Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 04:33, контрольная работа
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Реформы Солона (Афины VI в. до н.э.) – причины, мероприятия, результаты..........................................................................................................
Схема: «Источники шариата»...........................................................................
Незавершенность английского абсолютизма накануне революции 17в......
Система «сдержек и противовесов» закрепленная в конституции США 1787г....................................................................................................................
Особенности германской федерации...............................................................
Задача..................................................................................................................
Библиографический список..............................................................................
Содержание
Реформы Солона (Афины VI в. до н.э.) – причины, мероприятия, результаты.................... |
3 |
Схема: «Источники шариата»...................... |
5 |
Незавершенность английского абсолютизма накануне революции 17в...... |
6 |
Система «сдержек и противовесов» закрепленная
в конституции США 1787г......................... |
7 |
Особенности
германской федерации..................... |
9 |
Задача........................ |
11 |
Библиографический список........................ |
12 |
Реформы Солона (Афины VI в. до н.э.) – причины, мероприятия, результаты
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Для Смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования.
Наиболее подходящим путем для установления согласия являлось назначение кого-либо из авторитетных граждан посредником-примирителем и наделение его чрезвычайными полномочиями для проведения реформ. Солон и был тем гражданином, пользующимся безусловным авторитетом и доверием всего населения, в афинском полисе.
Вскоре Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия для проведения реформ. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства.
Первой реформой Солона была экономическая реформа, которую он считал своей главной заслугой, (она получила название сисахфия – «стряхивание бремени»). Реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов, т.е. освобождались из рабского статуса кабальные должники, запрещалось долговое рабство. Были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. Но самый значительный смысл имело запрещение впредь обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятия «гражданин» и «раб» становились совершенно несовместимыми, все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям. Таким образом, экономическому господству знати был положен предел.
Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в том числе и земельные участки можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т.д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало. Солон содействовал развитию ремесла, торговли. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговли Афин и т.д. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.
К политической реформе Солона следует отнести деление жителей по имущественному цензу. Солона. Всех граждане полиса разделялись на четыре разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов (зерна, вина, оливкового масла), получаемых с земельных владений (монеты в Афинах в то время еще не было). За единицу измерения был взят медимн – мера объема сыпучих и жидких тел (приблизительно 52 литра). К первому разряду были отнесены самые богатые граждане (с годовым доходом 500 медимнов и более), они стали называться пентакосиомедимнами (т. е. пятисотмерниками). Ко второму разряду – всадникам – отнесли лиц с доходом более 300 медимнов, т. е. весьма зажиточных граждан. К третьему разряду относились граждане с доходом от 200 медимнов – зевгиты (либо от zeugos – упряжка волов, либо от zygon – ряд воинов в фаланге); именно афиняне среднего достатка, которых, насколько можно судить, было довольно много, и составляли основу войска. Четвертый, низший разряд объединял беднейших граждан с годовым доходом менее 200 медимнов. Они назывались фетами (т. е. батраками).
Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.
Солон значительно повысил авторитет и значение народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы:
Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось регулярно. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях действовал от имени собрания.
Солон также учредил суд присяжных - «гелиэю» причем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию афинской рабовладельческой демократии. «Галиэя» была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.
Таким образом, Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и бедными гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив при этом имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса - землевладельцев, купцов, ремесленников. Реформы Солона повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие землевладельцы, верхушка ремесленников и купцов.
Схема: «Источники шариата»
Незавершенность английского абсолютизма накануне революции 17в
Английская революция XVII в.была громовым ударом, возвестившим рождение новейшего общественного строя. Она была первой буржуазной революцией общеевропейского показателя. Провозглашенные ею принципы в первый раз выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело объективно к установлению буржуазных порядков.
Незавершенность английского абсолютизма в том, что крах в битве с Шотландией приблизило созревание в Англии революционной ситуации. Феодальная аристократия во главе с королем смешалась в собственную внутренней и внешней политике, попала в тиски глубочайшего финансового кризиса и испытала к тому времени несомненно враждебное отношение к себе со стороны буржуазии и широких народных масс Англии. Начиная с 1637 г состояние промышленности и торговли в Англии катастрофически снизилось. Политика правительственных монополий и налогов, утечка из страны капиталов и эмиграция в Америку многих торговцев и промышленников - пуритан инициировали сокращение производства и массовую безработицу в стране.
Недовольство народных масс в конце 30 - х и в начале 40 - х годов, в виде крестьянских движений проявлявшееся, беспокойств в городах и массовых выступлений, возрастало все. В Лондоне в 1639 и 1640 гг.происходили бурные демонстрации ремесленного и рабочего люда, измученного безработицей и нуждой.
Из различных графств, особо Центральной и Восточной Англии, в Лондон попадала информация о росте враждебности крестьян к лордам и ко всем вообще крупнейшим землевладельцам. Такие сходки и сговоры происходят среди народа, каких вы не можете себе показать. Сельский люд вредит как только может. Близ лежащие селения объединились вместе и собрали союз, чтобы защищать друг друга в данных действиях. Уплата народом королевских налогов практически целиком миновала. Корабельные деньги не принесли правительству и одной десятой части ожидаемой суммы. Многочисленные петиции, со всех концов страны поступавшие, требовали от правительства заключения мира с Шотландией и немедленного созыва парламента.
По стране распространялось множество антироялистских листовок и памфлетов. Пуританские проповедники, на разнообразнейшую библейские тексты ссылаясь, к неповиновению королю призывали. Политическая атмосфера в стране накалилась до предела. Даже для приверженцев короны стало вероятно, что взрыв неминуем. 24 сентября за созыв парламента высказалось совещание пэров. Карлу I не оставалось другого 1 выхода, как снова к парламенту обратиться.
Система «сдержек и противовесов» закрепленная в конституции США 1787г.
Разделение властей - известный с древнейших времен старейший политический принцип, который был заимствован у англичан в конце XVII столетия. Учредители Конституции 1787 г положили в основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов государственной власти - конгресса, президента и Верховного суда - свой собственный, американский вариант разделения властей, который далее с тал именоваться системой «сдержек и противовесов». Учредители американской конституции никогда не помышляли о создании 3 х абсолютно независимых друг от друга властей, то есть о создании некоего троевластия, возможного только теоретически, но неосуществимого почти.
Практическое воплощение принципа разделения властей фактически никогда не совпадало полностью с той моделью, которая в конституции была зафиксирована. Организация, структура и взаимоотношения трех ветвей единой государственной власти, как и вся политикоправовая надстройка, всегда находились в прямой зависимости от значимых политико-экономических и социальных отношений, от состояния американского общества, от насущных потребностей правящей элиты.
На различных этапах развития американского общества система сдержек и противовесов имела конкретные определенные черты. Менялась фактическая и законная компетенция конгресса, Верховного суда и президента, появлялись новейшие виды отношений между данными органами, в ряде случаев значительно изменялось само положение высших органов государственной власти в системе сдержек и противовесов.
Однако сам принцип разделения властей никогда не переставал действовать, невзирая на весьма существенные потрясения верхнего эшелона американской государственности.
Если изначальная идея разделения властей, у мыслителей прошлого заимствованная, не нашла детального выражения в тексте конституции, то американская идея сдержек и противовесов разработана весьма основательно во всех ее проявлениях.
Система противовесов и сдержек, положенная в основу организации и функционирования центральных органов государственной власти США, на последующую основополагающих началах покоится.
Во-первых, все три ветви власти имеют разнообразные источники их формирования. Носитель законодательной власти - конгресс - состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Народом избирается палата представителей, другими словами, избирательным корпусом. Легислатурами штатов - сенат. Носитель исполнительной власти - президент - избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в собственную очередь избираются народом. Что касается носителя судебной власти - Верховного суда, то он формируется вместе президентом и сенатом. 277
Во-вторых, все органы государственной власти согласно конституции имеют разнообразные сроки полномочий. На два года избирается палата представителей. У сената нет установленного срока полномочий, поскольку состав обновляется каждые два года на одну треть путем перевыборов. Президент избирается сроком на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно. Установление конституцией разных источников формирования и сроков полномочий для носителей законодательной, исполнительной и судебной властей обязано было, по мысли учредителей Основного закона, привести к двум важным итогом: обеспечить соответствующие ветви власти конкретной самостоятельностью по отношению друг к другу, то есть добиться устойчивости и преемственности в верхнем эшелоне американской федеральной государственной машины. В-третьих, авторы системы сдержек и противовесов ставили цель создать подобной механизм, в рамках которого каждая из ветвей власти имела бы возможность нейтрализовать узурпаторские поползновения другой.
В соответствии с данной идеей конгресс получил право отклонять законопредложения президента, которые он может вносить через собственную креатуру в палатах. Любую кандидатуру может отклонить сенат, предложенную президентом для занятия высших федеральных должностей, так как в силу процедуры по лучения совета и одобрения необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов верхней палаты. Конгресс, напоследок, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности до истечения срока его полномочий.