Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:07, контрольная работа
Территория Восточной Европы, на которой располагалась Киевская Русь, не была включена в зону античной цивилизации. Поэтому безсинтезный путь развития народностей этой части Европы повлиял на особенности их государственного строительства. Сказалось и геополитическое положение, постоянно требовавшее решения оборонных задач. По этой причине в общественной жизни восточных славян государственный фактор играл более существенную роль, чем в Западной Европе. Государство являлось здесь организующей силой, как в хозяйственных, политических, так и оборонных вопросах.
2.9 Городское самоуправление
В 1785 г. была также опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности, Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья на базе завоеванного горожанами права на самоуправление, а также на базе актов, регламентирующих ремесло и торговлю.
Отныне для каждого города обязательным становится герб, который следовало употреблять во всех городовых делах. Было установлено, что герб уездного города должен включать в себя и эмблему губернского города. Все гербы, уже существующие или новые, утверждались самой императрицей. В соответствии с Жалованной грамотой население каждого города было разделено на шесть разрядов. Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказа от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, Общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством городского головы. Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т.е. была исполнительным органом городского самоуправления. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому шестигласная дума могла обращаться за помощью. Права города как единого целого защищались городским магистратом, который ходатайствовал за город перед высшими органами, следил, чтобы на него без распоряжения правительства не налагались новые подати или повинности
Список использованной литературы
1.«Учебник История
. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Изд. 2-е. - М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический Дом "Юстицинформ", 1998.
. История СССР с древнейших времен до конца 18 века./ Под ред. Б.А.Рыбакова. М., 1991.
3.3. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
Дворцовые перевороты.
После смерти Петра I Россия оказалась
ввергнутой в череду дворцовых переворотов.
В период с 1725 по 1762 г. на Российском престоле
сменилось шесть императоров и императриц.
Интенсивность государственных преобразований
в этот период снизилась. Политическая
нестабильность, обусловленная частой
сменой власти и составом политической
элиты, не позволяла сконцентрироваться
на решении проблем, стоявших перед Россией.
Государственное управление, экономика
и финансы находились не в лучшем состоянии.
Важнейшие государственные проблемы не
решались годами. Роскошь императорского
двора резко контрастировала с нищенским
состоянием подавляющего большинства
россиян. Характерный пример: на развитие
образования в стране не выделялось и
половины того, что официально расходовалось
на содержание императорской конюшни.
Однако государственный механизм, запущенный
первым императором Петром Великим, продолжал
исправно работать. Он позволил руководить
империей женщинам. Пять женщин, в том
числе иностранного происхождения, правили
Россией в ХVIII в. в течение 70 лет. Если бы
не ярчайшая фигура Петра I, XVIII в. можно
было бы по праву назвать женским веком.
Причем женщины на русском престоле оказались
даже при тех условиях государственной
власти, которые
не допускали представительниц
слабого пола до государственной службы.
По существовавшему в тот период государственному
статусу и петровской Табели о рангах
женщины не могли даже мечтать о военной
и гражданской службе. Разве только имели
право занимать чисто «женские должности»
— быть фрейлинами при царском дворе.
Заняв царский трон с помощью гвардейцев
и фаворитов, женщины-правительницы России
создали особенный институт высшей власти
и управления — фаворитизм. Он
заключался в возможности фаворита, т.е.
любимца высокопоставленного лица, в данном
случае императрицы, решающим образом
влиять на принятие государственных и
управленческих решений, проведение или
свертывание государственных реформ.
Это наложило определенный отпечаток
на политическую систему государства.
Современники отмечали бессистемное принятие
управленческих решений, зачастую противоречащих
друг другу, бездарность и леность чиновничьей
бюрократии. Об этом подробно написано
в работе князя М.М. Щербатова, которая
называется «О повреждении нравов в России».
119
Любимец Анны Ивановны, конюх Бирон милостью
императрицы становится графом, обер-камергером,
а затем принимает непосредственное участие
в управлении государством. Этот период
в истории получил название «бироновщина».
Другая императрица, Елизавета Петровна,
осыпала почестями своего фаворита А.Г.
Разумовского. Бывший придворный певчий
стал владеть огромными поместьями со
100 тысячами крепостных душ. Не обладая
военными и дипломатическими талантами,
он с радостью принял графский титул и
чин генерал-фельдмаршала, пожалованные
императрицей. При этом Алексей Григорьевич
государственными делами почти не занимался.
Правление Екатерины II. Более прогрессивным
стало развитие государства и права в
России с восшествием на престол Екатерины
II (1762—1796).
Екатерина II, ставшая императрицей в результате
очередного дворцового переворота, мечтала
занять Российский трон. «Или умру, или
буду царствовать», — говорила она своему
окружению, находясь при дворе Елизаветы
Петровны, младшей дочери Петра Великого.
Современники наделяют Екатерину II, немку
по происхождению, такими качествами,
как ум, наблюдательность и настойчивость.
Она много читала, особенно труды французских
мыслителей и литераторов, знала историю,
философию, юриспруденцию. В управление
страной, в вершение государственных дел
она привнесла элементы просвещения, выступала
за открытие школ, университетов для получения
образования дворянами. Поэтому не случайно
период правления Екатерины II называют
периодом «просвещенного абсолютизма».
В политическом плане
«просвещенный» абсолютизм представлял
собой поиск новых форм (как и в ряде стран
Европы) взаимоотношений государства
с господствующими слоями обществами,
с зарождающимся капитализмом, с дворянством.
Одним из примеров либеральных настроений
Екатерины II является учреждение в 1765
г. Вольного экономического
общества, предназначение которого
заключалось в популяризации передовых
агрономических знаний и содействии помещичьему
рационализаторству.
Екатерине II досталось не лучшее состояние
государственных дел. Императрица Елизавета
и Петр III, предшественники Екатерины II
(кстати, ее свекровь и муж), оставили ей
одни долги. Правда, от Елизаветы осталось
еще 15 тыс. модных платьев. Тюрьмы были
переполнены. Правосудие продавалось
платившему дороже. Законов было неисчислимое
множество, но суды совсем не заботились
об их охранении… Всюду народ жаловался
на лихоимство, взятки, а воеводы и их канцелярии кормились взятками,
потому что не получали жалованья. Рас-
120
поряжения Сената исполнялись только
по третьему указу… Доверия к правительству
не было никакого, но все привыкли думать,
что никакого другого распоряжения от
него и исходить не могло, кроме вредного
к общему благу. Значит, государство утратило
свой смысл в народном мнении и даже превратилось
в какой-то заговор против народа, от которого,
по замечанию Екатерины, скрывали ошибки
судей и других чиновников. Такую безрадостную
картину государственного состояния в
1762 г., году восшествия на престол Екатерины
II, приводит известный русский историк
В.О. Ключевский в своих исследованиях1.
Нужно было как-то исправлять положение
в государственном и местном управлении,
судебной системе, в работе Сената, правительства,
других органов власти. К тому же, чтобы
сгладить отрицательное мнение сограждан
от захвата престола своего мужа, новой
императрице хотелось добиться популярности
в народе. Если прежнее правительство
восстановило против себя население России
бесцельным произволом, поборами и взятками,
то Екатерина II стремилась упрочить законность
в государственном управлении.
Государственное
управление. Екатерина II, развивая
и дополняя реформы Петра Великого, сначала
сделала попытку улучшить государственное
управление. Она предложила регламентировать
процедуру выражения верховной власти.
Императрица хотела сделать так, чтобы
устные царские распоряжения не ломали
установленную систему государственного
управления. Например, распоряжения Сенату
предполагалось передавать только через
сенаторов, и эти устные распоряжения
не могли отменить прежние решения императора,
облеченные в письменную форму. Очевидно,
это предлагалось с благой целью: исключить
путаницу в управлении высшими органами
власти со стороны монарха.
Указом Екатерины II от 15 декабря 1763 г.
была проведена реформа Сената,
высшего органа государственного управления.
Как абсолютный монарх, она не могла мириться
с возросшей ролью Сената в государственном
управлении, который, по ее мнению, имел
претензии на верховную власть в империи.
Поэтому цель реформирования Сената заключалась
в принижении его роли в государстве, низведении
его значения к обычному бюрократическому
ведомству, каких в то время было великое
множество.
В ходе осуществленной реорганизации
Сенат был разделен на шесть департаментов.
Каждый из них обладал определенной самосто-
1 Ключевский В.О.
Избранные лекции «Курса русской истории».
Ростов н/Д : Феникс, 2002. С. 616—618.
121
ятельностью и был наделен конкретными
полномочиями административного характера.
Так, первый департамент Сената занимался
следующими вопросами: управлением госимуществом
и финансами; осуществлением финансового
контроля; надзором за деятельностью сенатской
Тайной экспедиции (полиции) и Канцелярии
по конфискации; обнародованием законов
и указов императрицы и др. Законосовещательные
функции (подготовка и обсуждение проектов
законодательных актов) были изъяты. Сенат
уже не мог представлять собственные законопроекты
на утверждение монарха.
Таким образом, итогом проведенной реформы
Сената стало снижение его роли
в управлении делами государства, лишение
его права законодательной инициативы.
У него остались только функции контроля
за администрацией и функции высшего судебного
органа.
Стремясь еще более ограничить самостоятельность
Сената в принятии государственных решений, Екатерина II расширила
функции генерал-прокурора Сената.
Теперь он стал блюстителем законов и
обладал единоличным правом вносить повестку
дня заседаний Сената. Пользуясь особым
доверием императрицы, генерал-прокурор
Сената фактически являлся главой государственного
аппарата, высшим государственным чиновником.
С 1764 года в течение почти 30 лет на посту
генерал-прокурора находился умный и всесторонне
образованный человек князь А.А. Вяземский.
Пышным цветом при Екатерине II расцвел
фаворитизм. Историки насчитывают до 15
фаворитов Екатерины за период с 1753 по
1796 г. В течение десяти лет находился возле
императрицы и влиял на принятие решений
в области государственного управления
Григорий Орлов. У них родился сын, получивший
впоследствии титул графа Бобринского,
и императрица даже подумывала о браке
с графом Г. Орловым. Против этого брака
выступал другой фаворит императрицы
Н.И. Панин, сказавший однажды правительнице:
«Императрица может делать, что хочет,
но кто же станет повиноваться графине
Орловой!» Большим влиянием при дворе
Екатерины II обладал еще один любимец
императрицы князь ГА. Потемкин. Вице-президент
Военной коллегии, генерал-фельдмаршал,
главнокомандующий российскими войсками,
отвоевавшими Крым у турок, Потемкин, по
словам Екатерины II, «был человеком высокого
ума, редкого разума и превосходного сердца».
Главной сферой интересов ГА. Потемкина
было усиление военной мощи государства.
АС. Пушкин писал о Потемкине: «Ему мы обязаны
Черным морем». Влияние Потемкина на Екатерину
II было столь велико, что все последующие
фавориты попадали во дворец только по
его личному представлению правительнице.
122
Фавориты не только участвовали в государственном
управлении, но и наносили ощутимый урон
государственной казне. По подсчетам английских
посланников при дворе Екатерины II, фавориты
только наличными получили от императрицы
более 100 млн руб. Это были огромные деньги,
превышавшие годовой бюджет Российского
государства. Кроме того, в подарки фаворитам
входили поместья с крепостными крестьянами,
дворцы, драгоценности. Некоторые историки
считают российский фаворитизм «стихийным
бедствием, разоряющим страну». Деньги,
которые можно было направить на развитие
экономики, народное просвещение и здравоохранение,
уходили на личные удовольствия фаворитов,
уплывали в их бездонные карманы.
При Петре I огромную роль в системе государственного
управления играли военные. Знаменитая
Табель о рангах приравнивала гражданских
чиновников к армейским чинам, не делая
большого отличия гражданской службы
от военной. При Екатерине II армия стала
выводиться из управления и заменяться полицией.
Во всех крупных городах были введены
новые полицейские должности и полицейские
учреждения: управа благочиния, должность
городничего с полицейскими надзорными
функциями. В уездах учреждалась постоянно
действующая полиция во главе с капитаном-исправником.
Хотя Екатерина II и декларировала принцип
невмешательства царской особы в систему
управления и судопроизводства, однако
при ней пышным цветом расцвели фаворитизм,
коррупция и произвол власть предержащих.
Вопреки провозглашенным идеям «просвещенного
абсолютизма», установкам на разделение
властей, обеспечение взаимных обязанностей
власти и народа, императрица на деле стремилась
управлять страной самодержавно и не допускала
попыток ограничить власть монарха конституцией
или даже совещательным императорским
советом, который предложил ввести граф
Никита Иванович Панин, которому Екатерина
обязана восшествию на престол.
Под руководством Екатерины II Сенат и
другие центральные ведомства проводят
курс на дальнейшее укрепление абсолютизма,
централизацию и бюрократизацию управления.
В 1768—1778 годах при императрице функционировал Совет при высочайшем
дворе. На него возлагались задачи
по координированию военных действий
против Турции, обеспечению вооруженных
сил всем необходимым для войны. После
завершения русско-турецкой войны этот
Совет продолжал свою работу, но уже в
новом качестве. В рамках Совета при высочайшем
дворе проходили консультации просвещенной
императрицы со своими ближайшими советниками
по вопросам внутренней полити-
123
ки, в том числе по подавлению вооруженного
восстания под руководством Емельяна
Пугачева.
Наряду с Советом при высочайшем дворе
и Сенатом существовала еще и личная канцелярия
при монархе. Через нее императрица
сносилась с высшими и центральными государственными
учреждениями, отдавала им свои распоряжения
и указания, контролировала ход их выполнения.
Личная канцелярия существовала и при
Петре I, на которого Екатерина II хотела
быть похожей. При Екатерине II это учреждение
было преобразовано в канцелярию статс-секретарей,
назначаемых из проверенных и преданных
престолу людей. Эта канцелярия статс-секретарей
оказывала огромное, а иногда просто решающее
влияние на формирование государственной
политики.
Особенность государственного управления
Екатерины II подметил знаменитый историк
Н.М. Карамзин. Он писал в одном из своих
трудов, что императрица предпочитала
опираться не на какие-то совершенные
государственные учреждения, а на способных,
честолюбивых, лично преданных ей помощников.
Им она предоставляла большой простор
для действий, с ними она чаще всего советовалась.
Дальнейшая централизация и бюрократизация
государственного управления наглядно
проявилась в ликвидации гетманства на
Левобережной Украине. Ею стали управлять
президент Малороссийской коллегии и
русский генерал-губернатор граф П.А. Румянцев.
Правовая реформа.
Следуя принципам «просвещенного монарха»,
Екатерина II стремилась законодательно
установить систему государственного
управления, подчиняющуюся закону. С этой
целью по ее повелению была создана специальная
комиссия по подготовке нового законодательства.
Другой важнейшей целью предполагаемой
реформы было установление «тишины и спокойствия»
в государстве. По мнению императрицы,
Соборное Уложение 1649 г. устарело и не
отвечало новым требованиям.
Екатерина II решила созвать в Москве специальную
Комиссию для составления нового свода
законов Российской империи. По распоряжению
императрицы в разработке нового законодательства
должны были участвовать более полутысячи
депутатов от дворянства, государственных
организаций, крестьян и казачества. Депутаты
с мест привезли в Москву около 1600 наказов,
«дабы лучше узнать было нужды и чувствительные
недостатки народа». Екатерина II подготовила
собственный Наказ Комиссии,
в котором она высказывалась за распространение
просвещения, искоренение беззакония,
жестокости и деспотизма, умножение народного
благосостояния. В нем императрица
124
касалась проблем государственного и
местного управления, взаимоотношений
верховной власти и ее подданных, прав
и обязанностей граждан. Это была своего
рода развернутая программа реформ, состоявшая
из 22 глав и 655 статей. В основе Наказа лежали
мысли и высказывания французских просветителей Ш.-Л. Монтескье, Ж.Ж.
Руссо, М.Ф. Вольтера и др. Поэтому не
случайно в содержании Наказа Комиссии
по подготовке нового Уложения законов
отмечалось, что:
n российские граждане лишены основных
благ гражданского общежития:
n законы, изданные в России, «не согласны
с разумом и правдой»;
n господствующий класс (феодалы-крепостники)
вреден государству;
n царское правительство не исполняло
своих существенных обязанностей перед
народом и т.п.
Просвещенная императрица с помощью государственно-правовых
реформ стремилась усовершенствовать,
обновить самодержавную монархию, но не
конституционный демократический строй,
как этого добивались французские просветители.
Екатерина II выступала на словах за ослабление
вмешательства верховной власти в экономику
и экономические отношения, т.е. ратовала
за экономический либерализм. Но дальше
благих пожеланий дело так и не пошло.
Под предлогом войны с Турцией Комиссия
была распущена. Нового свода законов
с либеральным уклоном не получилось.
Наряду с обеспечением государственных
реформ и серьезных общественных преобразований
законодательство XVIII в. использовалось
для мелочной регламентации многих сторон
жизни: хозяйственной деятельности, быта,
развлечений и т.п. Подоплекой этого был
постулат, согласно которому подданные
передали свой суверенитет верховной
власти. Отсюда повышенное внимание второстепенным
с современной точки зрения вопросам:
быту, развлечениям и т.п.
Однако новые веяния «просвещенного»
абсолютизма Екатерины II все-таки проявились