Контрольная работа по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них из них Вам представляется наиболее целесообразным? Почему?
Задание 2. Назовите ведущие факторы и базовые закономерности развития человечества в средневековую эпоху. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.
Задание 3. Перечислите важнейшие современные глобальные проблемы человечества. Охарактеризуйте основные направления их решения. Приведите конкретные примеры.
информационные войны, если в этом есть необходимость.
Задание 4. Охарактеризуйте процесс оформления самодержавно-крепостнического строя в России. Выделите его важнейшие этапы, причины и последствия.

Содержание

1. Задание 1……………..…………………………………..…………………3
2. Задание 2………..………………………………………..…………………7
3. Задание 3…………….……………………………………………………...9
4. Задание 4…………………………………………………………………..10
5. Задание 5. Тест……………………………………………………………12
6. Список использованной литературы и источников…………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

План  работы

   Стр.

  1. Задание 1……………..…………………………………..…………………3
  2. Задание 2………..………………………………………..…………………7
  3. Задание 3…………….……………………………………………………...9
  4. Задание 4…………………………………………………………………..10
  5. Задание 5. Тест……………………………………………………………12
  6. Список использованной литературы и источников…………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них из них Вам представляется наиболее целесообразным? Почему?                       .                                                                                                                   
          Ответ. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. 
          Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. 
         Формационная теория К. Маркса. Формационный подход исследует общество в статистике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно - исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.                    . 
         Теория стадий роста. Одной из первых концепций, которая давала бы общее представление о качественных различиях экономического роста в индустриальную эпоху, была предложенная американским экономистом У. У. Ростоу теория стадий роста. Используя его подход, в основе которого лежит выделение появления принципиально новых производственных технологий (революции в производительных силах), в развитии индустриальной экономики можно выделить пять основных событий: 
          1. промышленный переворот (по Ростоу, стадия взлета) – первая промышленная революция (переход к машинным технологиям в легкой промышленности после внедрения ткацкого станка);         . 
          2. переход к стадии зрелости - вторая промышленная революция (переход к машинным технологиям в тяжелой промышленности после внедрения парового двигателя);                  . 
          3. электрическая революция (внедрение электроэнергетики);       . 
          4. переход к стадии массового потребления (внедрение конвейерных технологий); 
          5. научно - техническая   революция (внедрение компьютерных       технологий). 
          В соответствии с этими пятью узловыми событиями научно-технического прогресса можно выделить пять типов экономического развития (технологических укладов), для каждого из которых характерен свой набор ведущих отраслей.                       . 
          Хотя внедрённое изобретение быстро становится всеобщим достоянием, однако далеко не любое общество может освоить те или иные передовые технологии. Ярким примером является Россия, которой так пока и не удалось осуществить компьютеризацию производства, хотя в развитых странах компьютерные технологии используются уже более тридцати лет. В силу разной степени готовности к восприятию инноваций, разные страны проходят сквозь одни и те же стадии роста в разное время. Например, если в Великобритании промышленный переворот (взлет) произошел в конце XVIII в., то в Японии – только в конце XIX в.; зато НТР началась в этих странах практически одновременно.                                  . 
          Концепция стадий роста помогает точнее оценивать проблемы модернизации, стоящие перед любой страной. Перепрыгнуть через какую-нибудь из этих стадий практически невозможно. Использование импортных технологий и зарубежного опыта позволяет значительно ускорить освоение новых технологических укладов (достаточно сравнить, например, экономическое развитие Японии и Великобритании), но механическое заимствование оказывается, как правило, малоэффективным. Экономическое развитие любой страны требует поиска самобытных форм производственной деятельности либо, по крайней мере, творческой адаптации заимствованных. 
          Теория трёх волн. Тремя китами теории волн Эллиотта являются три понятия: модель, соотношение и время. Моделью волн называют конфигурацию, которую принимает сочетание волн. Еще раз подчеркнем, что это важнейшее понятие, краеугольный камень теории волн Эллиотта. Анализ соотношений позволяет определять возможные уровни коррекции и ценовые ориентиры путем измерения соотношений между различными волнами. И, наконец, между волнами существуют определенные временные связи, которые также являются предметом волнового анализа. Они служат для подтверждения волновых моделей и соотношений волн. Однако, некоторые последователи Эллиотта считают, что временной аспект волнового анализа  
менее надежная величина для прогнозирования движения рынка. Теория волн Эллиотта первоначально применялась для анализа фондовых индексов, в частности промышленного индекса Доу-Джонса. Сам Эллиотт, например, выделял девять различных уровней развития тенденции (или протяженности тенденции), начиная с «Великого сверхцикла», охватывающего 200 лет, и заканчивая сверхкороткой степенью, существующей всего несколько часов. Важнейшее правило теории волн гласит: «Независимо от степени тенденция всегда будет развиваться по основному восьми волновому циклу. Каждая волна подразделяется на меньшие волны, которые в свою очередь также разбиваются на волны - еще меньшей степени».              . 
          Теория локальных цивилизаций. Цивилизация - главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889-1975) для организации всего конкретно-исторического материала. Цивилизации разделяются им на три поколения. Первое поколение - примитивные, маленькие, бесписьменные культуры.  
Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы - государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство - в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения. Творческий акт затруднен статичностью примитивных обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В таких обществах правит обычай, и инновации затруднены. При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни. Продолжая жизнь и действовать так, как будто «вызова» нет, как будто ничего не произошло, культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов - пророков, жрецов, философов, ученых, политиков - примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.                         .    
          В качестве наиболее целесообразного варианта периодизации всемирной истории можно выделить теорию среднего роста. Поскольку в основе теории лежит выделение появления принципиально новых производственных технологий (революции в производительных силах),  
в развитии индустриальной экономики, что, на мой взгляд, является более точной для оценки проблем модернизации.

Задание 2. Назовите ведущие факторы и базовые закономерности развития человечества в средневековую эпоху. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.                             . 
          Ответ. Эпоха Средневековья длилась 1200 лет, на протяжении которых в Европе сложился феодальный строй – господствовало крупное феодальное землевладение и мелкое крестьянское землепользование, широкое развитие получили города, освободившиеся из-под власти феодалов и ставшие средоточением ремесел и торговли.                                      . 
          В XI-XV вв. вместо феодальной раздробленности в Европе происходит процесс формирования централизованных государств - Англии, Франции, Португалии, Испании, Голландии и др. Где возникают органы государственного управления - кортесы (Испания), парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция).                             . 
          Усиление централизованной власти способствовало более успешному развитию хозяйства, науки, культуры, появлению новой формы организации производства - мануфактуры. В Европе зарождаются и утверждаются капиталистические отношения, чему в немалой степени содействовали Великие географические открытия.                                        . 
          В эпоху Средневековья началось формирование западноевропейской цивилизации, развивающейся с большим динамизмом, чем все прежние цивилизации, что обусловливалось рядом исторических фактов (наследием римской материальной и духовной культуры, существованием на территории Европы империи Карла Великого и Оттона I, объединивших многие племена и страны, воздействием христианства как единой для всех религий, ролью корпоративности, пронизывающей все сферы общественного устройства). 
          В период позднего Средневековья оформляется важнейшая идея Запада: активное отношение к жизни, стремление познавать окружающий мир и убежденность в том, что он может быть познан с помощью разума, желание преобразовывать мир в интересах человека.                   . 
          Киевская Русь (IX-XII вв.) - общество военной демократии, страна торговли и городов - самым активным образов включилась в европейские дела. Это, в сущности, раннесредневековое общество, в котором лично свободные люди являлись преобладающей социальной категорией. 
          Однако с середины XII в. здесь усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Киевской Руси: она распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Этот фактор обусловил ослабление оборонной мощи государства, Русь подверглась вторжению иноземных завоевателей (шведов, литовцев, немцев) и в начале XIII в. была порабощена Золотой Ордой.                        . 
          Длительное монголо - татарское иго оттеснило Русь, задержало ее развитие на два - три столетия, возможно, и обусловило евроазиатское россиянство.  
          Во второй половине XIII - XIVвв. московские князья начали процесс собирания земель и укрепления своей власти, который проходил в трудных условиях противостояния золотоордынцам, а также преодоления сепаратизма удельных князей. Он сопровождался выдвижением на историческую арену Руси нового сословия - военно - служилого дворянства (помещиков) в качестве социальной опоры великокняжеской власти и утверждением поместной системы землевладения. Этот процесс завершился образованием на рубеже XV - XVI вв. мощного государства, потребовавшего жесткой централизации власти. Прогрессивный процесс формирования единого государства сопровождался постепенным закрепощением крестьян в законодательном порядке.                                 . 
          Представляются наиболее важными факторами и базовыми закономерностями развития человечества в средневековую эпоху - это становление феодальных отношений, создание централизованных государств и государственного управления, экономика и сельское хозяйство. На конкретном примере можно обрисовать, как всё это связано. Например, взять период феодальной раздробленности на Руси, что служит неизбежной ступенью эволюции феодального общества, экономической основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью. Хозяйственное развитие, рост городов также сопровождались стремлением к независимости. Уже в середине XI в.  
в Древней Руси стали всё отчётливее обнаруживаться признаки дробления государства, а к концу века начался его распад.

Задание 3. Перечислите важнейшие современные глобальные проблемы человечества. Охарактеризуйте основные направления их решения. Приведите конкретные примеры.                                   . 
          Ответ. Глобальные проблемы человечества тесно связаны и вытекают одна из другой, поэтому решать их необходимо в комплексе, а это крайне затруднительно. И так, проблемы:                                          .                   
          1) Демографическая. За последний век в силу развития медицины наблюдается беспрецедентный рост населения Земли. В 2011 году был зарегистрирован семимиллионный житель планеты (при том, что в начале XX века численность населения была чуть больше 1,5 миллиардов). Естественно, такое перенаселение планеты вызывает ряд проблем, в том числе и социальных.                                                 . 
          2) Иссякание природных ресурсов. Мало того, то людей стало много, так они еще и на придумывали всякого - двигатель внутреннего сгорания, электричество и т.п. А для всего этого нужны ресурсы, к сожалению, на нынешнем уровне развития технологий человечество может получать энергию преимущественно из не возобновляемых природных ресурсов. 
          3) Экологическая. Помимо  использования  природных  богатств, человек еще и не может должным образом утилизировать  продукты своей жизнедеятельности. Эта и предыдущая проблема вместе ставят под угрозу выживание всего человечества, так как чреваты катаклизмами антропогенного характера и просто иссяканием ресурсной базы. 
          4) Проблема "Север-Юг". Получается, что народу много, а ресурсов мало. В такой ситуации побеждает сильнейший, то есть тот, кто успел захватить и закрепить за собой часть ресурсов, причем тут речь идет не только о природных богатствах, но и о достижениях человечества - технологиях, интеллектуальной собственности, финансовых и рыночных рычагах давления. Так образуется пропасть между богатыми (так называемый золотой миллиард) и бедными людьми и странами. С годами это неравенство только увеличивается.                    . 
          5) Бедность. Таким образом, большая часть населения Земли не имеет доступа к благам цивилизации и озабочена только выживанием, а значит, потенциал эти людей не используется (они не получают образования, не имеют возможности заработать и т.п.), а создается недовольная масса народа. 
          6) Война. Сейчас каждую минуту хоть в одной точке мира ведутся военные действия, но основная угроза даже не в эти непрекращающихся конфликтах, а в возможности мировой войны за ресурсы, одним из таки "камней преткновения" специалисты называют чистую воду. 
Таковы основные, самые прагматические глобальные проблемы человечества. Вопросы моральных ценностей, например, отдельно не рассматриваются, а присовокупляются к "войне" - так называемые информационные войны, если в этом есть необходимость.

Задание 4. Охарактеризуйте процесс оформления самодержавно-крепостнического строя в России.  Выделите его важнейшие этапы, причины и последствия.                                              . 
          Ответ. В исторической науке всегда уделяли большое внимание вопросу о происхождении крепостного права в России. В XIX в. возникли две теории возникновения крепостничества - «указная» и «без указная». Согласно «указной»  теории (С. Соловьев) крепостничество в России явилось результатом правовой деятельности органов государственной власти, последовательно издавших на протяжении нескольких столетий указы крепостнического характера. По мнению сторонников этой теории, государство прикрепило крестьян к земле, прежде всего в своих интересах, для того, чтобы обеспечить материальную возможность сословию служилых землевладельцев и держателей земли нести военную службу. При этом, закрепощая крестьян, государство одновременно прикрепляло к военной службе и служилое сословие. Сторонники «без указной» (В. Ключевский) теории не отрицали значения указов, прикреплявших крестьян к земле. Однако сами эти указы, по их мнению, были не причиной, а следствием уже сложившихся крепостнических отношений в сфере экономики и лишь юридически оформляли их. В советской исторической науке вопрос о возникновении крепостничества в России решался с точки зрения классового подхода. По мнению советских историков, крепостничество было следствием обострения классовой борьбы в XIV - XVI вв. между крестьянами и феодалами-помещиками, интересы которых выражало «централизованное государство». 
          Закрепощение крестьян происходило в процессе становления в России особой системы феодального хозяйства и права  - крепостничества, которая характеризовалась юридическим прикреплением крестьян к земле и разнообразными формами их внеэкономического принуждения. 
          Этапы юридического закрепощения крестьян.             . 
          Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили и переходили к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом − пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село» одним сроком в году - неделей до Юрьева дня.                             . 
          В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян: 
          1) Судебник 1497 г.                                            . 
          2) Судебник 1550 г.                                       . 
          3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.              . 
          4) Указ 1592 г.                                     . 
          5) введение урочных лет в конце XVI - начале XVII в.      . 
          6) Соборное Уложение 1649 г.                        . 
          Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законов единого российского государства - Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право крестьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата пожилого - компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук.

Задание 5. Тест:                                               .  
          Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

1.формирование индустриального общества

2. Древний мир

2. активные процессы глобализации

3. Средневековье

3. формирование племенных союзов

4. Новое время

4. закрепощение крестьян

5. Новейшее время

5. формирование первых государств


 
          Ответ. 1 – 3; 2 – 5; 3 – 4; 4 – 1; 5 – 2.

 

 

Список  используемой литературы и источников

1. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 – 496 с. 
 2. История России: традиции государственности. - М.: ЮКСП, 1995. 
 3. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.                                                                                           . 
 4. Государственное управление в России. / под ред. А.Н.Марковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.                                      . 
 5. http://repository.vzfei.ru  - КОПР-1 «История», обзорная лекция, тестовая база, Методические указания по выполнению контрольной работы; КОПР-1 «История экономики», «Культурология», «Отечественная история», КОПР-3 «История государственного управления в России»; ЭБС ООО "Издательский Дом ИНФРА-М".                                           . 
 6. http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm - Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: "Книги", "Статьи", "Диссертации", "Учебно-методическая литература", "Авторефераты", "Депозитарный фонд". 
 7. http://lib.ru/HISTORY/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по истории