Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Именно в XIX веке духовная проблематика и библейские сюжеты особенно прочно входят в ткань европейской, русской и всей мировой культуры. Если бы попытаться только перечислить названия стихотворений, поэм, драм, повестей, которые за истекшие двести лет были посвящены библейской проблематике, то подобное перечисление заняло бы очень большое время, даже без характеристики и цитат. Русская литература XIX века в этом отношении выгодно отличается от литературы западной. Потому что от Василия Жуковского до Михаила Лермонтова она всегда была сосредоточена на жгучих нравственных проблемах, хотя и подходила к ним с разных точек зрения. Она всегда волновалась этими проблемами и редко могла останавливаться только на бытописании. Писатели, которые ограничивались житейскими сложностями, оказывались оттесненными к периферии. В центре читательского внимания всегда были писатели, тревожащиеся проблемами вечного.

Содержание

1.Введение
2.Апокалипсис, его основные мотивы в творчестве Лермонтова
3. Заключение
4. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ИМЛ.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

      Над  бездной адскою блуждая,

      Душа  преступная порой

      Читает  на воротах рая

      Узоры  надписи святой.

      И часто тайную отраду

      Находит  муке неземной,

      За непреклонную  ограду

     Стремясь завистливой мечтой.

      Лермонтовская  "ангелология"  и  "демонология"   очень   обширна.   Она оформлена  библейско-церковными   представлениями    о   духовно-личностных, бестелесных существах, чья особая  природа  описана  в  "Сказке  для  детей" (строфа 5-ая):

      То был  ли сам великий Сатана,

      Иль  мелкий бес из самых нечиновных,

      Которых  дружба людям так нужна

      Для  тайных дел, семейных и любовных?

      Не знаю! Если б им была дана

      Земная  форма, по рогам и платью

      Я мог  бы сволочь различить со знатью;

      Но дух  - известно, что такое  дух:

      Жизнь,  сила, чувство, зренье, голос, слух

      И мысль  - без тела - часто в видах разных;

       (Бесов вообще рисует безобразных).

      Таким  образом, из всего выше сказанного следует, что Ангелы  и Демоны присутствуют в поэзии Лермонтова  на  правах  конкретных  “иконографических” персонажей, а не только ценностных символов.

      Мир  божницы,  заполненный предметами культа (образ,  крест,  лампада), неизгладимо врезался в память и душу поэта ещё в  ранние  детские годы.  Все шло от бабушкиной божницы. Детские впечатления от  православного  уклада  её дома в Тарханах не растаяли с возрастом, потому-то  и позднее вид образной всегда производил на Лермонтова впечатление.

      В письмах  Арсеньевой к своему  внуку   всё   те   же   благославляющие слова: "Христос с тобою,  будь над тобою милость Божия". Чувствовала ли  она что-нибудь недоброе, но "бабушка так дрожала над внуком, что  всегда,  когда он выходил из  дому,   крестила  его  и  читала  над  ним  молитву.  Он  уже офицером, бывало,  спешит на ученье или  парад,   по  службе  торопится,  но бабушка его задерживает и произносит обычное благословение, и так бывало  по нескольку раз в день".

 

 

 

      Прозрачный  сумрак, луч лампады,

      Кивот  и крест, символ святой...

      Всё  полно мира и отрады

      Вокруг тебя и над тобой.

      "У  боярина Орши образа в ризе  дорогой, в алмазах, в жемчуге, с резьбой".

      По инстиктивному  движению православного человека,  поэт,  войдя в хату в Тамани,  тот час же заметил отсутствие образа. "На стене ни одного  образа - дурной знак" . И предчувствие не обмануло его.

      Всё   это  -  предметы  культа,   внутрихрамовое   пространство,   звон церковного  и  монастырского  колокола  -   вызывает   у   поэта   умиленный (стихотворение "Ветка Палестины", где, в частности,  "чистые  воды  Иордана" напоминают о  крещальных водах) или  сумрачно-трагический  ("Боярин  Орша  - описание образов, безнадёжные удары колокола в "Мцыри"), но всегда  живой  и глубоко заинтересованный отклик. Где образа, там и молитва. Но об этом  речь пойдет во второй главе.

      А здесь,  подводя  итог  всему  написанному   в  этой  части  дипломной работы, необходимо отметить следующее.

      Все  книги Ветхого и Нового Завета - это история борьбы  двух  начал -Добра и Зла,  Бога и Дьявола; этот же мотив проходит  через  всё  творчество Лермонтова.

      Отношение  поэта к  Богу,   основанное  на  текстологическом   анализе, является весьма противоречивым.

      Ветхозаветные   книги  и  пророчества   представляют   для   Лермонтова наибольший интерес, и  в  процентном  отношении  мотивы  из  Ветхого  завета преобладают над собственно христианскими.

      Наиболее  важными в  лично-психологическом  плане  являются  библейские мотивы,   затрагивающие   темы   сверхчеловеческой    мощи    (пророчества), необъяснимых  "метафизических"   тревог   и   страданий,   странничества   и одиночества; скоротечности человеческой жизни.   А так же  два мотива  из Апокалипсиса, перешедшие туда из ветхозаветных "пророческих" книг.

      Библейские  мотивы  своеобразно  воплощены  в  текстах   то   в   виде собственного библейского имени,  то образа,  то сюжета,  то идеи. Они могут нести большую смысловую  нагрузку  или  просто  использоваться  в   качестве цитаты - поговорки.  Но любое употребление библейских мотивов в поэзии  и  в прозе Лермонтова рассчитано на читателя,  знакомого  с  Библией  и  умеющего делать определенные выводы для себя, исходя из контекста произведения.

 

 

Заключение.

 

На рубеже XIX — XX веков  русская литература полна тревожными предчувствиями и предсказаниями. Настроения этого времени. В эту эпоху  обращение литературы к Библии почти всегда выражает идею связи времен, преемственности культур. Такая устремленность выглядит подготовкой духовной обороны против грозящих разрывов и провалов в человеческой памяти, против опасности одичания — среди достижений цивилизации, успехов науки и техники...

Когда же предчувствия и  предсказания поэтов о времени «неслыханных перемен, невиданных мятежей» исполнились, идея непрерывной цепи культур приобрела  новое, не только реальное, но и трагическое  значение: теперь каждому, кто чувствовал ответственность за Россию, за правду и красоту, приходилось сберегать эту цепь в обстановке гонений, сопоставимых с теми, что обрушились в первые века новой эры на последователей Христа.

В послереволюционные десятилетия, по мере усиления идеологического нажима и репрессивного контроля над литературой, обращение русских писателей к Библии все отчетливее приобретало характер защиты основ народной культуры и нравственности от разрушения, от насаждаемого буквально под страхом смерти поклонения «живым богам», от подмены проверенной тысячелетиями морали, общей для большей части человечества, так называемой «классовой моралью»: она оправдывала любые злодеяния якобы во имя интересов пролетариата и крестьянства, превращенных правящей «номенклатурой» в совершенно бесправное стадо. Русские писатели, оставшиеся на родине или вынужденные покинуть ее, были едины в своем отношении к библейской традиции. Им, независимо от личного отношения к религии, было отвратительно насаждаемое свыше надругательство над верой, «разоблачение» Библии, высмеивание ее — все это кощунство, которое именовало себя «научным атеизмом», а на самом деле оскверняло подлинную науку, которой свойственно уважение к свободе совести и, уж само собой разумеется, к величайшим сокровищам культуры. Если же кто-то из подлинно талантливых, а не из пишущих лакеев новой власти, примыкал к толпе пропагандистов «классовой морали», пусть и по убеждению, его настигал духовный крах.

В течение многих десятилетий XX в. верность исторической памяти, вере отцов, национальным, общенародным, общечеловеческим устоям требовала от писателей России мужества, подчас и жертвенности, свидетельствовала о внутренней свободе в условиях доносов и террора.

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Список литературы:

                                    

      1. Лермонтов  М.Ю. Полное собрание сочинений в  5-ти  томах.  Под  ред. Б.М.Эйхенбаума. - М.- Л.: Academia, 1935-1938.

      2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого  и   Нового   Завета.   По заказу Казанской Епархии, 1994.-1376 с.

     3. Андроников  И.Л.  Лермонтов.  Новые разыскания.  -  Л.:  Советский писатель, 1948.-166с.

      4.  Анненский   И.Ф.   Книги  отражений  (об   эстетическом   отношении Лермонтова к природе). - М.: Наука, 1979.- с.249.

      5. Аннинский  Л. Скитальцы: Еврейская тема в русской лирике //  Вопросы литературы. - 1993.- Выпуск 3.

      6. Асмус  В.  Круг идей  Лермонтова  //   Литературное   наследство.  - 1941.- т.43-44. - с.83-128.

      7. Архипов  В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и  действия.  -  [М.]: Московский рабочий, 1965.

      8.Афанасьев  В.В.  М.Ю. Лермонтов.  - М.:  Молодая  гвардия,  1991.- 558 с. - (ЖЗЛ).

      9.Балявин  В.    Недопетая    песня    России     (М.Ю.  Лермонтов)  // Мы. - 1990.- N2.- с.175-185.

      10. Белинский  В.Г. Статьи о Лермонтове. -  Саратов:  Приволж.  изд-во, 1981.- 159 с.

      11. Белова  Л.  Космические дали поэта: к 180-летию М.Ю. Лермонтова  (о жизни поэта) // Российские вести. - 1994.- 15 окт. - с.3.

      12. Белый  А.  Символизм как миропонимание / Сост.,   вступит.   ст.  и прим. Л.А.Сугай. - М.: Республика, 1994. - с. 408-418.

      13.Бердяев  Н.А.  Русская идея //Русская  литература.  -  1990.-   N2.-c.96.

      14. Буревич  А.М.  "Земное" и "небесное" в лирике Лермонтова // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз., 1981, т.40, N 4.

      15.Вацуро  В.Э.  Ранняя лирика Лермонтова  и  поэтическая  традиция 20- х г.г //Русская литература. - 1964. - N 3.- с.46-56.

      16.Венок М.Ю.Лермонтову. [Cб.ст.].- М.- П., 1914.

      17.Виноградов М.И.  По живому следу: Духовные искания русской классики. Литер.-критич. статьи. - М., 1987.

      18.Виноградов Г.   Произведения   Лермонтова   в   народно-поэтическом обиходе //Лит.наследство.-1941.- т.43-44.- с.353-388.

      19.Висковатов  П.А.   М.Ю.Лермонтов.   Жизнь   и   творчество.  -  М.: Книга,1989.- 454 с. Факс. изд.: М:Типо-лит.   Рихтера,1891.   Приложение   к факс. изд.-336с.

      20.Вырыпаев П.А.  Лермонтов. Новые  материалы  к  биографии.  Воронеж, 1972.-160с.

      21.Герштейн Э.Г.  Судьба Лермонтова. - 2-е изд., испр. и  доп.  -  М.: Худ. литература, 1986.- 350 с.

      22.Гинзбург Л.Я.  Творческий путь Лермонтова.  -  Л.:Гослитиздат,1940.- 224

      23.Гиппиус Вл.В.  Пушкин и христианство. - Пг.: Сириус, 1915.- 46 с.

      24.Гловацкий Б.С.  Лермонтов и музыка. - М.- Л.: Музыка, 1964.-103с.

      25.Голованова Т.П.  Наследие  Лермонтова   в   советской   поэзии.   -Л.:Наука,1978.- с.192.

      26.Григорьян К.Н.  Лермонтов и романтизм. - М.- Л.:Наука,1964.-300 с.

      27.Гроссман Л.П.        Лермонтов      и       культуры       Востока//ЛН.-1941.- т.43-44.- с.673-744.

      28.Дурылин С.Н.  М.Ю. Лермонтов. - М.,1944.

      29.Дурылин С.Н. Россия и Лермонтов (к изучению  религиозных истоков русской поэзии) // Христианская мысль.-1916.- N 2.- с.137-150.


Информация о работе Контрольная работа по "Истории"