Контрольная работа по «История государства и права зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 15:13, контрольная работа

Краткое описание

1. Основные этапы развития древнеегипетского государства, характер власти в нем.
2. Государственный строй Древнего Вавилона.
3. Законы «Ману» Древней Индии.
4. Традиционные черты государственного строя императорского, деспотического Китая.
5. Государственный строй Рима в период республики.

Вложенные файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»  

 

1. Основные этапы развития древнеегипетского государства, характер власти в нем.

Организацию  управления, которая появилась в Древнем Египте  перед возникновением государства, Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" назвал военной демократией. "Постепенное возвышение военного вождя в процессе становления государственности, усиление его роли и влияния является характерной чертой Египта и многих других стран Древнего Востока".  Вокруг вождя складывается государственный аппарат, состоящий из членов его семьи и его слуг, так формируется одна из древнейших систем государственного управления.

История древнеегипетского   государства ведется  со времени зарождения классового общества (вторая половина IV тыс. до н.э.) до падения и присоединения его к Персидской державе (VI в до н.э.).

Образование единого государства  с неограниченной властью фараона, формирование государственного аппарата и прослойки чиновников - писцов,, грабительские походы в Нубию, царское и общинное землевладение – это этапы развития  государства. Познало древнеегипетское государство апогей могущества фараона и распад на отдельные номы.

Создание Египетской империи, усиление военной мощи, строго централизованный военно-административный  аппарат власти  - 1580-1070 гг.до н.э. Был период усиления  эксплуатации, который  привел  к восстанию рабов. Ослабление центральной власти повлекло за собой нарастание сепаратистских настроений. Египет попадает под власть иноземных династий. Увеличение числа наемников в армии влечет покорение Египта и включение его в Персидскую империю. В IV в. до н.э. Египет захватывают войска Александра Македонского, в I в. до н.э. он становится провинцией Рима,  а в 395 г. н.э. - провинцией Византии.

 

2. Государственный строй Древнего  Вавилона.

  Древний Вавилон  как  государство  имел  определенные  черты древневосточной деспотии. Важная  особенность  древневосточной  деспотии  -  обожествление личности  царя-деспота, который   обладал законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью и руководил  различными отраслями управления при помощи множества чиновников.

Как всякая другая форма государства  древневосточная деспотия предусматривала  подавление сопротивления эксплуатируемого населения  и  поддержание общественного порядка.  Специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, которая была крайне необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Многочисленная администрация, организованная по бюрократическому принципу, появилась в Древнем Вавилоне в связи с активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь страны. Так в обществе  появилось деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

В стране было сформировано  централизованное управление и  судебное ведомство.  Царский суд занял в нем видное место. Он сосредоточил в своих руках основные судебные функции и заметно потеснил  храмовый суд, суд общины, суд квартала в городе, однако некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они все же сохранили. Судьи объединялись в коллегии, им также подчинялись глашатаи, гонцы, писцы. Сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, занималось финансово-податное ведомство

   Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов - редум и баирум, права  и обязанности которых были определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения.

 

3. Законы «Ману» Древней Индии.

   Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э. Законы  Ману  - это  памятник  сакрального  права.   Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр.  По Законам Ману закреплялось рабство и др. формы эксплуатации. На первый план в законах Ману выступает сословно - варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).   В законах Ману определенная логика изложения материала прослеживается, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.    На охрану собственности на движимое имущество направлены многие нормы, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад.  Договор займа хотя и детально разрабатывается, но юридически недостаточно грамотен. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе,  а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. 

  В семейных отношениях указывается на подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.  

  В основе соц. деления Древней Индии лежала  кастовая система. Все население  делилось на четыре основные  группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами. 

  Грубейшей  ошибкой  является   смешение  понятий “варна”  и “каста”. Этимологически  слово  “варна”  -  это  обозначение  цвета кожи 

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

 Суд  в  древней  Индии  состоял  из  царского  суда  и суда  брахманов. Состав  царского  суда: царь, 2  брахмана (знатоки  законов). Стоит  отметить,  что  судопроизводство  было  официальной  и  обязательной  ежедневной  функцией  царя.

Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества.  Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе,  получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность  на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об  имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

 

4. Традиционные черты государственного  строя императорского, деспотического Китая.

 

"Власть - это  то, чем располагает лишь правитель", - писал Шан Ян, один из идеологов  легизма и государственный деятель  Циньской империи

 Деспотические черты  правления стали складываться  еще в иньском Китае, где сначало не существовало строгого порядка престолонаследия – наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул «сына Неба», который «управляется Небом», его называют «отцом и матерью» своих подданных. Ван — первосвященник.

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных «надзирателю земель».

В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов. 
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.

 

 

5. Государственный строй Рима  в период республики.

 

Период  Римской республики  - период  интенсивного  восходящего  развития   производства,   приведшего   к значительным социальным сдвигам.

В  период  республики  организация  власти  была  достаточно  проста,   и некоторое  время  отвечала  условиям,  какие  были   в   Риме   ко   времени

возникновения   государства. В Римской республике сочетались  аристократические и демократические  черты высших  государственных  органов.  Ими  являлись  народные собрания, сенат и магистратуры. Народные  собрания  считались  органами власти  римского  народа   и   были   олицетворением   свойственной   полису демократии.   В  Римской  республике  существовали  три  вида  народных   собраний   - центуриатные, трибутные и куриатные.

   Государством управлял   сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета. Важную роль в государственном механизме Римской республики играл  сенат. Формально  сенат  был  совещательным  органом,    и   его   постановления назывались сенатус -консульты. Но компетенция сената была обширной.

Магистратурами в Риме именовались государственные  должности. Существенное отличие римской магистратуры -  иерархия  должностей  (право  вышестоящего  магистрата  отменить  решение нижестоящего).

 

6. Основные характеристики государственного  строя Рима в период монархии.

 

 Человеческая  цивилизация сумела создать  одно  из самых совершенных, сложных  и противоречивых изобретений  – государство.  Известные из истории народов  события  повествуют  о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.

С первых и до последних дней своей жизни человек в определенной  степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.

Не исключением было и становление государственного монархического строя в Риме.

  Римская империя  к концу П в.достигла зенита своего могущества в новых условиях. Территория государства разрослась почти до пределов, за которыми начинается потеря реальной управляемости и фактически единой государственности. Постоянные военные походы и продолжение завоеваний с необходимостью вывели на первое место в государственной организации армию и нужды ее обеспечения;

Доминат (от лат. доминус – господин) – неограниченная монархия. 
В III в. н.э. (с 284 г.) со времени императора Диоклетиана в Риме устанавливается режим неограниченной монархии – доминат. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Среди этих ведомств особое место занимали: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов), финансовое ведомство и военное ведомство, которым руководят назначенные императором и только ему подчиненные генералы.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.Реформы Диоклетиана и Константина. Среди многих реформ и законов империи особого внимания историко-правовой науки заслуживают реформы императоров периода домината – Диоклетиана и Константина. Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. н.э. (284–305 гг. н.э.). Время его правления ознаменовано двумя главными реформа

 

7. Специфика правовых систем  и источников права в странах  Древнего Востока.

Культура, цивилизация  стран Древнего Востока обусловили особенности развития права этих стран.

 Древнейшие правовые  системы были тесно связаны  с обычаями и религиозными нормами той цивилизации

 В странах Древнего  Востока государство и право  возникло раньше, чем в античном  мире. Но  развитие государства  и права там шло гораздо  медленнее. Однако следует отметить, что  преемственность исторически  сложившихся правовых обычаев сохранялась.

Для цивилизации Древнего Востока характерной чертой являлось формирование государственной власти в виде восточной деспотии.  Частная собственность на землю отсутствовала,  права собственника были незащищены, и это привело  к деспотичной власти государства. Так было в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Ассирии, Персии и в других странах Древнего Востока.

 Закреплению  царской власти на основе ее  божественного происхождения содействовали  правовые обычаи. Устанавливалась  смертная казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные основы.

      Большую  роль в становлении правовых  норм играли судебные органы, которые защищали, прежде всего, интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам.

Информация о работе Контрольная работа по «История государства и права зарубежных стран»