Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:29, контрольная работа
Прежде, чем говорить об институциях Гая, я бы хотела остановиться на самих источниках римского права. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву термин «источник права» употребляется в различных значениях, а именно:
1) как источник содержания правовых норм;
2) как способ (форма) образования норм права;
3) как источник познания права.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………….3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТИТУЦИЙ. . . . . . . . . . . . 6
КНИГА 1. О ЛИЦАХ………………………………………….. . ...7
КНИГА 2. О ВЕЩАХ ………………………………………… …10
КНИГА 3. ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ………………….. . . . . . . ..13
КНИГА 4. ОБ ИСКАХ……………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……….... . . . . . . . . . . . . . .20
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТИТУЦИЙ. . . . . . . . . . . . 6
КНИГА 1. О ЛИЦАХ………………………………………….. . ...7
КНИГА 2. О ВЕЩАХ ………………………………………… …10
КНИГА 3. ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ………………….. . . . . . . ..13
КНИГА 4. ОБ ИСКАХ……………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……….... . . . . . . . . . . . . . .20
ВВЕДЕНИЕ
Прежде, чем говорить об институциях Гая, я бы хотела остановиться на самих источниках римского права. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву термин «источник права» употребляется в различных значениях, а именно:
1) как источник содержания правовых норм;
2) как способ (форма) образования норм права;
3) как источник познания права.
В институции Юстиниана упоминается два вида источников: 1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме, 2) нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи). По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jud non scriptum). Более широкий смысл и иное содержание вкладывается в понятие источник права, когда речь идет об источниках познания римского права. В данном случае к источникам права относят прежде всего многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и другие данные о праве. К ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, философов, ораторов, поэтов и др. Сюда же относятся и институции Гая.
Гай – это римский юрист, живший во II веке нашей эры, выходец одной из восточных провинций Римской Империи, хотя точных сведений о его личности нет. Поскольку при жизни Гай не пользовался известностью и популярностью, то данные о биографии этого человека очень скупы. Даже его имя, которое могло быть как личным (praenomen), так и родовым именем (nomen) или прозвищем (cognomen), не позволяет более точно его идентифицировать. Этот факт даже породил дискуссию между историками. Так, некоторые из них вообще отрицали сам факт существования Гая, а его произведения приписывали Кассию Лонгину. Выдвигалась также гипотеза, что имя Гая было именем сведущей в праве женщины. Попытки установить детали его биографии были тщетными. Но все же некоторые факты его жизни дошли и до наших дней. Предполагают, что он был провинциалом, как уже было сказано выше, и из небогатой семьи. Принадлежал Гай к сабинианской юридической школе (по другой версии к гейрутской), основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина, который был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право).
Деятельность Гая началась при Адриане (117-138), а завершилась при Коммоде (180-192). Произведения Гая не цитировались юристами его времени, а популярность к нему пришла только через 300 лет после смерти. Только после принятия уложения Феодосия в 426 г. положения Гая приобрели силу закона, и он стал одним из самых популярных и почитаемых законоведов и вошел в число пяти виднейших юристов, мнениями которых было предписано руководствоваться судьям в Римской Империи. За свою жизнь Гай написал несколько трактатов и других произведений, немногие из которых сохранились до современной эпохи, те же которые остались, в основном были использованы Юстинианом в его дигестах и институциях (правда в переработанном виде). К их числу относятся: комментарий к эдикту городского претора (Ad edictum praetoris urbani libri X), комментарий к эдикту претора провинции (Ad edictum provinciale libri XXXII) и другие комментарии и монографии на юридические темы. Но все же самое главное творение Гая – знаменитые институции. Они также были взяты за основу в последующих работах Юстиниана, недаром он многократно называл Гая "Gaius noster" ("наш Гай"). Рукопись с текстом институций была обнаружена в 1816 немецким историком Б. Г. Нибуром в библиотеке собора в Вероне и это единственный дошедший до нас практически целиком и не пострадавший от последующих вставок и исправлений памятник римской юриспруденции классического периода. Текст институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иероониума (8-9 в.в.). Восстановленная рукопись – палимпсест известен под названием Веронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с отрывками Гая, дополняющие веронский палимпсест. Они называются то «новыми отрывками Гая», то – Александрийский, Египетский и Флорентийский Гай. Существуют русские переводы, институций Гая – Расснера (1888 г.), Дыдынского (1890-1892 г.), М. Бобина – 3, 4 книг. Итак, можно сказать, что мы, благодаря институциям Гая, получили единственный памятник полной древнеримской научной системы права и драгоценный источник сведений о состоянии римского права на ранних ступенях его развития.
Структура и содержание институций
Институции представляют собой подготовленную в 50-60-е гг. 2 в. н. э. запись лекций Гая, которые, видимо, были изданы учеником или другом автора уже после его смерти, точной версии по этому вопросу нет. Состоят они из четырех книг, каждая из которых рассматривает определенный вопрос регулирования общественных отношений. Книги в свою очередь делятся на титулы, которые разделены на параграфы. Первая книга посвящена общим сведениям о праве и правовому положению людей, вторая и третья вещному и обязательственному праву, а последняя искам и процессуальному праву. Итак, теперь я хотела бы остановиться более подробно на каждой из книг и рассмотреть главные вопросы, рассматриваемые в них.
Книга 1. О лицах.
Книга состоит из 200 статей
и определяет правовой статус человека
в Древнем Риме. В самых первых
статьях Гай говорит о разделении
гражданского права и естественного
(ст.1), выделяет виды источников права,
к коим он относит: законы, решения
плебеев, постановления сената, указы
императора, эдикты магистратов, а также
к источнику относятся ответы
различных юристов. Каждому источнику
дается свое определение, раскрывается
его суть, так, например, в статье
7 сказано, что «ответы законоведов
— это мнения и суждения юристов,
которым позволено было устанавливать
и творить право. Если мнения этих
лиц сходятся, то приобретает силу
закона то, в чем они согласны…».
В принципе можно сделать вывод,
что 1 глава 1 книги, которая называется
«О гражданском праве и
Итак, лицами, или субъектами прав, в Риме были как отдельные лица, так и объединения физических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения – юридические лица (хотя следует отметить, что юридические лица только зародились в Риме, и они не приобрели большого значения в ходе развития хозяйственной жизни Рима). Субъект права именовался в римском праве persona. Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere. Отдельный человек для обладания полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: 1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом (status libertatis), 2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев (status civitatis), 3) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas). Отпадание или изменение одного из этих состояний влекло за собой прекращение, либо изменения объема или содержания правоспособности. Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его. Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывались из двух элементов: 1)ius conubii – право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью, 2)ius commercii – право быть субъектом всех имущественных отношений и участником соответствующих сделок.
Теперь я хотела бы рассмотреть правовое положение различных категорий населения в Риме, а именно: римских граждан, латинов и перегринов. Сразу хотелось бы отметить, что рабы не имели никаких прав и являлись объектами правоотношений. Вот, что по этому поводу говорит статья 52: «Под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину». Правда они могли быть отпущены на волю своим господином, но в таком случае они переходили к категории римских граждан (так называемые вольноотпущенники libertini). Существовал ряд условий, для освобождения раба: не менее 30 лет, был собственностью господина по квиритскому праву, но все же главное условие по институциям Гая – раб должен быть освобожден посредством vindicta (на основании юридического акта). Также основание для получения гражданства – усыновление римским гражданином чужеземца, и, конечно, самое главное основание - рождение от брака римских граждан. Свободнорожденные граждане в отличие от вольноотпущенных имели право участвовать и голосовать в народных собраниях – ius suffragii и право быть избираемыми в магистраты – ius honorum. Еще один важный момент – утрата римского гражданства. Оно могло быть, как по личному желанию гражданина, если он, например, захотел стать латином для получения новых земель, а также если римлянин попадал в плен. В этом случае действовала юридическая фикция ius postliminii, вот что об этом сказано в статье 129 институций Гая: « если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, но в силу jus postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы).
Правовое положение латинов в большей степени зависело от их статуса. Так, например, latini veteres (древние латины, древнейшие жители Лациума и их потомство) имели гораздо больше прав, нежели latini coloniarii (латины колоний). В сфере публичного права все латины, не имея ни права служить в римских легионах, ни ius honorum, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраниях. А в сфере частноправовой в отличие от всех остальных латинов latini veters имели (ius conubii) право вступать в брак и (ius commercii) совершать сделки.
Так как перегринами являлись, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства, превратившиеся с течением времени в новую категорию населения, то они не имели никаких прав, кроме права ius commercii, позволявшее им торговать на территории Римской Империи.
Книга 2. О вещах.
Правовое регулирование
вещных отношений занимало центральное
место в римском частном праве,
поэтому оно было в достаточной
мере отражено и в институциях
Гая. В это время потребности
имущественного оборота и расширение
территории римского государства привели
к появлению в классическую эпоху
новых видов права
Прежде всего Гай делил вещи, которые представляют суть божественного права, другие - человеческого. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи со священным значением. Res sacrae - это суть вещи, которые посвящены высшим Богам; religiosae - посвящены Богам подземным.
Другое деление вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй — всё остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. В статье 22 так сказано по этому поводу: «Res mancipi - это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая in iure cession». Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых "посредством меди и весов". Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: "Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов". Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации.
Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых форм. Наряду с манципацией в статье 41 Гай говорит о таком переходе права собственности, как на основании давности владения, он пишет, что «ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей собственностью не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или in iure cessio).
По естественному праву все вещи, захваченные у врага, являются собственностью захватчика (ст.69), а если на чьей то территории будет построен дом, то он переходит к собственнику земли (ст.73).
Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа.
В этой книге также уделено значительное внимание наследственному праву. Существовало три вида завещаний:
1) завещание, составленное перед лицом всего народа в куриатных собраниях;
2) перед выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение;
3) завещание посредством меди и весов, когда перед смертью человек передавал в манципированной форме своему другу (постороннему лицу), дабы тот уже распределил его между родственниками. Назначать наследниками можно было, как свободных людей, так и рабов, причем не только своих, но и чужих.
Книга 3 .Об обязательствах.
Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения. В отличие от вещных прав, которые в случае отсутствия нарушений не порождали конкретных правоотношений, обязательства рассматривались именно как правовая связь (juris vinclum) по крайней мере двух лиц. С развитием товарного производства обязательства в значительной мере утратили свой былой формализм, а также из односторонних превратились в основном в двусторонние, поскольку каждая из участвовавших в нем сторон имела как права, так и обязанности. Ответственность должника по обязательству не затрагивала его личность и ограничивалась лишь пределами его имущества. Наиболее тщательную и точную разработку получили договоры (контракты). Но не все договорные связи имели юридическую силу. Некоторые соглашения носили неформальный характер (пакты) и не пользовались исковой защитой, хотя предусмотренные в них обязательства на практике обычно соблюдались. Со временем отдельные пакты были признаны преторским правом, а в постклассический период закреплены в императорском законодательстве. В Институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные.