Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:53, контрольная работа
1. Сформулируйте основные положения а) норманнской теории б) антинорманнской теории
2. Назовите причины политической раздробленности на Руси
3. Какие точки зрения существуют по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия для Руси
4. В чем заключались особенности формирования Российского государства
5. Каковы были основные тенденции развития Европы и России в 17 веке
6. Каковы основные результаты реформ Петра I? За счет чего они были достигнуты
7. Каковы были основные достижения и потери России в первой половине 19 века
Незавершенность первоначального накопления капитала не позволяла реорганизовать производство, заменить производство, поэтому преобладал тяжелый ручной труд.
Промышленный переворот длился всего 20-30 лет, в Европе же промышленный переворот идет около века. Поэтому это тоже приводит к тому, что преобладает ручной труд. Кроме того, промышленный переворот имеет социальную сторону, появляется буржуазия и пролетариат. Так вот, эти классы в России не сформировались. Рабочий класс в 60-х годах 19 века был 6 процентов.
Далее, особенностью русского капитализма является то, что Россия была, как бы запрограммирована на положение сырьевого поставщика. Конкуренция была не в пользу русских, что они могли продавать? Ни машины, ни оборудование, т.к. конкуренция была высокая, поэтому продавать могли только сырье.
Поэтому русская экономика в начале капитализма ориентирована на добычу полезных ископаемых, а не на переработку. Тогда как западные страны специализировались на производстве машин и оборудования. А это дает больший оборот капитала, это выгоднее стране.
Одна из особенностей Российского капитализма - сохранение Феодальных пережитков. На западе буржуазные революции убивали это, уничтожали монархию, сословный строй, конституцию, равенство перед законом. Уничижали национальное неравенство. В общем, пережитки уничтожались. В России буржуазной революции не произошло, она прошла через реформы по пути к капитализму. Поэтому пережитки феодализма сохранялись: самодержавие, монархия.
Реформируя страну, Александр II откладывал принятие конституции, а для капитализма она необходима. Закон свободной конкуренции нужнее, при котором все равны, вне зависимости от происхождения и т.п.
Сохранение монархии означало сохранение сословного строя, а это тормозило развитие рынка. Значимость не по его денежному мешку, а по его происхождению, тормозило развитие капитализма. Кроме того, в России на протяжении 19 века не было граждан, были подданные. А для капитализма необходимо, чтобы государство защищало собственность, а в России государство не охраняло. Кроме того, монархия не допускала создание парламента. В Европе все политические интересы могли осуществляться у буржуазии через парламент, и она могла через парламент добиваться решения своих интересов. В России была монархия и монополия на власть.
Другой особенностью российского капитализма было то, что российская буржуазия была слаба. В России было засилье иностранного капитала. Доля достигала критической отметки. Считается, что если иностранного капитала в обороте составляет свыше 50 процентов, то это грозит национальному суверенитету страны. А у нас было 45 процентов. Мы были на грани. Потому что государство ограничивало русскую буржуазию. Более конкурентоспособная иностранная буржуазия могла вкладывать в русскую экономику. Поэтому русская буржуазия была слабее экономически. Русские, конечно, не были нищими, но она (буржуазия) не имела сверх прибыли.
10. Как можно
определить сущность
К середине 30–х. годов завершается
становление советской
Вопреки Конституции и другим законодательным
актам, реальный механизм власти в советской
политической системе коренился
не в декларативных официальных
городах государственной
Таким образом, в 30 –е годы верховной власти в СССР является не конституционный ВЦИК, а высшие органы партийного аппарата: Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК, на заседания которых выносились практически все принципиальные политические и экономические вопросы. После XVII съезда партии (1934 г.), наряду с решением принципиальных политических вопросов, партийные органы окончательно берут на себя задачи организации и управления производством. В аппарате ЦК ВКП (б) создаются отделы по промышленности, строительству, транспорту, связи.
Попытки опереться в решении производственных вопросов на партийные структуры окончательно приводят к огосударствлению правящей партии, к превращению Советов в декоративные учреждения. Государственные органы в центре и на местах полностью лишаются самостоятельности.
Со временем деятельность Советов
приобретает еще более формальный характер.
Одна из самых значительных черт страны
в 1930 – е гг. – культ личности Сталина.
Политическая система
Тоталитарная система – это:
1. Насильственное установление однопартийной системы;
2. Уничтожение внутрипартийных оппозиций;
3. Полное сращивание партийного и государственного аппарата;
4. Объединение законодательной, исполнительной и судебной властей в одну систему;
5. Несоблюдение гражданских свобод;
6. Единообразие общественной жизни;
7. Авторитарный способ мышления;
8. Культ вождя;
9. Массовые репрессии.
1930 – е гг. – время ударных строек и сплоченности всего советского народа – было омрачено начавшимися стране репрессиями. В советском государстве они проводились постоянно, начиная с приходом к власти И.В. Сталина.
11. Укажите
тенденции экономического и
В 70 – е годы советская экономика все больше отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню и, что более важно, СССР утрачивал преимущества в темпах экономического роста. На рубеже 70-80-х годов в мире начался новый этап научно-технической революции, получивший название «микроэлектронная революция». С этого времени уровень развития той или иной страны определялся использование информационных технологий.
Советскую экономику по-прежнему составляли устаревшие отрасли тяжелой индустрии, которые требовали колоссальных сырьевых ресурсов. Чтобы покупать новейшие технологии и продовольствие, СССР был вынужден поставлять на экспорт все больше сырья.
В 70 – е годы экономика страны была предельно милитаризованной. Наиболее современные производства высокой технологии работали, главным образом, на военные заказы. Доля военных расходов в валовом национальном продукте составляла 20-25 процентов; производство военной техники – более 60 процентов объема продукции машиностроения. Третья часть всех занятых в добывающих и обрабатывающих отраслях работала непосредственно на военные нужды.
В начале 80-х годов из-за начавшегося падения цен на мировом рынке иссякает поток нефтяных денег в страну, вслед за этим прекращается основанный на нефтедоходах экономический рост.
К концу 80-х прекращается рост жизненного уровня. Одновременно слабеет трудовая дисциплина, пьянство и алкоголизм охватывают все более широкие слои населения. В общественном сознании именно разрыв с Западом в уровне потребления становится главным критерием сравнения эффективности двух общественных систем и главным направлением критики советских порядков.
К началу 80-х годов часть высшего советского руководства осознавала необходимость срочного принятия мер для улучшения экономической и социальной ситуации. Не случайно главной лоббирующей силой в Политбюро и Правительстве с начала 80-х становятся военно-промышленный комплекс, КГБ и ГРУ, предъявлявшие партийным вождям претензии за медленное освоение отечественной промышленностью новейших достижений научно-технического прогресса, за растущее отставание от США по ряду важнейших видов вооружений.
Приход к власти политика Ю.А. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Он принял ряд мер по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины, стимулировал расследования уголовных дел, связанных с коррупцией.
Приход к власти 10 марта 1985 года М.С. Горбачева предложил стране новую политику, получившую вскоре название «перестройка». Перестройка – это последняя попытка здравомыслящей части правящей элиты спасти прогнившую советскую систему, соединив «социализм и демократию». В силу объективных и субъективных причин в самом начале перестройки Горбачевым были неверно выбраны направления и объект реформирования. Для эффективного обновления советской системы требовалось упреждающая реформа политической системы, но ее необходимость осознается в полной мере лишь спустя два года.
Первый этап преобразований начался
в русле прежних советских модернизаций.
Задача перестройки системы управления
экономикой была выдвинута на апрельском
(1985 г.) Пленуме ЦК КПСС – с минимальными
затратами за счет «скрытых резервов в
короткий срок переломить наметившееся
падение темпов экономического роста.
Весь план двенадцатой пятилетки (1986-1990гг.)
был составлен на основе методов и подходов
прошлого. Главные усилия в экономике
сосредоточивались на опережающем развитии
машиностроительной отрасли.
На первом этапе перестройки так и не было найдено адекватных способов реализации заявленного курса на «ускорение социально-экономического развития, совершенствование всех сторон жизни общества».
17 мая 1985 года, в соответствии
с постановлением ЦК КПСС и
указом Президиума Верховного
Совета СССР, в стране началась беспрецедентная
по масштабу и радикализму мер антиалкогольная
кампания. Благородные замыслы оздоровления
советского общества обернулись дискредитацией
идей ускорения и громадными экономическими
потерями.
На состоявшемся в феврале 1986 года очередном
XXVII съезде КПСС М. Горбачев расширил содержание
концепции ускорения, с этого момента
во главу угла политики были поставлены
задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом,
беззаконием. В 1986 году становится очевидным,
что сформулированные сверху цели соответствующего
механизма реализации на микроуровне.
Уже к концу 1986 года экономическая ситуация
после некоторого оживления вновь стала
ухудшаться.
Введение на производстве государственной приемки вместо ведомственного контроля привело к сокращению выпуска промышленной и продовольственной продукции.
Реальным результатом
Летом 1987 года Правительство Н.И. Рыжкова представило на утверждение июньским Пленуму ЦК КПСС план реформ, разработанных с учетом опыта Косыгинской хозяйственной реформы 1965 года. Основными компонентами новой экономической стратегии стали: расширение самостоятельности социалистических предприятий; перевод их на полный хозрасчет; самофинансирование и частичное самоуправление, развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности; привлечение иностранного капитала в форме совместных предприятий.
В июне 1987 года был принят закон «О государственном предприятии», который замышлялся как « несущая конструкция» новой хозяйственной системы. Новый закон расширял права предприятий, включая право выхода на внешний рынок. Свобода без рыночной дисциплины обернулась в ущерб инвестиционной деятельности. Именно на этом этапе перестройки государственные органы потеряли контроль над микроэкономическими процессами в страны.
Итогом экономического реформирования
стало дальнейшее ухудшение экономического
и финансового положения
12. Каковы на сегодняшний день основные достижения и провалы российских реформ?
Роль России в мировом сообществе определяется ее экономическими возможностями. Ставшая правопреемником СССР, суверенная Россия по своему экономическому потенциалу составляет примерно одну треть от потенциала СССР. Сохраняется тенденция к относительному и абсолютному уменьшению доли России в мировой экономики. В 90-е годы экономика России так и не смогла преодолеть системного кризиса.
Важной проблемой по-прежнему остается развитие федеративных отношений, т.е. отношений между федеральным Центром и российскими регионами, включая проблему национальных республик в составе Российской Федерации. После вступления в должность Президента России В.В. Путина к концу 2000 года администрация президента подготовила и внесла в Государственную Думу РФ несколько указов, направленных на укрепление федеративных отношений.
О результатах социально-
Избирательная кампания по выборам второго президента России первейшей задачей ставит рост жизненного уровня населения, особенно работников бюджетной сферы, обеспечение стабильности, законности, порядка. Разумеется, решение этого комплекса проблем возможно только на основе преодоления кризисных явлений в социально-экономической сфере и активной экономической стратегии.