Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:39, контрольная работа
Одним из главным действующих лиц в истории Руси становится княжеская дружина, которая была не только боевой единицей, но и советчиками. Князь, который смог набрать большую дружину, был наиболее надёжным защитником населения и пользовался его поддержкой.
В дружине можно было встретить людей разных племён и народов: варягов, тюрок, поляков, венгров. Они не владели землёй, а зависели от щедрости князя. Постоянная княжеская дружина насчитывала до 400-500 человек. В XI-XII веках дружина делится на две части: старейшую (лучшую, лепшую) и молодшую (переднюю). В первую входили бояре, которые стали верхушкой дружины.
Князья и дружина. Вечные порядки (9- первая половина 12 в.)…………….2-4
Роль церкви в консолидации русских земель…………………………….........5-10
Ликвидация последствий смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур………...11-16
Последствия смутного времени……………………………………...11-13
Складывание всероссийского рынка………………………………13-16
Образование мануфактур………………………………………………16
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам…………………………….17-24
Социально-экономическое развитие дореформенной России…………25-34
Культура и быт народов России во второй половине 19 в…………….35-39
Образование СССР. Выбор путей объединения………………………….40-44
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг……………………………..45-47
Официально дата
образования СССР – это 30 декабря
1922 года. В этот день на первом съезде
Советов были подписаны Декларация
о создании СССР и Союзный Договор.
В состав Союза вошли РСФСР, Украинская
и Белорусская социалистические
республики, а также Закавказская
Федерация. В Декларации были сформулированы
причины и определены принципы объединения
республик. Договором разграничивались
функции республиканских и
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.
Значение образования СССР
Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.
Причины образования СССР
Образование СССР произошло
не только благодаря инициативе руководства
коммунистической партии. На протяжении
многих веков формировались
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.
Положительные и негативные стороны объединения республик
Объединение в одно
многонациональное государство
не противоречило интересам
Этапы образования СССР
С целью усиления
централизации управления и концентрации
ресурсов на фронтах гражданской
войны, РСФСР, Белоруссия и Украина
в июне 1919 года объединились в союз.
Это дало возможность объединить
вооружённые силы, с введением
централизованного командования (Реввоенсовет
РСФСР и Главнокомандующий
Возникновение и нарастание конфронтации
Всё это в скором
времени привело к
Неопределённость
в определении границ полномочий
центра и республик послужила
возникновению конфликтов и неразберихи.
Иногда государственные органы власти
выглядели нелепо, пытаясь привести
к единому знаменателю
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик
Решения центральных
органов в сфере экономики
не находили должного понимания у
республиканских властей и
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости
и самоуправления субъектов страны,
с одновременным ужесточением роли
центральных органов власти были
восприняты Лениным как нарушение
принципа пролетарского
В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден со всех постов за «субъективизм» и «волюнтаризм» – навязывание своей воли, когда желаемое выдается за действительное без учета реальных возможностей. К руководству пришел Л. И. Брежнев, который в период 1960–1964 гг. занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. После октября 1964 г. Брежнев возглавил ЦК партии, главой правительства стал А. Н. Косыгин.
С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. и получил название «экономическая реформа 1965 г.», или «косыгинская реформа». Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и восстановлены министерства, изменена система планирования при расширении прав предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методах хозяйствования. Происходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. На основе экономической реформы 1965 г. был подготовлен план 8-й пятилетки (1966–1970 гг.), за годы существования советской власти давшей наилучшие показатели развития страны.
Однако реформа не затронула политические структуры, все приходилось согласовывать с ЦК КПСС. Против реформы выступил бюрократический аппарат, поддержанный Брежневым. К середине 1970-х гг. реформа была свернута. Страна все больше вывозила нефть, газ, электроэнергию, превращалась в сырьевой придаток мировой экономики. Начался ввоз зерна, продуктов, товаров народного потребления, возникла «теневая экономика». Огромные средства вкладывались во внешние займы многих стран. Отставание экономики прикрывалось лозунгами внедрения достижений НТР, интенсификации производства, борьбы за качество и экономию. Единственным сектором экономики, активно использовавшим достижения НТР, являлся военно-промышленный комплекс (ВПК). Страна деградировала, и только в ВПК вкладывались необходимые ресурсы.
Все больше отставало сельское хозяйство, снижалась урожайность. При уборке, хранении и перевозках сельхозпродуктов были огромные потери. В 1982 г. была принята «Продовольственная программа», рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые решения оставались на бумаге, слово расходилось с делом. Резко снижались уровень и продолжительность жизни. Складывался, как говорили в конце 1980-х гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели производства стремятся к нулю и наступает кризис.
Идеологической основой
В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Конституция зафиксировала создание «общенародного государства», отметила расширение демократизма. Как и в Конституции 1936 г., упор делался на провозглашение социальных прав граждан, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. Реальная политическая власть оставалась у партии. Статья 6 Конституции закрепляла руководящую роль партии как ядра политической системы. Партийные органы подменяли собой государственные: списки кандидатов в депутаты корректировались парторганами, законы, подготовленные «сверху», принимались единогласно. Конституция оказалась фиктивным документом, носила декларативный характер.
18 лет руководства Брежнева
Список литературы