Конституция СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:58, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что Конституции Союза ССР 1924, 1936, 1977 годов сформировали фундаментальную базу для развития современного законодательства. Следовательно, для наиболее полного познания современной правовой действительности необходимо изучать первоисточники российского права.
Цель работы – комплексное изучение развития, содержания, полномочий, характерных черт Конституций Союза ССР 1924, 1936, 1977 г. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Проанализировать содержание и характерные особенности Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов.
Определить компетенцию Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов в различных сферах деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Компетенция Союза ССР по Конституции 1924 года. 4
Глава 2. Компетенция Союза ССР по Конституции 1936 года. 10
Глава 3. Компетенция Союза ССР по Конституции 1977 года. 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПР.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

Каждая  союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенности республики. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.18

В главах III-VIII (ст. 30-101) Конституции СССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления.

Высшим  органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет  СССР. Он осуществлял все права, присвоенные  Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно     Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.19

Высшим  органом власти Союза ССР в  период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему  Президиум Верховного Совета СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНКСССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал отдельных народных комиссаров СССР по представлению председателя СНК СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; награждал орденами и присваивал почетные звания СССР; осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями Верховного Совета СССР объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах; принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.20

В главе V Конституции СССР определялась компетенция Правительства СССР - Совета Народных Комиссаров СССР. Совет  Народных Комиссаров, являвшийся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР, образовывался Верховным Советом СССР. СНК СССР издавал постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР. СНК объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских Народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений и осуществлял другие меры по управлению страной.

По  Конституции СССР 1936 г., было 8 общесоюзных наркоматов и 10 союзно-республиканских наркоматов. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они имели право в пределах своей компетенции издавать приказы и инструкции на основании и во исполнение действовавших законов, а также постановлений и распоряжений СНК СССР и проверяли их исполнение.

Аналогично  высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик. Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет республики. Верховный Совет республики избирал Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом республики являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый Верховным Советом республики. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах являлись Советы депутатов трудящихся. Согласно Конституции местные Советы депутатов трудящихся руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местный бюджет, принимали решения и давали распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР и союзной республики.21

В главе XI Конституции "Суд и прокуратура" были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По Конституции, правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Высший  надзор за точным исполнением законов  всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, Конституция возлагала на Прокурора СССР.

В главе Х Конституции СССР закреплялись основные демократические права  и свободы граждан СССР право  на труд; на отдых; на материальное обеспечение  в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право граждан СССР на объединения в общественные организации профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества. 22

Конституция не ограничивалась формальным фиксированием  прав граждан, а переносила центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на средства их осуществления. Так, провозглашая право на труд. Конституция устанавливала, что это право обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. Право на материальное обеспечение гарантировалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящихся широкой сети курортов. Право на образование обеспечивалось обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая и высшее. Равноправие женщин обеспечивалось предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.23

Конституция СССР 1936 г. исходила из равноправия  наций и рас, закрепляла для них одинаковые права во всех областях хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества. В соответствии со ст. 129 Конституции предоставлялось право убежища иностранным гражданам, преследуемым законом; защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан  СССР: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность. Защиту СССР Конституция рассматривала как почетную обязанность, священный долг каждого гражданина СССР.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной  системе СССР. Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании вместо невсеобщего. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выставления кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей. Каждый гражданин имел один голос и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.24

Глава XII посвящалась порядку изменения  Конституции СССР, согласно которому она могла быть изменена лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных  положений. В этом также была ее особенность. В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: это была самая демократическая Конституция в мире в тот период; демократическая по форме эта Конституция была бездействующим Основным Законом; она была перечеркнута чрезвычайными мерами; в реальной практике многие ее положения воплощения не нашли.

В течение 1937 г. на основе Конституции  СССР 1936 г. были приняты Конституции  союзных республик.

Глава 3. Компетенция Союза ССР по Конституции 1977 года.

Вопрос  о разработке и принятии новой  Конституции СССР впервые был поставлен Н.С. Хрущевым на внеочередном XXI съезде КПСС. Затем в материалах XXII съезда партии (1961 г.) этому было дано более полное обоснование. Оно сводилось к тому, что советское государство из государства диктатуры пролетариата переросло в общенародное государство, пролетарская демократия - в общенародную демократию. Данное положение было закреплено в Программе партии, принятой XXII съездом КПСС.

Съезд признал необходимым закрепить новое качественное состояние советского общества и государства в Основном Законе и постановил приступить к разработке проекта Конституции СССР. В соответствии с этим 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принял постановление "О выработке проекта Конституции СССР". Одновременно была образована Конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым.25

После октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, в составе Конституционной комиссии произошли существенные изменения. 11 декабря 1964 г. постановлением Верховного Совета СССР председателем комиссии был утвержден Л.И. Брежнев. Данное обстоятельство, однако, не привело к повышению активности в работе над проектом Конституции. Более десяти лет Конституционная комиссия практически бездействовала. В течение этого десятилетия произошли изменения в характеристике существовавшего в стране общественного строя. В ноябре 1967 г. в докладе, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Л.И. Брежнев заявил о построении в СССР развитого социалистического общества. Естественно, понадобилось время, чтобы выработать и обосновать теорию развитого социализма и с ее учетом разрабатывать проект Конституции. На это было обращено особое внимание на состоявшемся в 1971 г. XXV съезде Коммунистической партии. После съезда работа Конституционной комиссии интенсифицировалась.26

Майский (1977 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР и одобрил его в основном. Вслед за этим Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение. 4 июня 1977 г. проект новой Конституции СССР был опубликован в центральной и местной печати. Началось его всенародное обсуждение, которое продолжалось около четырех месяцев. В обсуждении приняло участие свыше 140 млн. человек, или более 4/5 взрослого населения страны.

Проект  был рассмотрен и одобрен на 1,5 млн. собраний трудовых коллективов, воинских частей и граждан по месту жительства, 450 тыс. партийных и 465 тыс. комсомольских собраний. Проект Конституции был обсужден и одобрен на сессиях более чем 50 тыс. местных Советов и на сессиях Верховных Советов всех союзных и автономных республик. В ходе обсуждения от трудящихся страны поступило 180 тыс. писем. В целом в ходе всенародного обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, направленных на уточнение, улучшение и дополнение проекта Конституции.27

Все поступившие предложения были изучены  и обобщены, а затем рассмотрены на заседаниях Конституционной комиссии и Президиума Верховного Совета СССР. Многие предложения, высказанные в ходе всенародного обсуждения, были учтены и использованы при доработке проекта Конституции. На внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва проект нового Основного Закона СССР подвергся всестороннему обсуждению, причем в 118 статей были внесены поправки и добавлена еще одна статья. 7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Она делилась на преамбулу, 21 главу, 9 разделов и содержала 174 статьи.

Характеризуя  отличительные особенности Конституции  СССР 1977 г., следует указать, что она сохранила преемственность по отношению к ранее действовавшим советским Конституциям.

Вместе  с тем Конституция СССР 1977 г. существенно  отличалась от предыдущих советских Конституций, содержала много нового. Впервые в советской конституционной истории составной частью Основного Закона стала преамбула. В ней прослеживался исторический путь советского общества, в качестве итога которого рассматривалось развитое социалистическое общество. В преамбуле давалась характеристика основных черт этого общества.

В Конституции СССР 1977 г. расширен круг вопросов, касающихся политической и экономической систем. Им посвящен раздел "Основы общественного строя и политики СССР".28

В статье 1 говорилось о советском государстве как о социалистическом общенародном государстве, выражающем волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.29

Информация о работе Конституция СССР