Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:07, контрольная работа
Объясните, чем были вызваны реформы Петра I?
Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра ______________________________
История
______________________________
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Студент Кламм Ольга Витальевна | |
Группа 12416 (экономика) | |
Дата 24.11.2012 | |
Преподаватель Демидов Валерий Викторович | |
Новосибирск 2012__г.
Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?
Исторический факт-это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью времени и пространства; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.
Методология истории выделяет как минимум три типа исторического факта:
Факты исторической действительности. Эти факты и по отношению к творцам исторических источников, и по отношению к источнику. В них проявляется все многообразие человеческой деятельности и тех отношений, к которым она осуществляется.
Факты исторического источника. Это субъективные факты, которые являются итогом отражения фактов действительности создателем источника.
Научно – исторический факт. Это отражение ученных фактов первого типа на основе фактов второго типа, что усиливает его субъективность.
Факт, как таковой вне связи с другими, может быть интересен или не очень, но сам по себе он не имеет большого значения. Только интерпретация его с историком в связи с рядом других событий и фактов, придает ему ту значимость, которую можно использовать для выяснения истины. Исторические факты чрезвычайно многообразны по пространственно – временной протяженности ( факты простые и сложные), по предметной содержательности, ( факты экономической, социальной, политической, культурно – идеологической жизни и т.д.) и по системе присущих им взаимосвязей. Любой исторический факт всегда находится в системе других фактов и взаимодействует с ними. Поэтому при инвариантности каждого отдельного выражения исторического факта система этих выражений является поливариантной, т.е. многозначной. Это служит объективной основной для разного «видения» исторических фактов познающим субъектом – историком. Но от историка зависит лишь выбор угла зрения на факт, но не его реальное содержание, которое объективно. Многообразие и сложность даже простых исторических фактов состоит в том, что они выражают историческую реальность и со стороны её объективного содержания, т.е. её коренной сущности, и со стороны её субъективных восприятий современниками, т.е. со стороны её видимости. Таким образом, истинный смысл исторических фактов и их понимание и оценка современниками очень часто не совпадают. Но какими бы не были иллюзии современников о своей эпохе, они являются реальными историческими фактами, с которыми приходиться иметь дело историку. Поэтому возникает важная задача выявления и преодоления заблуждений современников.
Тем самым историческое познание в своей коренной сути – раскрытии закономерностей объективного хода общественно – исторического процесса – сходно с научно – естественными познаниями.
Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I? Как Вы оцениваете результаты этих реформ?
Россия при Петре I, как и другие страны, встала на путь модернизации. Её экономическая, политическая и культурная отсталость становилась тормозом дальнейшего развития и представляла серьезную опасность для национальной независимости. Нужны били такие преобразования, которые бы вывели страну из отсталости и дали бы ей возможность догнать европейские державы по уровню развития. Реформы, которые проводил Петр I, имели для страны судьбоносное значение. К этим реформам по - разному относились современники (были сторонники преобразования, были и яростные противники), неоднозначно относятся и историки(слишком велика социальная цена этих реформ, т.к. проведены они были за счет российского народа.), но они положили начало новому этапу в развитии нашего государства.
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. Титула российского монарха – Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно – территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени.
Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.
26 октября 1917 года Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов было принято три основных декрета Советской власти. В «Декрете о мире» предполагалось от имени рабоче-крестьянского правительства всем воюющим народам и их правительствам вступить в переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций. Он был обращен к « особо сознательным трудящимся трех наиболее развитых государств земного шара» - Великобритании, Франции и Германии и призывал способствовать прекращению войны.
В основу «Декрета о земле» был положен проект эсеров, отвечавших не политике большевиков, а мелкобуржуазным настроениям крестьянства. Декрет отменял собственность помещиков на землю без всяких компенсаций, только земля простых крестьян и рядовых казаков не подлежала конфискации. Частная собственность на землю отменялась навсегда. Право пользования землёй давалось «всем гражданам России, которые захотят обрабатывать её собственным трудом». Право на использование полезных ископаемых перешло к государству. Запрещались покупка, продажа, сдача земли в аренду, а также использование наемного труда.
Декрет о земле дал основу
для организации
Декрет о земле четко
Декрет о мире явился важнейшим
программным внешнеполитическим документом
Советской власти. Впервые в истории
были провозглашены новые принципы
международной политики мира и мирного
сотрудничества, пролетарского интернационализм
Задание 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при её реализации.
Новая экономическая политика - экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. НЭП рассматривался, как временная политика, направленная на создание условий для социализма.
Главная политическая цель НЭПа- снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.
Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причем, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В тоже время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчетов.
Значительные темпы роста
Однако главное противоречие лежало не в сфере экономики, а между экономикой и политической системой рассчитанных на использование административно– командных методов управления. Это противоречие стало непримиримым в конце 20-х гг., и политическая система разрешила его путем свертывания новой экономической политики.
Задание 5. Перечислите основные источники победы СССР в Великой Отечественной войне.
Вторая мировая война была самой крупной и тяжелой войной в истории человечества. В войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек, погибло более 50 млн. человек.
Основной удар этой войны принял на себя Советский Союз. Эта война стала для советского народа Великой Отечественной, люди сплотились перед лицом угрозы порабощения и уничтожения. Истоками победы стали героизм и мужество бойцов и командиров Красной Армии, беспримерный трудовой подвиг всех тружеников тыла, военное искусство советских полководцев – Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева, А.М. Василевского. Также победе СССР способствовала помощь союзников (материально-техническая и военная).
Основными источниками победы советского народа были:
Героизм, сплочение народных масс;
Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство её полководцев, командиров и политработников;
Единство фронта и тыла;
Героическая борьба партизанских соединений и подполья;
Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы.
Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло 30 млн. Советских людей. Была уничтожена треть национального богатства страны. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей. В сельском хозяйстве сократились посевные площади. Сократилась доля мужского населения страны. Из мужчин 1923 года рождения остались в живых лишь 3%, что сказалось на долгие годы в демографической ситуации.
Список используемой литературы.
Протокол проверки:
Дата проверки |
|
Оценка |
|
Комментарии преподавателя |
|