодательного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания проектов законов[4].