Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 05:34, контрольная работа
Отруб — в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора — без переноса усадьбы).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Иркутский государственный технический университет
Заочно-вечерний факультет
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «История»
Вариант №2
Выполнил:
Проверил:
Иркутск 2013 г.
Контрольная работа
Отруб — в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора — без переноса усадьбы).
Земства — (земские учреждения) выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Земства были упразднены после Октябрьской революции 1917 года.
Антанта — военно-политический блок России, Англии и Франции, создан в качестве противовеса «Тройственному союзу»; сложился в основном в 1904—1907 годах и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны.
Двоевластие — одновременное существование двух властей.
Берлинская стена— массивное сооружение из камня и бетона, с мощной охраной, минами, датчиками передвижения, колючей проволокой и прочими средствами защиты от человека, почти тридцать лет не дававшее немцам перейти улицу Фридрихштрассе. Одна из самых известных стен, наряду с Великой Китайской и Плача. Являлась реальным воплощением Железного занавеса в отдельно взятой стране
«Легенда о призвании варягов. Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей – свое, а у славян в Новгороде – свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, И над теми всеми властвовал Рюрик».
Вопрос: Определите жанр и время создания «Повести временных лет». Назовите особенности летописных сводов как исторического источника. Объясните двойную датировку летописных событий. Почему автора «ПВЛ» иногда условно называют «родоначальником норманнской теории»? Кто является автором норманнской теории? В чем ее суть?
Ответ:
«Повесть временных лет» - летописание, как специфический историко-литературный жанр, время создания начало XII века.
Особенность источника – это то, что Повесть Временных лет, в первую очередь, представляет собой так называемую «официальную» (княжескую) точку зрения, к которой многие события и данные приводятся к своего рода «общему знаменателю» христианской средневековой историографии, что, естественно, отражается на общей тональности данных источника. Двойное счисление - от сотворения мира, в скобках от рождества христова. От рождества христова начали считать на Руси с 1700 года.
Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича.
Норманская теория была сформулирована в 1-й половине XVIII века при Анне Иоанновне немецким историком в Российской Академии наук Г. Байером (1694—1738), позднее Г. Миллером и А. Л. Шлёцером.
Против норманской теории, усмотрев в ней тезис об отсталости славян и их неготовности к образованию государства, активно выступил М. В. Ломоносов, к которому в XIX веке присоединились Д. И. Иловайский и др. (предлагая иную, не скандинавскую идентификацию варягов). Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение). К слабости первых антинорманистов следует отнести их версии, основанные в основном на логике и интуиции, но не поддержанные историческими свидетельствами.
Один из первых русских
историков середины XVIII века В. Н. Татищев,
исследовав «варяжский вопрос», не пришел
к определённому выводу относительно
этнической принадлежности призванных
на Русь варягов, но предпринял попытку
объединения противоположных
Норманскую версию приняли Н. М. Карамзин, за ним М. П. Погодин и другие русские историки XIX века.
В XIX веке, благодаря трудам учёных-ориенталистов, появились первые свидетельства, противоречащие скандинавской идентичности ранних русов. В то же время вопрос стремительно политизировался в связи с процессами, приведшими к объединению Германии. В немецкой философии появился тезис об «исторических» и «неисторических» народах, разделяемых по способности к созданию государства. Славян, в которых немцы видели противников объединения Германии, отнесли к неисторическим народам, используя в качестве обоснования норманизм. Как ответная реакция, в России активно стало развиваться «славянское» направление.
Ряд противников норманской теории (антинорманисты) признавали, что в основе легенды лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде скандинава Рюрика, приглашенного в славянское государство как военного наемника. Заслуга Рюрика заключается, согласно учению антинорманистов, не в создании государства Русь, а в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси — Рюриковичей. Но сами варяги вскоре ославянились (уже внук Рюрика носил славянское имя Святослав) и не оказали заметного влияния на развитие социально-экономических и политических процессов у славян.