Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:57, реферат
Цель работы – рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также порядок ее пересмотра. Чтобы достигнуть цели, предлагаем решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать историю развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции.
2. Раскрыть правовое регулирование изменения Конституции Российской Федерации и принятия поправок к ней.
3. Дать понятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции,
4. Дать понятие и выяснить порядок пересмотра Конституции,
Ведение с. 3
2. Основная часть:
Глава 1. Правовые основы пересмотра и изменения
Конституции в Российской Федерации с. 4
Глава 2. Порядок принятие поправок к Конституции
Российской Федерации. Порядок изменения
Конституции Российской Федерации с. 6
1.Понятие и порядок принятия поправок к
Конституции Российской Федерации с. 6
2.Понятие и порядок пересмотра
Конституции Российской Федерации с. 8
Глава 3. «Глава 9» с. 9
2.Заключение с. 12
3.Список нормативно-правовых актов и литературы с. 14
1.Ведение
2. Основная часть:
Глава 1. Правовые основы пересмотра и изменения
Конституции в Российской
Федерации
Глава 2. Порядок принятие поправок к Конституции
Российской Федерации. Порядок изменения
Конституции Российской
Федерации
Конституции Российской
Федерации
Конституции Российской
Федерации
Глава 3. «Глава 9»
2.Заключение
3.Список нормативно-правовых
актов и литературы
Введение
Актуальность темы определяется тем, что многие политики ведут споры о том, есть ли недостатки в действующей Конституции Российской Федерации, можно ли их исправить, достаточно ли внести поправки или же разумно будет принять новую. Также тема интересна и тем, что ее рассмотрение позволяет определить, является ли система нашего законодательства гибкой или жесткой в плане механизма изменения Конституции.
Объект исследования - социальные и политические отношения в сфере конституционного права, формирующиеся по поводу принятия поправок в Конституцию Российской Федерации, а также ее пересмотра.
Предмет исследования - Конституция и другое законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок и особенности принятия поправок в Конституцию и ее изменение.
Цель работы – рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также порядок ее пересмотра. Чтобы достигнуть цели, предлагаем решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать историю развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции.
2. Раскрыть правовое регулирование изменения Конституции Российской Федерации и принятия поправок к ней.
3. Дать понятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции, 4. Дать понятие и выяснить порядок пересмотра Конституции,
Структура работы. Работа в структурном плане состоит из четырех вопросов, объединенных в три главы, введения и заключения. Приведен список используемых нормативно-правовых актов, литературы, источников Интернета.
Глава 1. Пересмотр и изменения Конституции в Российской Федерации.
Прежде чем разбирать процесс принятия поправок и пересмотра в современном законодательстве, требуется вспомнить, какие поправки и изменения происходили, например, в Конституции 1977 г.
В последние годы существования данной Конституции, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, в неё часто вносились многочисленные изменения. Так, например, в поправке от 12 апреля 1977 г. (в редакции от 10 декабря 1992 г.) в статье 3 было закреплено разделение властей, а также разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (республиками, краями, областями и пр.) и местным самоуправлением без решения Съезда народных депутатов Российской Федерации. Это говорило о нестабильности Конституции, что стало одной из причин конституционного кризиса начала 90-х годов.
Конституция Российской Федерации 1993 года отличается от основных законов России. «Она несет в себе новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека. Действующая российская Конституция - подлинный источник права и применяется непосредственно не только Конституционным Судом, но и всеми иными судами. На основе Конституции выстроена новая система организации публичной власти, конституционные механизмы, препятствующие возрождению тоталитарного общества и государства и способствующие защите прав граждан от произвола со стороны государства. Теперь Конституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических и экономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономики»1.
1. http://xreferat.ru/22/5992-1-
Таким образом, отметим, что внести поправки или изменить современную российскую Конституцию сложнее, чем Конституцию 1977г. Новая Конституция – «жесткая» Конституция, которую требовалось принять в непростой период кризиса государственной власти, беспорядка полномочий во властных структурах.
Вопросы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотра находят свое отражение в самой Конституции. Эти вопросы регулируются в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Однако следует различать понятия «конституционные поправки» и «пересмотр Конституции». Конституционные поправки - это частичное изменение Конституции, а пересмотр Конституции - изменение Конституции, связанное с пересмотром положений ее глав 1, 2, 9. А это, по сути, равно принятию новой Конституции.
Кроме того, вопросы внесения поправок и вступления их в силу урегулированы федеральным законодательством:
- Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Исходя из сказанного, внесение поправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотр – процесс, имеющий глубокие правовые основы, которые регулируются в главе 9 Конституции «Заключительные и переходные положения».
Глава 2. Порядок принятие поправок к Конституции Российской Федерации. Порядок изменения Конституции Российской Федерации
2.1. Понятие и порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации
Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации.
Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Согласно статье 134 Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть:
- Президент Российской Федерации;
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
- группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Право законодательной
инициативы принадлежит также
Процесс принятия поправки выглядит следующим образом:
· Поступление в Государственную Думу предложение о внесении поправок
· Направление предложения в комитет, располагающий вопросами конституционного законодательства, для проверки соответствия этого предложения Конституции и федеральному закону "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ".
· Рассматривается Государственной Думой в трех чтениях проекта закона РФ о поправке к Конституции. Закон считается одобренным, если "за" проголосовало не менее двух третей общего состава Думы.
· Направление на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, где он может быть одобрен голосами не менее трех четвертей общего состава членов Совета.
· В случае отклонения проекта Советом Федерации создание согласительной комиссии палат Федерального Собрания.
После опубликования принятого проекта Председателем Совета Федерации и рассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ, а также одобрением закона о поправке не менее чем двумя третями субъектов РФ направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официально публикуется и вносится в текст Конституции.
Один из самых упрощённых порядков внесения поправок ст. 65 имеет случай изменения официального наименования субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 71-73 Конституции, изменение наименования субъекта РФ относится к его исключительной компетенции. Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8.
Итак, под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция того или иного положения глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, процедура принятия данного закона имеет особый порядок.
2.2 Понятие и порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.
Под пересмотром Конституции понимается внесение изменений, дополнений, новой редакции в главы 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации в особом порядке изменения положений этих глав. Субъектами по данной процедуре являются Федеральное Собрание и его палаты, Конституционное Собрание, а также Государственная Дума. Данные субъекты могут вносить предложения, их выдвигать, обеспечивать продолжение их рассмотрения на этапе конституционного (учредительного) процесса.
Однако, окончательное решение принимает многонациональный народ Российской Федерации путем всеобщего голосования.
Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание
либо подтверждает
Информация о работе Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ