Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Вложенные файлы: 1 файл

ИГиПЗС 2.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

В качестве примеров, отражающих более  высокий статус авилумов по сравнению  с мушкенумами можно привести:

П. 206-208: Если кто в драке неумышленно  ударит человека, и он умрет, и потерпевший  будет из  мушкенумов, то авилум должен отвесить 1/3 мины серебра 9При авилуме  – ½).

П. 209, 211: Если кто ударит дочь мушкенума  и у нее случится выкидыш, то должно заплатить ей 5 сиклей серебра (дочери  авилума – 10 сиклей серебра)

П. 215-216, 221-222: Если врач вылечит  мушкенума (сделает операцию или излечит  бельмо на глазу) – врачу нужно  дать 5 сиклей серебра (если вылечит  авилума – 10 сиклей), если срастит  кость или  вылечит опухоль у мушкенума – ему должны дать  3 сикля серебра ( для авилума – 5 сиклей).

П. 210, 212: Если кто ударит дочь мушкенума  и у нее случится выкидыш, и  она умрет, то должно отвесить ½ ммины  серебра (при смерти дочери авилума  – должно убить  дочь  причинителя вреда).

Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу  храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя (п. 8).

Рабы мушкенумов пользуются, подобно дворцовым рабам, известными привилегиями (например, раб мушкенума или дворца мог вступать в брак со свободной женщиной - п. 176).

Следует заметить, что царские  служащие высших (а иногда и средних) категорий никакой социальной принадлежности не испытывали, ибо наряду с большими служебными наделами владели (или, во всяком, в принципе случае могли владеть) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей могли распоряжаться достаточно свободно. По этим причинам они относились к авилумам. Следовательно, мушкенумами в точном смысле этого слова были только царские служащие низших категорий. Они вербовались из людей, по тем или иным причинам утративших связь с общиной (разорившиеся, изгои, беглецы), а также осевших на землю членов пастушеских племен, пришельцев и т. п. Вероятно, часть из них была потомками людей шумерской эпохи. Естественно, что на таких людей свободные общинники смотрели свысока, а доля мушкенумов считалась весьма незавидной. Позже в Новоассирийский период, этот термин означает просто " бедняк ".

В некоторых случаях субъектом  права могла быть и женщина, прежде всего, если она жрица. В отношении  имущественных прав жрицы почти  ничем не отличались от мужчин. Замужняя женщина тоже могла иметь в  некоторых случаях отдельное  от мужа (полученное из отцовского дома ) имущество (п. 150 ) и обезопасить себя от ответственности за его долги, сделанные до женитьбы (п. 151 ). Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и 172).

Дети обычно становились  полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и 169): "Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства"8.

Отец также мог признать детей  от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами. После смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не признавал, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и 171)

Известны случаи, когда  престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно передавая им свою "вдовью долю" (свое приданое, а также, если были, подарки мужа ).

 

Что касается положения  рабов, то, конечно, оно было  самое  низшее в социальной иерархии. Хозяин  мог раба  ударить, продать (п. 278): «Если человек купит раба или  рабыню…»,  п. 279: «Если человек  купит раба или рабыню и  подвергнется иску, то по иску отвечает только его продавец»9. Основными способами обращения в рабство были:

  1. порабощение в ходе военных действий
  2. продажа себя за долги

Разница между  продажей себя в рабство и долговой кабалой  была, во –первых, в субъекте (продавали себя, а в кабалу отдавали кого-то: жену, сына, дочь) и, во-вторых, во времени (в рабство  переходили навсегда, а долговая кабала носила временный характер – на 4 год  кредитор отпускал заложника).

За рабом,  как за имуществом хозяина, следили и в случае причинения вреда предусматривалось возмещение вреда его хозяину:

Пункт  213: «Если  кто  ударит женщину - рабыню, и причинит ей выкидыш, то он должен  отвесить 2 сикля серебра».

Пункт  217, 223: «Если  врач вылечит раба, то господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра»

Пункт 219: «Если  врач сделает  тяжелый надрез  бронзовым ножом  рабу мушкенума и причинит ему  смерть, то он должен возместить раба за раба».

Весьма интересно и  важно, что в этот период некоторые  остатки правоспособности сохраняют также и рабы. Так, за оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карался только по суду (отрезанием уха п. 205): "Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо"10.

Таким же образом карался  раб, оспаривающий свое рабское положение (п. 282). В более ранний период известны судебные процессы, в ходе которых рабы пытались отстаивать свою свободу. Как правило, они их проигрывали. Видимо, и теперь раб мог, по крайней мере, теоретически, оспаривать свое рабское состояние в суде, но проигрыш процесса уже грозил ему наказанием. Интересно, что в обоих случаях наказание назначается по суду (вместо непосредственной внесудебной расправы со стороны хозяина ) и, будучи мучительным и позорным, вместе с тем не снижает ценности раба как рабочей силы.

Что касается бегства  рабов, то «если человек укроет  в своем доме беглого  раба или  рабыню, принадлежащих   дворцу или  мушкенуму,  и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина  дома должно убить» (п. 16), «если человек  поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит  его господину его, то господин раба должен дать ему 2 сикля серебра» (п. 17).

Браки между рабами разрешались. Кроме того, дворцовый раб или  раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались  свободными (п. 175 ): "Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство"11. Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества "для своих детей" (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не "детьми раба", но "ее детьми". Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий. Раб, купленный в чужой стране и приведенный затем в Вавилонию, подлежал отпуску на свободу без выкупа, если выяснялось, что он "сын Страны", т. е. вавилонянин. Так как свободнорожденный вавилонянин в принципе не мог быть обращен навсегда в рабство и тем более продан в другую страну, то здесь, надо полагать, речь идет о жертвах вражеских набегов. В связи с этим возникает один очень интересный вопрос: кто же станет покупать за рубежом такого раба себе в убыток? Однако нужно учесть, что при Хаммурапи вся торговля была подчинена государству и торговые агенты были государственными служащими. Таким образом, очевидно, расход за выкуп из-за рубежа своих граждан несло государство. Из частных писем нам известно, что таких выкупленных поглощало царское хозяйство.

 

Субъектами права могли  быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении Законы Хаммурапи  далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи. Правда, практика была здесь не всегда вполне последовательная. Храмы, например, занимались ростовщической деятельностью, в документе, однако, писалось, что заем получен " от (такого-то) бога". Возможно, что такое написание считалось просто более обязывающим для должника в уплате долга. В Законах Хаммурапи храм и дворец выступают непосредственно лишь в очень редких случаях: либо когда речь идет о похищении храмового или дворцового имущества (п. 6 и 8; причем по п. 6 вор сразу же подвергался смертной казни, а по п. 8 он мог и уцелеть, заплатив правда при этом большой штраф. Разница между этими статьями заключается видимо в том, что статья 6 имеет ввиду кражу, совершенную непосредственно на священной территории дворца или храма, т. е. святотатство, а потому и карается смертью без всяких "если", которые имеют быть место в п. 8), либо когда речь идет о выкупе пленного война, о чем говорится в п. 32. Земельные же владения дворца или храмов уже были розданы различного рода держателям, которые и выступали как представители дворца или храма. Охране этой собственности и посвящены статьи 26-41. Ну, например, п. 37 "Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или приносящего доход, то его табличку должно разбить, а также он теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращается их хозяину"12.

 

Царская земля под  воинскими наделами полностью исключалась  из оборота; лишено было законной силой  всякое частноправное распоряжение землей воина (продажа, обмен, отнятие  за долги и т. д.). Всякая сделка относительно земли воина или нашибильтим считалась ничтожной и приобретатель этого участка "терял свое серебро" (п. 35- 38, 41). Правило это действительно проводилось в жизнь. Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел ( п. 27 ), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29): "Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его".

А вообще государство  действительно заботилось о своих  воинах, так, например тамкарам вменялось  в обязанность выкупать за рубежом  пленных воинов и если у его  семьи не хватало средств для  возмещения выкупа агенту, то эти расходы  возмещал местный храм или, в крайнем случае, казна (п. 32 ): "Если редума или баирума, который был уведен в плен во время царского похода, выкупит тамкар и доставит его в поселение, то если в его доме есть чем выкупиться, то он должен выкупить себя сам; если в его доме нечем выкупиться, он должен быть выкуплен в храме своего поселения. Если у храма его поселения нечем выкупить его, то его должен выкупить дворец. Его поле, сад и дом не должно отдавать на его выкуп".

Служба воина считалась "вечной". Точно также "вечной" считалась и служба низшей категории работников царского хозяйства, лиц, создававших материальные блага. Терминология в законах и документах тут колеблется: иногда все царские люди, по видимому охватывались термином "мушкенум", и тогда вся низшая категория обозначалась как "нашибильтим" "приносящие доход" и подразделялась более подробно по разным профессиям; иногда же в соответствии со словоупотреблением в реальной жизни только люди этой низшей категории называются "мушкенум"; в таком случае они подразделяются на "приносящих доход" в виде материальных предметов, или собственно "нашибильтим" (термин, под которым в данном случае подразумеваются прежде всего рядовые ремесленники ), на земледельческих работников ишшакум и пастухов. Люди этой категории обычно получали групповые наделы, не превышавшие 18 га на группу. Если иметь в виду, что все они либо являлись земледельцам и издольщиками, либо были обязаны кроме работы на своем наделе заниматься либо ремесленной или какой-нибудь другой работой на дворец, то станет ясно, что существовать они могли лишь впроголодь. Но в отдельных случаях даже ишшакум мог нанимать работника, а иной раз владеть рабом. Воинской службе люди этих категорий не подлежали.

Большинство служащих высшей и даже средней категории так  и делали. Глава индивидуальной семьи мог иметь в своем частном владении участок на общинной земле размером, по имеющимся данным от 1 до 60-80 га. Хотя в Законах Хаммурапи об этой земле и ее собственниках почти ничего не говорится, но из частноправовых документов видно, что она существовала и временами отчуждалась (если на такие сделки не распространялся временный запрет или очередной мишарум, но столь радикальные указы о "справедливости", видимо, издавались редко и, вероятно, действовали только тогда, когда можно было доказать, что земля была продана именно в связи с задолженностью). Собственники такой земли должны были выставлять людей на общегосударственные повинности и платить налог13.

 

 

IV.  Казус 1.  Приглашенный к больному авилуму хирург явился в нетрезвом виде и дрожащей рукой произвел операцию так неловко, что больной умер под ножом. Какому наказанию подвергнется хирург по Законам Хаммурапи? Изменится ли ответственность хирурга, если потерпевшим был раб мушкенума? Субъектом или объектом является раб мушкенума.

 

Согласно ст. 218  Законов Хаммурапи если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет  бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему должно отрезать пальцы. То есть в данном случае врачу отрежут пальцы.

Ст. 219: «Если лекарь сделал тяжелую  операцию бронзовым  ножом рабу мушкенума  и убил его, то он должен возместить раба за раба». В данном случае   врач «отделается»   рабом.

Раб, как  имущество  хозяина, являлся объектом, а не субъектом  права.

 

Казус 2.  Крестьянин Балму-намхе дал без всякого повода пощечину повстречавшемуся ему на улице жрецу. Какому наказанию подвергнется крестьянин по законам Хаммурапи? Изменится ли наказание, если потерпевшим окажется другой крестьянин, мушкенум, раб? Почему законодатель установил неодинаковую  ответственность для авилумов именно за оскорбление чести действием – за пощечину равному себе по статусу и большему по положению? Справедливо ли поступил законодатель, наказывая более строго за пощечину авилуму, большему по положению, чем обидчик?

 

Согласно ст. 202 Законов Хаммурапи  «если  человек ударит по щеке большего по положению, чем он сам, то должно в собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи».В данном случае если крестьянин ударит жреца, авилума, мушкенума  – он получит 60 ударов плетью.

«Если кто-либо из людей  ударит по щеке кого-либо из людей, кто  подобен  ему, то он должен отвесить 1 мину серебра» (п. 203). То есть при ударе  другого крестьянина, Балму-намхе  должен будет заплатить 1 мину серебра.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"