Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

I. Охарактеризуйте английский Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Хабе́ас ко́рпус акт- Habeas Corpus Act) 1679 г.
II. Казус 1. Родственники Джона Гардинга добились 1 сентября 1685 г. выдачи приказа по Хабеас корпус акту. Доставленный 5 сентября 1685 г. в Лондон арестованный предстал перед судьей Блэкфордом. Последний отказался рассмотреть дело Гардинга, сославшись на осенние судебные каникулы. Правомерны ли действия судьи по Хабеас корпус акту?
Ответ: Действия судьи по Хабеас корпус акту неправомерны. Судья должен был рассмотреть дело Гардинга в течении двух дней.

Вложенные файлы: 1 файл

КП ИГИПЗС.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

Народные собрания (комиции) в Риме играли меньшую роль в жизни государства, чем в Афинах. а) Куриатные собрания хотя номинально и сохранились, но постепенно утратили всякое политическое значение. К их компетенции, кроме утверждения усыновлений, совершаемых патрициями, относилось лишь совершение обряда; формального предоставления должностным лицам, избранным на центуриантных собраниях, высшей власти.

б) Центуриатные собрания - собрания войска, организованного в центурии. В III в. до н.э. произошло изменение. К компетенции центуриатного собрания относилось: а) избрание высших магистратов - консулов, преторов, цензоров; б) принятие или отклонение проектов законов; в) рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.

в) Трибутные собрания - собрания граждан по территориальным трибам. Трибутные собрания являлись более демократическими, чем центуриатные, так как в них могли участвовать на формально равных основаниях не только богачи, но и средние и мелкие землевладельцы. Однако на деле, крестьяне не имели возможности являться на собрания, происходившие неизменно в Риме, а потому и не могли влиять на голосование. На трибутных собраниях избирались курульные эдилы, квесторы и некоторые другие должностные лица, принимались или отвергались проекты законов и рассматривались жалобы на решения магистрата о наложении штрафа.

Народные собрания созывались магистратом (обычно консулом или претором), причем заранее указывались вопросы, подлежащие решению. После совершения религиозных обрядов оглашалось и голосовалось предложение. Голосование производилось отдельно в каждой центурии или трибе. Обсуждение предложения, внесение новых предложений или поправок не допускалось, так что римские граждане могли лишь пассивно голосовать за внесенные магистратами предложения.

Народные собрания в Риме имели немалое значение в период республики. Но в 1 в. до н.э. роль их упала. С одной стороны, по мере расширения римского государства в народных собраниях, происходивших в Риме, участвует все меньшая часть граждан. Раскинувшееся на огромные пространства государство перерастает формы, установленные для государства-города. С другой стороны, обострение противоречий внутри класса рабовладельцев и усиление классовой борьбы заставляет крупных рабовладельцев, державших в своих руках власть, суживать, а затем и ликвидировать даже те скудные элементы демократизма, которые содержались в народных собраниях. Власть концентрируется в руках правящей аристократической элиты.

В Совет пятисот (буле) (Афины) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Компетенция Совета 500 была очень обширной и заключалась в следующем:

а) Совет руководит деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500. Следовательно, за одобрение законопроекта, внесенного каким-либо лицом, отвечали и члены Совета;

б) Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета. Если он устанавливал нерадение или злоупотребление того или иного должностного лица, то он мог возбудить против последнего судебное преследование;

в) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства.

г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних сношений. Он дает аудиенцию послам других государств. Только после того, как он примет послов, обсудит их предложения, он представляет послов народному собранию, давая при этом свое заключение. Он командирует афинских граждан в другие государства для решения спорных вопросов или для заключения мира.

д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в области прихода и расхода государственных средств. Конфискация имущества, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета;

е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь

Для исполнительно-распорядительной деятельности Совет выделяет из своей среды специальный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек. Функции такого исполнительного комитета:

а) следить за благосостоянием города Афин;

б) заботиться о полицейской службе в пределах города;

в) подготавливать вопросы для рассмотрения в Совете 500 или в народном собрании.

Сенат являлся органом рабовладельцев-патрициев и играл первенствующую роль в управлении Римом. Число сенаторов составляло 300, а в I в. до н.э. - 600. Сенаторы избирались первоначально консулами, а с начала IV в. до н.э. - цензорами. Каждые пять лет список сенаторов пересматривался, причем лишь в отдельных случаях цензор не вносил прежних сенаторов в новый список. В состав сената включались главным образом бывшие магистраты. Сенаторов назначала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фактически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената (считалось, что сенаторы избирались на пять лет). Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Здесь заседали и отбывшие свой срок консулы (консуляры), а также бывшие преторы и квесторы - казначеи. Основным критерием для сенатора - благородство происхождения, насколько глубоки были корни рода, к которому принадлежал сенатор. Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот и председательствовал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, а потом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура была и при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием закон или постановление недействительными. И в этом заключались его законодательные функции. Сенат вместе с тем был и органом исполнительной власти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении. С сенатом вынуждены были считаться и консулы, и преторы, т.к. после отправления должности в течение одного года они рассчитывали получить в управление ту или иную провинцию.

Назначали заседания сената и председательствовали в них высшие магистраты - консулы, преторы, а с середины IV в. до н.э.- и плебейские трибуны. Постановления сената могли быть опротестованы плебейскими трибунами.

Сенат имел следующую компетенцию:

а) в области законодательной. Законы, принятые центуриатными и трибутными собраниями требовали для своей действительности утверждения сената.

б) в области административной. Сенат мог издавать общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности.

в) в области финансовой. Сенат составлял бюджет и устанавливал налоги. В распоряжении сената находилась государственная казна. Все это ставило магистратов в непосредственную зависимость от сената.

г) в области внешней политики. Сенат ведет переговоры с другими государствами. Он принимает и отправляет послов и заключает мирные договоры. (Объявление войны входило в компетенцию центуриатного собрания).

д) в области военного дела. Сенат устанавливал количество призываемых в армию, распределял армии и провинции между военачальниками. Сенат руководил действиями высшего командования, так как от сената зависел отпуск средств на ведение войны. От сената зависело продолжение войны или заключение мирного договора.

е) Чрезвычайные меры. В особых случаях; в частности при опасностях извне или при волнениях внутри государства, сенат мог принимать чрезвычайны меры, делать распоряжения о назначении диктатора, предоставлять магистратам чрезвычайную и неограниченную власть и т. д.

ж) Культ. Сенат ведал постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов.

Должностные лица (магистраты) в Афинах свою деятельность осуществляли на основе общих принципов, к числу каковых относятся:

1. В ыборность. Все должности были выборными. Выборы производились в народном  собрании открытым голосованием  путем поднятия рук по жребию.

2. Срочность. Как  правило, должностные лица оставались  у власти один год, после чего  слагали свои полномочия.

3. Коллегиальность. Обычно коллегия составлялась  из 10 лиц. Во главе коллегии стояли  председатели. Все прочие члены  коллегии считались равными в  правах.

4. Отсутствие  иерархической подчиненности (исключение  составляли военные должности).

5. Возмездность. Магистратам, за исключением стратегов, полагалось вознаграждение.

6. Подотчетность. По окончании срока полномочий  должностные лица обязаны были  отчитаться перед особыми коллегиями (эвфинов и логистов). Такие отчеты  подлежали последующей проверке  со стороны гелиэи. До тех пор, пока отчет не утверждали, бывший  магистрат не имел права занимать  новую должность, не мог распорядиться  своим имуществом, не имел права  выезжать за пределы Аттики  и не мог рассчитывать на  получение награды.

Должностные лица имели право налагать на граждан штрафы за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафа зависел от тяжести проступка, от ранга должностного лица и определялся законом. Кроме того, магистраты были вправе возбуждать против граждан судебное преследование.

Характеризуя отдельных магистратов, следует отметить, что в рассматриваемый период значение коллегии архонтов заметно упало. В основном они сохранили за собой председательствование в судах и религиозные функции.

На первое место в управлении выдвигаются стратеги, коллегия которых была создана Клисфеном в 501-500 гг. до н.э. Стратегов избирали по одному от каждой филы. Выборы производились путем открытого голосования, а не жребием. На должность стратега могли претендовать лишь женатые и притом располагавшие недвижимой собственностью. Стратеги в отличие от прочих должностных лиц вознаграждения не получали. Следовательно, неимущие или малоимущие лишены были возможности занять эту должность. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой провианта в Афины и т.д. Правда, распоряжались они средствами не бесконтрольно. Поскольку высший контроль за расходованием средств принадлежал народному собранию и Совету 500, то стратеги обязаны были отчитываться в расходовании сумм перед этими органами. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры, заключаемые Афинским государством.

Стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях (дезертирство, трусость и побег с поля боя, военная измена, уклонение от военной службы и т. д.).

Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием (с последним через пританов) и имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер.

Другие должностные лица, следили за исправным состоянием дорог, источников, святилищ; руководили обучением молодых людей, следили за образом жизни женщин и т. д.

В руках магистратов в Риме, формально выбираемых народными собраниями, а по существу - назначаемых сенатом, сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически должности магистратов замещались почти исключительно представителями нобилитета.

По общему правилу каждый магистрат избирается на один год, причем на каждую должность (кроме диктатора) выбирается несколько лиц. Но отдает распоряжения каждый магистрат самостоятельно. Однако любой его коллега (а равно магистрат более высокого ранга) может аннулировать отданное распоряжение. Тем самым ограничивалось личное усмотрение отдельных магистратов и в ряде случаев возникала необходимость предварительного согласования мероприятий. Магистраты не получали вознаграждения. Более того, им приходилось нести значительные издержки, связанные с избирательными кампаниями и с выполнением должности. Но, конечно, эта "безвозмездность" являлась фиктивной: магистратура являлась неисчерпаемым источником всяческих доходов.

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению. В состав potestes, принадлежавшей всем магистратам, входило: а) право издавать общие распоряжения - эдикты, б) право налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

Консулы, избиравшиеся в числе двух. Являясь верховными магистратами, они осуществляли командование войском. Власть консула во время похода не имела ограничений. Консулы являлись и высшими административными должностными лицами: созывали сенат и народные собрания, ведали внутренним управлением и т. п.

Диктатор являлся чрезвычайным магистратом, т.е. назначался лишь в особых случаях. Диктатора назначал один из консулов по предложению сената. Диктатору подчинялись все магистраты, а плебейский трибун не имел veto в отношении его распоряжений. Действия диктатора не подлежали обжалованию. Но диктатура была ограничена кратким, а именно 6-месячным сроком. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных случаях.

Преторы. Первоначально преторы являлись лишь заместителями консулов. Они в некоторых случаях командовали войском и ведали административными делами. Но постепенно основной функцией претора стало направление судьям для разрешения имущественных дел, причем это направление сопровождалось указанием, как должно быть решено дело в зависимость от того, какие обстоятельства будут установлены.

Цензоры избирались в числе двух на срок в полтора года. Они составляли списки сенаторов и распределяли граждан по центуриям и трибам, производя оценку имущества граждан.

Курульные эдилы, избиравшиеся в числе двух, ведали порядком в Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Они имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов и скота.

Квесторы имели разнообразную компетенцию: одни ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги.

Кроме того, был ряд магистратов, ведавших некоторыми судебными делами, надзором за чеканкой монеты, дорогами и т. п. Особые магистраты управляли провинциями (внеиталийскими землями).

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"