Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 10:57, контрольная работа

Краткое описание

Дайте сравнительную характеристику личностей и политики А.Ф.Керенского, Л.Г.Корнилова, В.И.Ленина.

1917 год для России характеризуется конфронтацией трех силовых центров страны, которые напрямую связаны с личностями А.Ф.Керенского, Л.Г.Корнилова, В.И.Ленина: Временного правительства, Советов и генералитета.
Несмотря на разные политические взгляды названные личности имели несколько общих черт. Каждый из них был приверженцем той или иной утопии (каждый своей). У всех идеи оказались не воплотимы в жизнь, даже у В. И. Ленина, дело которого было обречено на длительную агонию и гибель.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории ОГиП.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

Дисциплина: «История отечественного государства и права»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ВАРИАНТ 3.

Задание 1.

Дайте сравнительную характеристику личностей и политики А.Ф.Керенского, Л.Г.Корнилова, В.И.Ленина.

 

     1917 год для России характеризуется конфронтацией трех силовых центров страны, которые напрямую связаны с личностями А.Ф.Керенского, Л.Г.Корнилова, В.И.Ленина: Временного правительства, Советов и генералитета.

     Несмотря на разные политические взгляды названные личности имели несколько общих черт. Каждый из них был приверженцем той или иной утопии (каждый своей). У всех идеи оказались не воплотимы в жизнь, даже у В. И. Ленина, дело которого было обречено на длительную агонию и гибель.

      Всех названных  политиков можно охарактеризовать  как лидеров с выдающимися организаторскими и ораторскими способностями.

        Глубокое знание  марксизма, умение применять его  в условиях русской действительности, твердая уверенность в непобедимости  революционного дела, сделали Владимира  Ильича признанным руководителем петербургских марксистов. В.И. Ленин сумел разрушить старое устройство могущественной Российской империи и невероятным усилием воли создать новое государство, основанное на неограниченном насилии. Гений заговора – он знал, что дорога к диктатуре лежит через организованную анархию. Для Ленина без насилия нет ни пролетарской революции, так и пролетарской власти

     Взлет к власти   Керенского начался с Февральской  революции, которую он принял восторженно и с первых дней был активным ее участником. При прямом участии Керенского определялось будущее России. Убежденный республиканец, он приложил максимум усилий для свержения монархии. Решительность, целеустремленность, революционная риторика Керенского снискали ему популярность и авторитет как в рабочих и солдатских массах, так и в думской среде, где формировалось Временное правительство, которое в последующим и было им возглавлено.

       Однако Временное правительство под его началом было обречено на гибель, как неспособное своей соглашательской, компромиссной, лавирующей между правыми и левыми политикой более удовлетворить победителей.

       Говокружительная карьера Лавра Георгиевича Корнилова также началась с Февральской революции. Он за пять с половиной месяцев прошел путь от командира корпуса до Верховного Главнокомандующего.    

  Генерал признал февральскую революцию и ее демократический порядок, но был решительным врагом большевиков, которые открыто заявляли, что их священная цель – это свержение демократии и установление "диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства", то бишь диктатуры большевистской партии. Политические взгляды Корнилова Л. Г. выражались в единственной на тот период альтернативой большевизму - военной диктатуре.

   

 

Задание 2.

Покажите и юридически подтвердите, какая форма правления нашла юридическое закрепление в Конституции РФ 1993 года.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

     Т.е. в Конституции  РФ закреплена республиканская  форма правления.

Республика (от лат. res - дело + publica - общее) в отличие от монархии - это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государства. Применительно к России речь идет о главе государства в лице Президента (Ст.11 и глава 4 Конституции РФ)). Исторически Россия сформировалась как монархия, в которой главой государства пожизненно являлся монарх, получающий власть по наследству. В результате революций начала 19 века Россия превратилась в республику, неоднократно менявшую в ходе исторического развития свою сущность, представляющую собой сегодня республику смешанного (или полупрезидентского) типа, к каковым относится большинство развитых государств мира.

      Учитывая, что верховенство права (провозглашенное ст. 10 Конституциии РФ)  невозможно без разделения властей, в ней закреплено разделение на три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Сильная президентская позиция, закрепленная в Конституции РФ 1993 г.  (иногда Россию относят к президентским республикам) способствует  наиболее эффективной реализации задачи Президента как главы государства и гаранта Конституции - обеспечивать взаимодействие и согласование властей.

 

Задание 3.

Составьте таблицу: Развитие гражданского, жилищного, трудового и уголовного права в середине 1950 – начале 1960-х гг. (основные тенденции).

 

 

Развитие гражданского, жилищного, трудового и уголовного права в середине 1950 – начале 1960-х гг. (основные тенденции).

(период является самым  динамичным в послевоенное время  периодом развития Советского  государства. Поворот в сторону  демократических начал. Назрела  необходимость проведения новой  кодификации советского законодательства)

Гражданское право

Трудовое право

Жилищное право

Уголовное право

Существовавшее к началу 50-х гг. гражданское законодательство в значительной мере устарело. Некоторые нормы, принятые более 30 лет назад, на практике уже не применялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же Советского Союза такая систематизация проведена не была. Между тем природа союзного государства делала необходимым выработку и закрепление норм, которые бы определили единые для страны принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

В Основах были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившуюся в стране систему имущественных отношений. Закон закреплял государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

В разделе, посвященном праву собственности, подчеркивалось, что Советское государство является собственником всего государственного имущества. Впервые в истории советского законодательства давались классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

Ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Основы определяли единые для всего Союза ССР принципы регулирования имущественных отношений граждан. Устанавливалось, что государство защищает личную собственность граждан, основанную на их труде и предназначенную для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Основы устанавливали, что имущество, находившееся в личной собственности граждан, не могло быть использовано для извлечения нетрудовых доходов.

Таким образом, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. регулировали имущественные отношения в обществе, где отсутствовала частная собственность на средства производства и наличествовала социалистическая система ведения хозяйства.

В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения уровня материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.

В 1955 - 1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население.

Проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В первую очередь были переведены рабочие и служащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а также коксохимических предприятий. В марте 1956 г. на два часа была сокращена продолжительность рабочего дня рабочих и служащих в предпраздничные и предвыходные дни. Для подростков от 16 до 18 лет устанавливался шестичасовой рабочий день. Продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам увеличена с 77 до 112 календарных дней. Тогда же был начат перевод рабочих и служащих без уменьшения заработной платы на семи- и шестичасовой рабочий день.

Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предупреждением администрации за две недели.

В 1956 г. была отменена судебная ответственность за самовольный уход с предприятий, а также за прогул. В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров. По Положению на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии являлись первичным органом, рассматривавшим трудовые споры, возникающие между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрацией - с другой.

Было проведено изменение пенсионного обеспечения. В соответствии с Законом о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. право на пенсию имели граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, а также по старости или в случае потери кормильца. Выплата пенсий обеспечивалась за счет ежегодно ассигновавшихся по государственному бюджету средств без каких-либо вычетов из заработной платы. В результате введения Закона о государственных пенсиях средний размер пенсий увеличивался на 50 - 60%.

В 1962 г. была повышена роль профсоюзов в решении вопросов пенсионного обеспечения рабочих и служащих.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г. "О развитии жилищного строительства в СССР" была поставлена задача в кратчайшие сроки достигнуть значительного прироста жилищного фонда страны. 9 июля 1959 года было принято постановление Совета Министров РСФСР «О мерах содействия коллективному строительству многоквартирных и одноквартирных индивидуальных жилых домов». В нём предусматривалось, что рабочие и служащие могут объединяться по месту работы, при предприятиях, учреждениях и организациях в жилищно-строительные коллективы индивидуальных застройщиков для совместного строительства своими силами на началах трудовой взаимопомощи многоквартирных жилых домов по типовым проектам с сохранением прав личной собственности одного застройщика на одну квартиру.

 

На практике обычно начальник цеха предприятия получал для своих рабочих, стоявших в очереди на получение жилья, земельный участок, искал материалы и после трудовой смены на предприятии организовывал силами своего коллектива строительство домов. Такой способ получения жилья требовал работать на стройке после основной работы.   Несмотря на то, что планы зачастую не выполнялись, названные акты дали толчок строительству за счет централизованных источников финансирования, а также за счет средств государственных предприятий в широких масштабах .. Удовлетворение потребностей граждан в жилье происходило главным образом путем распределения в организованном плановом порядке жилой площади во вновь вводимых в эксплуатацию домах, принадлежавших на праве собственности государству. Жилье гражданам предоставлялось бесплатно независимо от их имущественного положения. Правда, до получения вожделенного ордера, который давал гражданам право на занятие конкретной жилой площади, не один год приходилось выстаивать в очереди нуждающихся в жилье. Но перспектива получения жилья была все же достаточно реальной.

Набирала силы и жилищная кооперация.

В рамках проводившейся в конце 50-х гг. кодификации следует рассматривать издание в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик.

Новый общесоюзный закон определял, какие деяния в принципе являются преступными, и устанавливал подлежавшие применению наказания.

На содержании Основ отразилась тенденция к демократизации общественной жизни. В частности, в них сужалась и смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства. Вместе с тем Основы увеличивали ответственность за некоторые наиболее тяжкие преступления. Новым положением являлась отмена института аналогии, т.е. осуждение человека за деяние, прямо не предусмотренное в уголовном законе. В Основах давался перечень видов наказаний, начиная от наиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. В качестве исключительной допускалась высшая мера наказания - смертная казнь – расстрел (за особо тяжкие преступления, например измена Родине, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах и т.д.).

Закон отменял ряд ранее существовавших видов наказания и среди них такую меру, как лишение избирательных прав. Основы повысили минимальный возраст возможного привлечения к уголовной ответственности до 16 лет. Вместо предусмотренного прежним законодательством максимального срока лишения свободы - 25 лет - Основы установили 10 лет, а за особо тяжкие преступления и для особо опасных рецидивистов - 15 лет.

Тогда же, в декабре 1958 г., Верховный Совет СССР принял Законы "Об уголовной ответственности за государственные преступления" и "Об уголовной ответственности за воинские преступления". Эти Законы были приняты взамен аналогичных правовых актов 1927 г.

Общесоюзные уголовные законы стали базой для развития уголовного законодательства союзных республик. В соответствии с принципами и положениями, закрепленными в Основах уголовного законодательства, разрабатывались уголовные кодексы союзных республик. В октябре 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят Уголовный кодекс, заменивший собой Кодекс 1926 г. Вслед за Российской Федерацией такие кодексы были приняты в других союзных республиках.

Тенденция к смягчению наказаний и освобождению от уголовной ответственности за деяния, не имеющие большой общественной опасности, и одновременно к усилению репрессии за тяжкие преступления.

Широко применяется условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания, причем вводится принцип обязательного привлечения к труду досрочно освобожденных.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы:

1. Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917-1925 гг. М., 1995.

2. Зубкова В.Ю. Общество и реформы (1945-1964). - М., 1994.

3. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2005.

4. Исаев И.А. История государства и права в России в вопросах и ответах М., 2003.

5. Конституция РФ (с внесенными в нее поправками от 30.12.2008).// 

"Собрание законодательства  РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445;

6. Кутьина Г.А, Р.С. Мулукаев, Т.Е. Новицкая и др. История отечественного государства и права: Учебник под ред. О.И. Чистякова /, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. Ч. 2. 544 с.

7. Кушнир И.В. История государства и права России

8. Рогов В.А. История государства и права России. М. 1995г.

«Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т.9. Москва, изд. «Юридическая литература», 1984

9. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М., 2004

10. Титов Ю.П. История государства и права России. М., 2003

11. Толстой Ю.К. Жилищное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. //Доступ из СПС «Консультант Плюс»

12.Черниловский З.М. Всеобщая история  государства и права. Москва, изд. Юристъ, 1999г.

13. Хрестоматия по истории государства и права России. Составитель Ю.П. Титов. М., 2005.

 


 



Информация о работе Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"