Контрреформация и реформация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Начало Реформации как социально-политического движения под лозунгом религиозного обновления связывается с объявлением 31 октября 1517 профессором теологии витенберского университета М. Лютером так называемых 95 тезисов, в которых он заявлял о необходимости оправдания грехов не деньгами, а верой, откидывал учение о молитве за умерших, спасением поступками святых и др.

Вложенные файлы: 1 файл

история белорусси 2.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Введение

  Беларусь в 16 – 18 вв. прошла большое становление в культуре. становление  Речи Пасполитой и униатской церкви пришлось также на этот период времени. Эпоха просвещения была завершением этого периода.

В данной контрольной  работе мы постараемся раскрыть основные вопросы этого периода.

по мере возрастания соперничества между ВКЛ i Московским государством в XV-XVI вв. возрастала озабоченность великокняжеской администрации тем обстоятельством, что местное православное духовенство, а вместе с ним i верующие, находящиеся под определенном религиозно-политическим влиянием православной Москвы. С созданием в ней самостоятельного и не зависимого от Константинополя патриархата (1589) местные православные иерархии, в том числе митрополит киевский, попали в прямое ему подчинение, что еще больше забеспокоило элиту РП.

На то время православная церковь ВКЛ переживала не лучшие часы. По сути, основной ее социальной опорой являлась бесправное крестьянство и городские низы. Православные священники высказывали интерес к унии, надеясь получить равное с католическими бiскупамi представительство в Сенате, или для того, чтобы совсем не остаться без паствы. В 1595-1596 гг. отдельные православные иерархи посетили папу Римского и получили его благословение на унiю. Для ее окончательного утверждения в Бресте был созван церковный собор. 9 октября сторонники унii объявили о создании грекокатолической церкви. Новая конфессия признавала главенство папы Римского, заимствуют католические догматы, крест и распятие, утварь и храмов, но сохраняла обрядность и богослужение на церковно-славянском языке. Кроме того, униатским священникам разрешалось иметь семью.

Несмотря на значительные достижения униатов, их конфессия усилиями ксендзов часто подавалась как неполноценная, «мужицкая» и т. д., что наконец провоцировала возрастание напряженности между католической и униатской элитами.

1 реформация  и контрреформация. Берестейская  уния 1596 г. Формирование униатской церкви и ее роль в исторической судьбе белорусского народа

В XVI в. католическая община Западной Европы была вовлечена в длительную междоусобную борьбу. Основная причина, которая вызвала ее, заключалась в недовольства большинства верующих верхушкой католической церкви во главе с папой римским, которая сконцентрировала в своих руках неограниченную власть и огромные богатства. Светские феодалы и буржуазия чувствовали давление со стороны католических иерархов, а также мечтали об изъятии у церкви материальных ценностей. Верующие ставили под сомнение право церкви отпускать грехи и выражали потребности в издании Библии на родном языке.

Начало Реформации как  социально-политического движения под лозунгом религиозного обновления связывается с объявлением 31 октября 1517 профессором теологии витенберского университета М. Лютером так называемых 95 тезисов, в которых он заявлял о необходимости оправдания грехов не деньгами, а верой, откидывал учение о молитве за умерших, спасением поступками святых и др.

Новое протестантское вероучение утверждало, что для спасенных душе верующего не требуется посредничество церкви и потому отрицала необходимость ее существования со всей иерархию во главе с папой рим-скiм. Единственным источником веры было объявлено Священная роспись. Прерывалась почитание святых, креста, икон, мощей; отказывалась права церкви снимать грехи. Протестантизм разделялся на несколько течений - лютеранства, англиканства, кальвинизма и др..

В 1553 г. в числе первых к кальвинизму присоединился великий канцлер i Виленский воевода Николай Радзивилл Черный (1515-1565), который основал в Бресте первый в Беларуси кальвiнскi собор i типографию. Он же стал Главном протектором кальвiнiзма в ВКЛ, запер в своих владениях 187 католических храмов, канфiскававшых их земельный фонд i имущество.

Реформацию поддержали гетман Николай Радзивилл Рыжий, Сапеги, Хадкевiчы, Тышкевiчы i другие крупные феодалы. Городская элита, заинтересованная в ликвидации и ослаблении Касцёла, тоже разделяла кальвинизм. В 1550-е гг. в духе кальвiнiзму были реформированы храмы в Несвиже, Бресте, Клецке, Ляховичах, позже в Витебске, Минске, Полоцке, Глубоком, Ивенце, Орши, Сморгони i др.. При новых общинах верующих адкрывалiсь школы, госпитали, типографии.

В 1560-х гг. из среды  кальвинистов ВКЛ выделились ариане, которые отрицали триединая сущность Бога, расторгнуть холопства и  улучшить положение крестьян. Всего к 1591 г. в рамках ВКЛ насчитывалось 207 протестантских собраний, из которых подавляющееся большинство (189) принадлежала кальвiнiстам.

В целях восстановления былой политической, экономической  и идэалагической мощности католическая церковь должна была мобилизовать силы для борьбы с религиозным вероисповиданием и рэфармацыонными течениями. Ее ударной силой стал орден Общества Icуса. В 1564 г. иезуиты начали свою деятельность в Польше, а через 5 лет они появились в столице ВКЛ. В 1570 г. ими была открыта среднее учебное заведение - коллегиум, который в 1579 г. приобрел статус академии. Именно через образование ученической молодежи прививались контррэфармацыонная идеи. С опорой на влиятельную католическую шляхту иезуитам удавалось закрывать протестантские, а также православные культурно-просветительские учреждения - школы и типографии. В 1593 в Несвиже был построен первый в Беларуси иезуитский храм - костел Божьего тела. Активно поддерживают контрреформации короли РП С. Баторий и Сигизмунда III Ваза.

С конца XVI в. кальвинисты  были вынуждены перейти к обороне  своих позиций, причем, не только от католического влияния, но и от проваславия. Под воздействием государственных санкций i отсутствии единства в конце XVI в. реформационное движение в Беларуси начал постепенно угасать. Кальвiнiсцкая шляхта стала возвращаться в каталичество, в том числе сыновья кальвинистского протектора М. Радзивилла. Один из них - Николай Радiвiл Сiротка закрывал протестантские приходы. По его приказу на базе брестской типографии, перевезенной в Вильнюс, было основано первое в ВКЛ католическое издательство. Инициаторы контрреформации в РП использовали свою победу в борьбе с протестантами и православием для укрепления позиций католицизма в ВКЛ. С 1653 число приходских костелов на белорусских землях менее чем за столетие возросла со 153 до 270. Были открыты десятки монастырей, в том числе в Бресте, Гродно, Минске, Новогрудке, Орше, Слониме. Согласно постановлению сейма от 1658 г. ариане были вынуждены покинуть РП, но чтобы избежать изгнания, большинство их было вынуждено принять католичество. И наоборот, согласно законам от 1668 и 1674. переход из католичества в другую веру считался уголовным преступлением и наказывался. Таким образом, контррэфармацыонное движение восстановило и даже увеличило влияние католицизма в ВКЛ.

Контрреформация была составной  частью общей феодально-католической реакции на новые процессы и явления в социально-политической, церковно-религиозной и культурной жизни ряда европейских народов. Первоначально Контрреформация выражалась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках подавления или противодействия протестантизму, прежде всего в Германии и Швейцарии. Распространению Контрреформации содействовало то обстоятельство, что значительные общественные слои, готовые поддержать Реформацию в умеренном варианте, были напуганы выступлениями социальных низов и предпочли держаться прежних устоев и верований.

Реформация застала  римско-католическую церковь врасплох. Несмотря на ряд провозглашенных  реформ, католицизм не смог пойти на преобразования, отвечавшие потребностям социального, политического и национального развития европейских народов, не сумел приостановить упадок церковных учреждений.

Однако с начала 40-х  годов XVI в. в католицизме возобладала консервативно-клерикальная тенденция отказа от любых уступок и послаблений не только религиозным противникам, но и течениям обновления в самом католицизме. Чтобы в новых условиях выжить и повести наступление на Реформацию, католическая церковь была вынуждена реорганизовать внутреннюю структуру, систему власти и управления. В системе средств проведения Контрреформации важнейшую роль сыграли новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридентского собора.

Возникшие в средние века ордена не отвечали требованиям, выдвигаемым перед католицизмом распространением Реформации. Некоторые из них подверглись реформе. В 1522 г. был реорганизован орден камальдулов — ответвление бенедиктинцев. Серьезнее и важнее была реформа в среде францисканцев: в 1529 г. часть обсервантов (ответвление францисканцев) образовала отдельный орден капуцинов, главной целью которого была деятельность в миру, проповеди и служение среди простонародья. Из Италии они распространили свое влияние и на другие страны Европы, завоевали большую популярность, способствуя удержанию масс в верности католической религии и иерархии. В 1524 г. Каэтано Тьенский и Джанпьетро Караффа основали конгрегацию монашествующих клириков — орден театинцев — для воспитания строгих нравов у священников. Главными охранительными мерами католицизму служили инквизиция и книжная цензура. Введенные для борьбы с религиозным инакомыслием, они нанесли сильнейший удар по гуманизму, по всей ренессансной культуре.

«Святая служба» приобрела  невиданную власть. Инквизиция развила издревле присущий католической церкви дух авторитарности и нетерпимости, почти маниакальной подозрительности ко всему новому и беспощадной жестокости к противникам. Казни протестантов стали обычным явлением, инквизиторы вдохновляли резню вальденсов в Южной Италии, походы против них в Пьемонте, массовое избиение мятежных морисков в Испании. На эшафоте погибают бывший апостолический протонотарий, сторонник религиозного обновления Пьетро Карнесекки, гуманист и реформатор Аонио Палеарио, утопист Франческо Пуччи, философы Джордано Бруно и Джулио Чезаре Ванини; Томазо Кампанелла 33 года томится в тюрьмах; Галилео Галилея в результате затеянного против него процесса вынуждают к отречению от своих научных воззрений.

Террор инквизиции дополнялся строжайшей книжной цензурой. В 1543 г. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизиторов, которые надзирали также за торговлей книгами и их пересылкой. Первые каталоги запрещенных книг были составлены по инициативе местных церковных властей в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции и Милане. Законы о книжной цензуре имели в виду не только издателей и торговцев, но и частных лиц, которым угрожало инквизиционное преследование за чтение, хранение, распространение запрещенных книг или недонесение о них.

Униатский собор  в Бресте, который собрался по указу  короля и митрополита, открылся 6 октября 1596 года. На нем присутствовали папские  послы, представители короля, митрополит, пять из семи епископов, представители  католической церкви, иезуиты, государственные деятели – воевода Николай Криштов Радзивил, канцлер ВКЛ Лев Сапега и другие духовные и светские лица. Два епископа – Гедеон Балабан (епископ Львовский) и Михаил Копысьтенский унию не поддержали. Униатский собор утвердил римский договор Патея и Терлецкого и, таким образом, уния была принята.

8 октября 1596 года в “соборной грамоте”  митрополита Михаила Рогозы и  епископов была изложена основная  идея Берестейской унии. Коротко ее содержание в следующем. В христианской церкви должен быть “един господарь и шафар”, который бы “о порядку и о всем добром всех обмышлял”. Таким хозяином “от часов апостольских” являлся Папа Римский, “единый потомок Петра святого”. Это следует из “Соборов и правил святых Отец”, об этом свидетельствуют и “наши Словенские письма Греческих из стародавна преложоные”. Этого же правила придерживались “Царигородские патриархи, от которых и сия страна Руская веру святую приняла”. Для “спасения своего и стада словесного нам от Бога врученого” необходимо восстановить церковное единство под патронатом Римского Папы. Именно с этой миссией направились в Рим Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий, которые получили санкцию римского первосвященника на союз при условии сохранения “обрядов и церемоний церквей восточных греческих и Руских”. Этот союз  и утвердил Берестейский собор. На соборе были отлучены от церкви Гедеон Балабан, Михаил Копысьтенский, архимандрит Киево-Печерской лавры Никифор Тур, 9 архимандритов, 16 протопопов и все остальные священники, не принявшие унии. Королю была направлена просьба снять с церковных должностей всех тех, кто отказался присоединиться к унии.

Параллельно с  униатским собором открылся православный (на нем присутствовали также и  протестанты). На соборе присутствовали К.Острожский с сыном, патриаршие экзархи  Константинопольский (Никифор) и Александрийский (Кирилл Лукарис), епископы Балабан, Копысьтенский и другие православные священники (более 100 человек).

Участники собора пробовали договориться между собой, но тщетно. На предложение униатов  присоединиться к церковному альянсу православными был дан следующий ответ: мы не против унии с римской церковью, но при условии, что:

    1. к этому союзу присоединится вся восточная церковь;
    2. унию благословят восточные патриархи;
    3. не будут нарушаться существующие правовые акты;
    4. между православными и католиками будут согласованы все противоречия относительно догм и обрядов.

Не трудно заметить, что это была программа универсальной  унии, предложенная в свое время  Острожским.

Православный  собор лишил сана всех епископов-униатов. Светская часть православного собора приняла решение не подчиняться пастырям-отступникам. Собор обратился к королю с просьбой санкционировать его решение об импичменте униатских епископов, а на их место посадить новых, избранных православными. Ключевыми аргументами были: уния готовилась тайно от народа группой предателей-архиереев; она противоречит существующим правовым актам и является посягательством на религиозную свободу; поэтому православные имеют право сопротивляться ее введению всеми средствами.

Информация о работе Контрреформация и реформация