Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:30, контрольная работа
Ответ. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.
Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.
Задание 1. Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Почему? 3
Задание 2. Назовите ведущие факторы и базовые закономерности развития человечества в средневековую эпоху. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры. 7
Задание 3. Перечислите важнейшие современные глобальные проблемы человечества. Охарактеризуйте основные направления их решения. Приведите конкретные примеры. 9
Задание 4. Охарактеризуйте процесс оформления самодержавно- крепостнического строя в России. Выделите его важнейшие этапы, причины и последствия. 10
Задание 5. Тест. Установите соответствие: 13
Список используемой литературы и источников 14
3) Экологическая. Помимо использования природных богатств, человек еще и не может должным образомутилизироватьпродукты своей жизнедеятельности. Эта и предыдущая проблема вместе ставят под угрозу выживание всего человечества, так как череваты катаклизмами антропогенного характера и просто иссяканием ресурсной базы.
4) проблема "Север-Юг". Получается, что народу много,а ресурсов
мало. В такой ситуации побеждает сильнейший,
то есть тот, кто успел захватить и закрепить
за собой часть ресурсов, причем тут речь
идет не только о природных богатствах,
но и о достижениях человечества - технологиях,
интеллектуальной собственности, финансовых
и рыночных рычагах давления. Так образуется
пропасть между богатыми (так называемый
золотой миллиард) и бедными людьми и странами.
С годами это неравенство только увеличивается.
5) Бедность Таким
образом, большая часть населения Земли
не имеет доступа к благам цивилизации
и озабочена только выживанием, а значит,
потенциал эти людей не используется (они
не получают образования, не имеют возможности
заработать и т.п.), а создается недовольная
масса народа.
6)
Война. Сейчас каждую минуту хоть в одной точке
мира ведутся военные действия, но основная
угроза даже не в эти непрекращающихся
конфликтах, а в возможности мировой войны
за ресурсы, одним из таки "камней преткновения"
специалисты называют чистую воду.
Таковы основные, самые прагматические
глобальные проблемы человечества. Вопросы
моральных ценностей, например, отдельно
не рассматриваются, а присовокупляются
к "войне" - так называемые информационные
войны, если в этом есть необходимость[5].
Ответ. В исторической науке всегда уделяли большое внимание вопросу о происхождении крепостного права в России. В XIX в. возникли две теории возникновения крепостничества − «указная» и «без указная». Согласно «указной» теории (С. Соловьев) крепостничество в России явилось результатом правовой деятельности органов государственной власти, последовательно издавших на протяжении нескольких столетий указы крепостнического характера. По мнению сторонников этой теории, государство прикрепило крестьян к земле прежде всего в своих интересах, для того, чтобы обеспечить материальную возможность сословию служилых землевладельцев и держателей земли нести военную службу. При этом, закрепощая крестьян, государство одновременно прикрепляло к военной службе и служилое сословие. Сторонники «без указной» (В. Ключевский) теории не отрицали значения указов, прикреплявших крестьян к земле. Однако сами эти указы, по их мнению, были не причиной, а следствием уже сложившихся крепостнических отношений в сфере экономики и лишь юридически оформляли их. В советской исторической науке вопрос о возникновении крепостничества в России решался с точки зрения классового подхода. По мнению советских историков, крепостничество было следствием обострения классовой борьбы в XIV−XVI вв. между крестьянами и феодалами-помещиками, интересы которых выражало «централизованное государство».
Закрепощение крестьян происходило в процессе становления в России особой системы феодального хозяйства и права − крепостничества, которая характеризовалась юридическим прикреплением крестьян к земле и разнообразными формами их внеэкономического принуждения.
Этапы юридического закрепощения крестьян
Процесс формирования
крепостного права был
В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян:
1) Судебник 1497 г.
2) Судебник 1550 г.
3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.
4) Указ 1592 г.
5) введение урочных лет в конце XVI − начале XVII в.
6) Соборное Уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право крестьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата пожилого − компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук[5].
1. Первобытная эпоха |
А. Формирование индустриального общества |
2. Древний мир |
Б. Активные процессы глобализации |
3. Средневековье |
В. Формирование племенных союзов |
4. Новое время |
Г. Закрепощение крестьян |
5. Новейшее время |
Д. Формирование первых государств |