Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:39, контрольная работа

Краткое описание

Одним из главным действующих лиц в истории Руси становится княжеская дружина, которая была не только боевой единицей, но и советчиками. Князь, который смог набрать большую дружину, был наиболее надёжным защитником населения и пользовался его поддержкой.
В дружине можно было встретить людей разных племён и народов: варягов, тюрок, поляков, венгров. Они не владели землёй, а зависели от щедрости князя. Постоянная княжеская дружина насчитывала до 400-500 человек. В XI-XII веках дружина делится на две части: старейшую (лучшую, лепшую) и молодшую (переднюю). В первую входили бояре, которые стали верхушкой дружины.

Содержание

Князья и дружина. Вечные порядки (9- первая половина 12 в.)…………….2-4
Роль церкви в консолидации русских земель…………………………….........5-10
Ликвидация последствий смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур………...11-16
Последствия смутного времени……………………………………...11-13
Складывание всероссийского рынка………………………………13-16
Образование мануфактур………………………………………………16
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам…………………………….17-24
Социально-экономическое развитие дореформенной России…………25-34
Культура и быт народов России во второй половине 19 в…………….35-39
Образование СССР. Выбор путей объединения………………………….40-44
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг……………………………..45-47

Вложенные файлы: 1 файл

Отечественная история.docx

— 88.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Образование СССР. Выбор путей объединения.

Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения  республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных  органов власти. Государственным  органам Союза вверялись внешняя  политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации  и контроля финансов и обороны. Всё  остальное принадлежало к сфере  управления республик.

Высшим органом  государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между  съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

Финансовое и экономическое  развитие

Объединение республик  в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской  войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и  позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных  республик. Характерной чертой становления  национально ориентированного государства  стали усилия правительства в  вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.

Социальное  и культурное значение

Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках  таких сфер жизнедеятельности, как  культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в  республиках строятся школы, открываются  театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым  народам учёными разработана  письменность. В здравоохранении  делается упор на развитии системы  медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане  наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Причины образования СССР

Образование СССР произошло  не только благодаря инициативе руководства  коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки  для объединения народов в  единое государство. Гармоничность  объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и  культурные корни. Бывшая Российская империя  объединила 185 национальностей и  народностей. Все они прошли общий  исторический путь. За это время  сложилась система экономических  и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.

Стоит учесть, что  в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей  степени повлияло на объединение  народов.

Положительные и негативные стороны объединения республик

Объединение в одно многонациональное государство  не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству  занять одну из ведущих позиций в  геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства  партии к излишней централизации  управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х  годов.

Этапы образования СССР

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской  войны, РСФСР, Белоруссия и Украина  в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением  централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных  органов власти. Соглашение также  предусматривало переподчинение некоторых  республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим  наркоматам РСФСР. Это государственное  новообразование вошло в историю  под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность  функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.

Возникновение и нарастание конфронтации

Всё это в скором времени привело к возникновению  разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость  республик в сфере управления.

Неопределённость  в определении границ полномочий центра и республик послужила  возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых  ничего не знали. Так, например, необходимость  существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.

Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик

Решения центральных  органов в сфере экономики  не находили должного понимания у  республиканских властей и нередко  приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро  и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.               

Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.

Создание В.И.Лениным  концепции государства на основе Федерации.

Игнорирование независимости  и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение  принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он  предложил  идею создания государства на принципах  федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских  Республик Европы и Азии, позже  было изменено на СССР. Вхождение в  союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах  власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство  необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг

В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден со всех постов за «субъективизм» и «волюнтаризм» – навязывание своей воли, когда желаемое выдается за действительное без учета реальных возможностей. К руководству пришел Л. И. Брежнев, который в период 1960–1964 гг. занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. После октября 1964 г. Брежнев возглавил ЦК партии, главой правительства стал А. Н. Косыгин.

С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. и получил название «экономическая реформа 1965 г.», или «косыгинская реформа». Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и восстановлены министерства, изменена система планирования при расширении прав предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методах хозяйствования. Происходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. На основе экономической реформы 1965 г. был подготовлен план 8-й пятилетки (1966–1970 гг.), за годы существования советской власти давшей наилучшие показатели развития страны.

Однако реформа не затронула  политические структуры, все приходилось  согласовывать с ЦК КПСС. Против реформы выступил бюрократический  аппарат, поддержанный Брежневым. К  середине 1970-х гг. реформа была свернута. Страна все больше вывозила нефть, газ, электроэнергию, превращалась в сырьевой придаток мировой экономики. Начался ввоз зерна, продуктов, товаров народного потребления, возникла «теневая экономика». Огромные средства вкладывались во внешние займы многих стран. Отставание экономики прикрывалось лозунгами внедрения достижений НТР, интенсификации производства, борьбы за качество и экономию. Единственным сектором экономики, активно использовавшим достижения НТР, являлся военно-промышленный комплекс (ВПК). Страна деградировала, и только в ВПК вкладывались необходимые ресурсы.

Все больше отставало сельское хозяйство, снижалась урожайность. При уборке, хранении и перевозках сельхозпродуктов были огромные потери. В 1982 г. была принята «Продовольственная программа», рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые решения оставались на бумаге, слово расходилось с делом. Резко снижались уровень и продолжительность жизни. Складывался, как говорили в конце 1980-х гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели производства стремятся к нулю и наступает кризис.

Идеологической основой деятельности брежневского руководства была концепция  «развитого социализма», разработанная  в 1960-е гг. и обнародованная на XXIV съезде КПСС в 1971 г. Констатировалось, что в СССР сложилось общенародное государство с высоким экономическим потенциалом и полным господством государственной собственности, единством советского народа, возросшей ролью партии, превратившейся в «партию всего народа». Все эти установки прикрывали замораживание роста уровня жизни, падение нравов, очковтирательство, политику награждений и восхвалений. Усиливалась политическая демагогия, которую проводил идеологический руководитель партии М. А. Суслов. Со второй половины 1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа личности Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период («ресталинизация»). Был свернут процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия. Создавались новые министерства, ведомства. В результате численность бюрократического аппарата, поглощавшего около половины государственного бюджета, постоянно возрастала. Развивалась коррупция. Однако внешне жизнь общества становилась размеренной и спокойной.

В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Конституция зафиксировала создание «общенародного государства», отметила расширение демократизма. Как и в Конституции 1936 г., упор делался на провозглашение социальных прав граждан, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. Реальная политическая власть оставалась у партии. Статья 6 Конституции закрепляла руководящую роль партии как ядра политической системы. Партийные органы подменяли собой государственные: списки кандидатов в депутаты корректировались парторганами, законы, подготовленные «сверху», принимались единогласно. Конституция оказалась фиктивным документом, носила декларативный характер.

18 лет руководства Брежнева привели  государство к состоянию развала.  Тоталитарное общество вступило  в период глубокого кризиса.  Политическую жизнь страны первой  половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог партии М. А. Суслов, в ноябре того же года – Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и председателем Президиума ВС СССР стал бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ) Ю. В. Андропов. Он провел кадровые перестановки в партийных структурах, отстранил от работы руководителей, замешанных в коррупции. Но в феврале 1984 г. он ушел из жизни. На высших постах оказался К. У. Черненко, состояние здоровья которого было не лучше, чем у предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти. 20 лет (1964–1984 гг.) стали для СССР периодом упущенных возможностей, когда страна окончательно отстала от передовых государств мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Всемирная история. Под ред. А.Н. Марковой, М.: 1997
  2. История России 19 – начала 20 в. \ под ред. В.А.Федорова. – М.: Академия, 2008.
  3. История России за 24часа.  Матюхина Ю.А., Алебастрова А.А.
  4. История Отечества. Справочник школьника.
  5. История России в XIX веке. Дореформенная Россия
  6. История России XVIII-XIX веков. 10 класс.  Левандовский А.А.
  7. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. – М.: Академия, 2011, 480с.
  8. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории. - М., 1992.
  9. Парсамов В.С. История России: 18- начало 20 века. – М.: Академия, 2008, 480с.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"