Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:07, контрольная работа
В чём суть реформ Гракхов в Древнем Риме? Какова роль брахманов в древнеиндийском государстве?
Что такое византийская Эклога? Какое влияние она оказала на Византийское государство и право?
К середине II в. до н. э. в Риме назрел социально – экономический кризис. Связан он был с обеднением низших слоев населения, в первую очередь свободного крестьянства, мелких собственников. Постоянные войны и непомерные аппетиты аристократов приводили к тому, что свободные плебеи теряли значительную часть своих доходов, появилось много обезземеленных крестьян, это отражалось на боеспособности армии. Количество же рабов постоянно увеличивалось, что привело к тому, что возникла реальная опасность, что через пару десятков лет чуть ли не все свободное население окажется в рабстве. Лучшие умы отечества уже всерьез обсуждали сложившуюся ситуацию и предлагали проекты реформ. Наконец, когда в 133 г. до н. э. народным трибуном был избран тридцатилетний сторонник реформ Тиберий Семпроний Гракх, ситуация вышла из–под контроля.
Став трибуном, Тиберий подал ряд законопроектов, реализация которых должна была, по его мнению, кардинальным образом изменить ситуацию в государстве.
Самым главным был закон о наделах из "общественных земель". В то время значительная часть этих земель была захвачена или куплена богатыми аристократами. Тиберий же требовал вернуть их государству. Он предлагал ограничить землевладение на одну семью, а появившиеся излишки распределять в виде небольших наделов между неимущими на правах наследственной аренды. Агитация Гракха находила, естественно, широкий отклик, в Рим стекалось население сельских местностей, Народное собрание было в восторге от предложений трибуна. Однако консерваторы повели целенаправленную борьбу против Гракха. Вето на его проект наложил другой народный трибун – Марк Октавий. Тиберий в ответ пошел на беспрецедентный шаг по его инициативе Народное собрание лишило Октавия трибуната. Это было против римских законов, и именно под лозунгом "Нет попранию священного права!" противники Гракха продолжили свою борьбу. Тем временем переделом земли занялась специальная комиссия, составленная из трех человек: самого Тиберия, его брата Гая и тестя Аппия Клавдия.
Понимая, что аристократы будут судить его, как только он перестанет быть трибуном, Тиберий Гракх решился на еще одно нарушение традиций. Он потребовал и добился своего избрания трибуном и на следующий год, хотя народное собрание по этому поводу закончилось массовыми беспорядками. На другой день происходило бурное заседание сената. Верховный понтифик Назика потребовал смертной казни для Тиберия, поскольку тот якобы стремился к царской власти. (Кстати, опровергнуть факт продвижения Тиберия к единоличной власти довольно сложно.) Коллега Назики отказался дать такое распоряжение, и тогда ярый противник Тиберия решил действовать на свой страх и риск. С лозунгами о спасении отечества во главе толпы приверженцев, вооруженных ручками и ножками от сенатских кресел, он бросился к Форуму, где проходило Народное собрание. Гракх попытался бежать, но был настигнут и убит. Перебито было еще около 300 его сторонников. По сообщению Плутарха, это был первый случай кровавого финала гражданской распри в Риме после изгнания царей.
Впрочем, авторитет Тиберия был так силен, а его реформы настолько отражали реальные чаяния римского плебса, что его законы не были отменены и после смерти трибуна. Комиссия по переделу земли продолжала работать, сталкиваясь, правда, с массой неразрешимых вопросов: границы общественных земель были определены довольно условно, многие землевладельцы приобрели ее на вполне законных основаниях за деньги и не спешили расставаться со своим имуществом. Остро стоял вопрос о правах других жителей Италии, не римлян, которые, однако, уже имели достаточно большое значение для римской армии. Противоречия существовали и между сословиями всадников (богатых, но незнатных) и знатнейших аристократов. Реформы Тиберия развил и продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном на 123 г. до н. э. и затем переизбранный по примеру Тиберия на второй срок.
Деятельность младшего из братьев Гракхов носила еще более масштабный характер, так что Цицерон потом даже писал, что Гай "изменил все положение дед в государстве". Знаменитый хлебный закон этого трибуна предусматривал продажу хлеба городскому плебсу по ценам ниже рыночных, по сути, утвердив принцип государственной поддержки малоимущих. (Правда, регулярные хлебные раздачи впоследствии совершенно развратили население Рима). Гай Гракх также принял ряд законов, повышающих статус всадников, предоставив, например, в их распоряжение значительную часть всей судебной организации Рима и отдав сбор податей в Азии.
Одной из главных идей дальновидного трибуна было выведение колоний для римских граждан за море. Он лично участвовал в организации такой колонии на месте бывшего Карфагена. Одновременно он говорил о необходимости предоставления прав римского гражданства латинянам. Это столкнуло его не только с аристократами, но и с городским плебсом Рима, привыкшим к своему исключительному положению. В конце концов, его судьба сложилась не менее печально, чем судьба брата. Противники перехватили лозунги Гая Гракха, предложив похожие реформы, но еще более масштабные и совершенно не осуществимые. В третий раз Гракху стать трибуном не удалось. Было назначено собрание для отмены ряда его распоряжений, которое закончилось настоящим сражением на Авентине, смертью Гая Гракха и расправой над тремя тысячами его сторонников.
Под заметным
влиянием и религиозных
Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико – правового смысла дхармы применительно к членам различных варн. Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами. Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико – правового памятника – Законов Ману. В Законах Ману воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы: «Само рождение брахмана – вечное воплощение дхармы... Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это». Примечательно, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по «Законам Ману», должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и «изначальному искусству управления». Главное назначение царя (вместе с его слугами) – быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме. Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию.
Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении наказание определяет смысл «искусства управления» – данданити, означающего «руководство (во владении) палкой». Законы Ману содержат настоящий панегирик наказанию как воплощенной дхарме и охранителю всех живых существ, богов и людей: «Наказание – царь, оно – мужчина, оно – вождь и оно – каратель... Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле... никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших. Весь мир подчиняется только посредством Наказания...
Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания. Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает». Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы. Используя представления о переселении душ после смерти, законы Ману наряду со многими земными наказаниями предусматривают и загробные кары, которым подлежат нарушители дхармы.
В послеюстиниановский период наибольший подъем законодательной активности приходится на правление Македонской династии, но первой дополняющей кодификацией стал сборник под названием «Эклога», подготовленный и изданный в 726 году.
Свод законов под названием «Эклога» был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана. Ее составители сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала. Она состояла из 18 небольших титулов. Некоторые из них включали только по одной статье. Эклога не изменила классовой сущности византийского права, а лишь несколько усилила в нем феодальный элемент. Характерно, что в ней имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам.
Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей. Но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.
В Эклоге уже в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно – семейное право. Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формального согласия самих брачующихся, а фактически в связи с их малолетством – родителей. Брачный возраст был установлен 15 лет для мужчин и 13 – для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина занимала подчиненное место в семье. Но приданое и брачный дар, полученные женой, уже рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 наследства). Определялись 7 рядов наследников, которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.
Титулы Эклоги, посвященные договорному праву, упоминают лишь куплю –продажу, вклад (хранение), товарищество. В договор купли – продажи, заключенный как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. Весьма кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем в аренду земли на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато весьма характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.
Широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт – эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или ограниченная аренда «на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания». Лицо, получившее эмфитевзис, как правило, землю (эмфитевт), обязано было уплачивать собственнику «без уверток» ежегодный взнос, а также заботиться о «сохранении и улучшении недвижимости». Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.
Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. В уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно этот титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.
В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников:
– перебежчиков к врагу;
– фальшивомонетчиков и т.д.
Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в «заговоре против него или против государства христиан». Такие лица рассматривались как намеревающиеся «все разрушить», а поэтому их в «тот же час должно предать смерти». Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии.
Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были ли эти преступления предумышленными или непредумышленными.
В Эклоге перечисляется
также ряд имущественных
Весьма разработанной и более жестокой была система наказаний. Достаточно часто предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление и т.п. Были известны позорящие наказания (острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории зарубежных стран"