Контрольная работа по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Организацию управления, которая появилась в Древнем Египте перед возникновением государства, Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" назвал военной демократией.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

В средневековой Индии в различных  ее частях и у различных ее народов  сложилась многообразная кастовая структура с многочисленными  кастами и подкастами. Так, например, возникали касты писцов, ткачей, кузнецов, дубильщиков и т. д. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями

 

 

14. Особенности становления  теократической монархии у арабов. Государственный строй Арабского халифата.

 

Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове

Образование Арабского государства (халифата) относится к 630 г., когда на значительной части Аравии была признана власть Мухаммеда. Таким образом были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком.

Историю Арабского государства можно поделить на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы. Мекканский период (622 — 661 гг.) — это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; Дамасский (661-750 гг.) — правление Омейядов; Багдадский (750 — 1055 гг.) — правление династии Аббасидов.

Господствующий класс  составляли феодалы во главе с халифом. Особенность  арабского феодального строя -  не было четкого сословного деления  как в европейских странах; больше уделялось внимания различиям мусульман и немусульман. Например, иудеям и христианам запрещались браки с мусульманами; они не могли иметь рабов — мусульман; носили особое одеяние.

Следует отметить, что в VII-VIII вв. в  Халифате были еще очень крепки рабовладельческие  отношения, что сказывалось на замедленном развитии феодализма. Крестьянство разделилось на многие этнические группы.

Халифат представлял собой феодально-теократическое, централизованное государство во главе  с халифом — преемником пророка (представителя аллаха на земле). Власть халифа была практически восточной деспотией.

По примеру государственного механизма  Ирана заместителем халифа и вторым лицом в государстве стал визирь, который руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, учета земель, организации  ирригационных работ, внутренних дел (который содержал финансово-статистические сведения), чиновников.

В Халифате имелся также штат сановников, осуществляющих надзор за другими чиновниками  халифа.

Территория Халифата делилась на провинции, и управляли ими, как правило, наместники халифа — эмиры, в ведение которых были вооруженные силы и местный аппарат административно-финансового управления.

Что же касается более мелких административно-территориальных  подразделений, то они управлялись  преимущественно на основании обычаев. Должностные лица, стоящие во главе городов и селений, носили разные названия. В Аравии их звали старшинами-шейхами.

Мусульманское право тесно связано  с религиозными и моральными установлениями, нормами. Основным источником мусульманского права является Коран — главная священная книга мусульман, которая по учению ислама существовала вечно и была сообщена богом Мухаммеду, как откровение

Дополнительным источником мусульманского права является так же обычай (адат), который применяется в случаях, если имеется пробел в законодательстве или если закон прямо ссылается на обычаи.

Конечно, источником права в Халифате были указы халифов — фирманы. В более поздних мусульманских  странах (Турции и др.) источником права  стали государственные законы —  кануны.

Основной чертой мусульманского права является то, что оно вытекает из религии — ислама. Поэтому для мусульман, в какой бы стране они не проживали, обязательным является только мусульманское право.

 

15. Характеристика государства  и права Парижской коммуны  1871 г.

Парижская Коммуна 1871, первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса, просуществовавшее в Париже 72 дня (18 марта — 28 мая). Возникновение Парижской Коммуны было закономерным историческим явлением, вызванным глубокими социальными противоречиями внутри французского общества.  .

Историческое значение Парижской  Коммуны состоит в том, что  она сломала буржуазный полицейско-бюрократический  государственный аппарат и создала  государство нового типа, представлявшее собой первую в истории форму  диктатуры пролетариата. Парижская Коммуна упразднила постоянную армию, заменив её вооружённым народом (Национальная гвардия) (декрет 29 марта); установила максимум жалованья государственным служащим, равный зарплате квалифицированного рабочего (декрет 1 апреля); отделила церковь от государства (декрет 2 апреля). Несколько позднее была ликвидирована префектура полиции; обязанность обеспечения порядка и безопасности граждан возлагалась на резервные батальоны Национальной гвардии. Новый аппарат власти строился на демократических принципах: выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления. Коммуна порвала с буржуазным парламентаризмом и с буржуазным принципом разделения властей. Она была одновременно законодательным и исполнительным органом. 29 марта были созданы 10 комиссий из членов Коммуны: Исполнительная комиссия для общего руководства делами и 9 специальных комиссий: военная; продовольствия; финансов; юстиции; общественной безопасности: труда, промышленности и обмена; общественных служб; внешних сношений; просвещения. 1 мая Исполнительную комиссию заменил Комитет общественного спасения (из 5 членов Коммуны),

16. Основные направления  развития национальных государств  Центральной и Юго-Восточной Европы.

Эпоха Великих географических открытий и расцвета культуры Возрождения, знаменовавшая разрыв со средневековьем,  как в экономической, так и в духовной сфере, считаются началом нового времени. Это время начала европейской колониальной экспансии, расширения границ и формирования нового пространственного восприятия мира.      Мощный импульс получила  экономика в результате освоения открытых земель, совершился переворот в космологических представлениях, в общественном сознании, утвердился новый, ренессансный тип культуры.

Произошли  крупные социально-политические  катаклизмы — освободительное движение в Нидерландах второй половины XVJ в, или Английская революция середины XVII в.  Во многих европейских странах развитие буржуазных отношений происходило бурно и довольно быстро. Есть мнение, что Великая Французская революция XVIII в. — более оправданная точка отсчета нового времени. Большинство историков склонно рассматривать середину XVII в. (эпоху Английской революции и окончания Тридцатилетней войны) как водораздел между ранним новым временем и началом собственно новой истории. В данном томе изложение исторических событий доводится до Вестфальского мира 1648 г., который подвел итоги первого крупного общеевропейского конфликта и надолго определил направление политического развития Европы. Сосуществование нового и традиционного ярко проявлялось в сфере хозяйственной жизни и экономических процессов раннего нового времени. Материальная культура (орудия труда, приемы и навыки людей в агрикультуре и ремеслах, технологии) в целом сохраняла средневековый характер. В Англии в XVIII в. отмечено наступление промышленной революции. В Европе  на этот период пришлась завершающая стадия развития доиндустриальиой аграрной цивилизации. В обществе происходил конфессиональный раскол.

В завершение можно сказать, что в европейских странах   образ жизни, характер мышления, социальных нормы и ценностные ориентиры поменялись.

В качестве конкретных примеров, можно  привести революцию XVII в. в Англии (1640-1659), положившую начало становлению первого  буржуазного государства и права в Европе. Буржуазная революция XVIII в. во Франции (1789-1794), по праву названная Великой французской революцией, которая послужила мощным социальным импульсом для перехода государства и права Франции и многих других стран от феодализма к капитализму тоже  пример. Затем  Октябрьская  революция 1917 г. в России, явившаяся началом перехода государства и права России, а затем и многих других стран от капитализма к социализму.

На государственную и общественно-политическую жизнь, равно как и обусловленные этим воздействием темпы становления нового государства и права,  оказывают влияние конкретные исторические условия той или иной страны, темпы, формы и средства воздействия социальных явлений.

далеко не одинаковы.

17. Особенности процесса становления государственности и правовых систем основных центрально-европейских стран.

Особенности процесса становления  государственности и правовых систем основных центрально-европейских стран  заключаются в следующем: глубинные  процессы  развития капитализма, когда право используется  для решения новых общественных задач;  обострение старых и вновь появившихся социально-классовых противоречий.  В новых условиях проявился ряд новых черт, несвойственных ранним этапам развития капитализма. Происходит постепенное видоизменение некоторых классических правовых институтов, которые в XVIII-XIX вв. казались естественными и непоколебимыми, но и в настоящее время не в полной мере удовлетворяют потребности общественной жизни, не соответствуют возникающим в ней новым явлениям.

 К примеру, можно рассмотреть процесс нарастания роли административных актов в некоторых странах Западной Европы. В фашистских государствах (Германия 19331945 гг., Италия 19221943 гг.), а также при авторитарных режимах, правительства открыто узурпировали законодательные полномочия, отменяя своими актами конституционные нормы. В Англии, где в силу специфики становления статутного права законодательство оказалось особенно сложным и запутанным, в XX в. более широкое распространение получила практика составления консолидированных законов.

Право в капиталистических странах  в XX в. отличается большой приспособляемостью, способностью регулировать общественные отношения при разных политических режимах.

 

 18. Государственно-правовой механизм фашистской диктатуры в Германии.

30 ноября 1933 г.— черный день не  только для Германии, но и для  всей Европы. Фашистская диктатура  в Германии стала возможна  по трем причинам. Первая причина  - монополистическая буржуазия видела  в диктатуре единственный выход  из той острой политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом. Вторая причина --мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания гитлеровцев, особенно касавшиеся ликвидации экономических трудностей, вызванных всевластием монополий и усугубленных кризисом. Третья причина -  рабочий класс Германии, и это едва ли не главное, оказался расколотым и поэтому ослабленным. Компартия страны была недостаточно сильна, чтобы бороться с фашизмом без помощи, социал-демократии.

 Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть — в руках фюрера. Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству без санкции парламента издавать акты, которые «уклоняются от Конституции» 1919 г. Августовский закон 1934 г. ликвидировал должность президента республики, его правомочия передавались фюреру, который вместе с тем оставался главой правительства. Ни перед кем не ответственный, фюрер пребывал в этой роли пожизненно и мог назначать себе преемника.

 

 

19. Основные направления  развития государственно-правовых  систем стран Запада в послевоенный период.

 

Одной из отличительных черт двадцатого столетия являются ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств. Система колониальных владений в том виде, как она сложилась в XIX в. и захватила половину двадцатого, перестала существовать. Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил .бывших колоний.

В послевоенное время происходит Создание военно-политических блоков и ООН.

Состояние холодной войны держит западный мир в напряжении.

Созрели условия для научно-технической  революции и формирования смешанной  экономики. В послевоенное время  развивается общество потребления. В рамках определенных общественно-экономических  формаций существует и функционирует любое государство и право в нем. Поэтому можно сказать, что государство и право, а вместе с ними общество, политическая система и отдельные социально-политические институты, находятся в переходном состоянии всегда,  если иметь в виду их постоянное функционирование и развитие, сопровождающееся их непрерывным переходом из одного качественного состояния в другое.

Характерной чертой эволюции права  стран Запада после II мировой войны  является возрастание воздействия  международных правовых норм на национальное право буржуазных государств. Экономическая интеграция привела к формированию европейского права в рамках ЕЭС.

20. Основные тенденции  развития государства и права  в современных условиях.

Разговор о тенденциях развития государства и права в современных условиях  хочется начать со слов   известного  русского  историка  XIX в. Т. Н. Грановского, который отмечал, что его внимание всегда приковывали к себе так называемые переходные состояния общества, переходные эпохи в истории человечества. Его влекла к ним не только "трагическая красота", в какую они были облачены, но и желание "услышать последнее слово всякого отходящего", уловить начальную мысль зарождающегося порядка вещей". Т. Н. Грановский подчеркивал, что только здесь "опытному уху можно подслушать таинственный рост истории, поймать ее на творческом деле".

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»