Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 21:15, реферат
Общей для первых четырех Конституций Беларуси являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующий лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком, в том числе и Конституции 1978 г., было то что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.
Конституция Республики Беларусь
1. Конституция Республики Беларусь: историко-правовой аспект
.1 История подготовки
и принятия Конституции
За все историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1978 и 1994 гг.).
Общей для первых четырех Конституций Беларуси являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующий лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком, в том числе и Конституции 1978 г., было то что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.
В первый период Советской власти права и свободы в полном объеме закреплялись за рабочими и крестьянами (трудящимися), «эксплуататоры» ограничивались в правах. Классовый подход явно смягчился в период «развитого социализма», хотя все было подчинено интересам укрепления социалистических отношений и развития коммунизма. В области прав и свобод преобладали явно коллективистские начала. Воле большинства должно быть подчинены все, отдельный человек рассматривался в качестве «винтика» в сложной системе отношений в обществе.
Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 г. Первым Всебелорусским съездом Советов. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, прямо закрепленной в Конституции. Провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая система государственных органов Беларуси. Отменена частная собственность на землю, передача в национальное достояние образцовых поместий и сельскохозяйственных предприятий, вводилась всеобщая трудовая повинность.
В первой Конституции были закреплены и прогрессивные нормы, которые на практике не всегда исполнялись. Провозглашена свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на деле приоритет) пропаганды. Уничтожалась зависимость печати от капитала, но на практике это привело к наличию только официально выражаемой точки зрения. Предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации). Было предусмотрено равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. На территории БССР объявлялись государственными языками белорусский, русский, польский и еврейский языки.
Вторая Конституция Беларуси была принята 11 апреля 1927 г. 8 Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. К этому времени был образован СССР (30 декабря 1922 г.), и в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих Основных Законов.
Конституция 1927 г. на первый план также ставила права «трудящихся». «Не трудящиеся» лишались ряда прав (например, проводить общественные мероприятия). Почетное право защищать революцию с оружием в руках имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).
В середине 30-х годов в СССР было провозглашено построение основ социализма. Социалистические отношения стали господствующими в экономике, политике, социально-культурной области, что потребовало нового конституционного закрепления. В 1936 г. была принята Конституция СССР. [2, c.].
Третья Конституция Беларуси была принята 19 февраля 1937 г. В ней были отражены факт победы социализма, господство социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности; перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство; отменены ограничения избирательных прав «не трудящихся»; закреплено равенство граждан, расширен в целом круг прав и свобод граждан, например были предусмотрены нормы об обеспечении неприкосновенности личности, жилища, личной переписки и др. К сожалению, провозглашенные в Конституции гарантии прав не были реализованы на практике. [3, с.].
Четвертая Конституции БССР была принята Верховным Советом БССР 13 апреля 1978 г. К этому времени в 1977 г. была принята Конституция СССР, в которой было провозглашено построение развитого социализма и общенародного государства. Эти положения нашли отражение и в республиканской Конституции. К сожалению, ее недостатком явилась излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов ее исполнения, в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, что было прямо закреплено в соответствующих статьях Конституции. Органы государственной власти, по существу, были придатком единственной партии, действовавшей в обществе. После десяти лет действия Конституции 1978 г. претерпела некоторые существенные изменения. В 1989 г. в нее были внесены значительные измерения, коснувшиеся порядка организации и деятельности Советов депутатов, в том числе Верховенство Совета и его Президиума, проведения выбора и др., в 1990 г. - изменения, приведшие к ликвидации монополии компартии власть. [4, с.].
июня 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии. Ее полный состав был определен 20 июля 1990 г.
В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (практики и ученые). В рамках Конституционной комиссии сразу были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После их подготовки на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта. Проект Конституции, по существу, был уже готов к середине 1991 г. Впервые он был рассмотрен на седьмой сессии Верховного Совета в ноябре 1991 г. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седьмой сессии было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено. Обсуждение представленного документа было острым и заинтересованным. Несмотря на множество замечаний по проекту, высказанных депутатами, существенной критики по структуре проекта не прозвучало.
Самые острые разногласия между
представителями различных политических
течений возникли относительно того, какой
должна быть наша республика - президентской
или парламентской, а также о профессиональном
статусе депутата, т.е. работают ли они
только в парламенте или совмещают свои
депутатские обязанности с производственной
и с учебной деятельностью, об административно-
На седьмой, как и на последующих, сессии депутаты от оппозиции Белорусского Народного Фронта выступали за парламентскую республику, многие представители большинства - за республику. При обсуждении проекта Конституции в первом чтении на седьмой сессии выступало 18 депутатов, из них 17 высказались в итоге за предложенный проект постановления, лишь один депутат считал преждевременным публиковать проект для народного обсуждения, полагая, что в течение месяца его следует доработать.
Верховный Совет 11 ноября 1991 г. принял постановление по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено опубликовать проект в печати для народного обсуждения, а исполнительно-распорядительным органам местных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет. Итоги обсуждения проекта Основного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета, а также поступивших в ходе народного обсуждения, и внести ее на рассмотрение сессии Верховного Совета.
После этого работа над проектом Конституции вступила в свой важнейший этап: началась доработка многих положений проекта как в редакционном отношении, так и по существу. Граждане, трудовые коллективы, общественные объединения достаточно активно включились в его обсуждение. Предложения и замечания регулярно стали поступать в Конституционную комиссию, ее рабочую группу, где они систематически анализировались и, если заслуживали того, включались в проект. Много интересных предложений, критических замечаний было высказано на страницах печати. По не принятым предложениям и замечаниям указывались мотивы невключения в текст. В Конституционную комиссию поступило несколько авторских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, но некоторые идеи их авторов были восприняты.
К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991 г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта для обсуждения оживило в обществе дискуссию по Основному Закону страны. В Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, по радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания, в целом одобрительно отнеслись к проекту.
На десятой сессии, 23 октября 1992 г. проект Конституции, подготовленный с учетом предложений, высказанных депутатами на седьмой сессии, а также гражданами в процессе народного обсуждения, был предложен для второго чтения.
По сравнению с седьмой сессией проект, представленный на десятую сессию, претерпел существенные изменения. Более четкое содержание получил раздел 1 «Основы конституционного строя», и прежде всего положения, связанные с закреплением государственного суверенитета, народовластия, некоторых иных институтов демократии, статуса белорусского языка.
В разделе II «Личность, общество, государство» с учетом Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщей декларации прав человека, собственного исторического опята были уточнены формулировки, относящиеся к правам, свободам и обязанностям граждан. Уделено особое внимание не только личным, политическим правам и свободам, но и социально-экономическим правам, особенно тем, которые вызвали наибольшую заинтересованность граждан в процессе обсуждения проекта (право на труд, жилище, образование, медицинское обслуживание). Существенные изменения претерпели другие разделы и главы проекта. Например, не отказываясь от провозглашенного принципа разделения властей, Конституционная комиссия представила на десятую сессию проект, где предусматривалась парламенская республика (президент - глава государства, при этом он не осуществляет руководство исполнительной властью).
По итогам обсуждения постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. Конституционной комиссии и ее рабочей группе было поручено доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами, и закрепить в нем следующие основные положения:
а) государство образуется на принципе разделения властей;
б) Верховный Совет - орган государственной власти, часть депутатов которого может работать на постоянной основе, а другая совмещает депутатские обязанности с производственной или служебной деятельностью.
Беларусь - президентская республика, в которой Президент является руководителем исполнительной власти;
в) пятилетний срок полномочий Верховного Совета Республики Беларусь;
г) местное самоуправление осуществляется гражданами через местные представительные органы, местные референдумы, собрания граждан и другие формы прямого участия населения в общественных делах в пределах компетенции, предоставленной им законом;
д) полномочия органов местного самоуправления в определении своей внутренней организации и создании исполнительных органов устанавливаются законом;
е) государственные гарантии всем гражданам равных прав для осуществления хозяйственной и другой деятельности, кроме запрещенной законом, а также создания одинаковых условий для развития всех форм собственности;
ж) доступность бесплатного медицинского обслуживания и получения бесплатного образования в государственных учреждениях.
Конституционной комиссии поручалось: детально изучить предложения по обеспечению государством социальной защищенности граждан; при необходимости определить наиболее принципиальные вопросы проекта Конституции Республики Беларусь, которые могут быть вынесены на республиканский референдум; соответствующие предложения внести на рассмотрение Верховного Совета Республики Беларусь.
Этим же постановлением был утвержден один из важнейших документов - Порядок завершения работы над проектом новой Конституции Республики Беларусь. По существу, он представлял собой специальный регламент деятельности Конституционной комиссии, нормы которого были выше по своей значимости, чем нормы Временного регламента Верховного Совета. В дальнейшем все депутаты неукоснительно придержались закрепленной в нем процедуры.
Замечания и предложения лиц и органов, владеющих правом законодательной инициативы, не поддержанных Конституционной комиссией, на рассмотрение сессии вносились в обобщенном виде с пояснительной запиской.
С 19 мая по 7 июля 1993 г. конституционным большинством были приняты: частично преамбула, полностью 69 статьей и 19 статьей частично, а также в первом чтении проект закона «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь».
Работа над проектом Основного Закона завершилась на тринадцатой сессии Верховного Совета, начавшейся в ноябре 1993 г. К этому моменту большинство статьей были приняты необходимым квалифицированным большинством, выявлено отношение депутатов к организации государственной власти как на республиканском, так и местном уровне, хотя некоторые вопросы в этой части еще оставались.
Историческое решение - принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г.