Контрреформы 80–90 гг. XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Ответ: Александр III, вступивший на престол 2 марта 1881 г., после смерти Александра II, подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу «контрреформ» 1880 - начала 1890-х годов. Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и право.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «История отечественного государства и права»

студента гр.,

г. Красноярск

 

Вариант № 39. Контрреформы 80–90 гг. XIX в.

 

Ответ: Александр III, вступивший на престол 2 марта 1881 г., после смерти Александра II, подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу «контрреформ» 1880 - начала 1890-х годов. Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.

Понятие контрреформы имеет  широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Объективной  причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической и политической областях. Высшие органы государственного управления, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец, механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность сильна.

Александр III стремился сохранить  существующий порядок, укрепить позиции  дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный характер. Невзлюбивший земские учреждения и новые суды, наследник начал сомневаться в благотворности крестьянской реформы 1861 года, задаваясь вопросом, «не ослабла ли народная сила» с уничтожением крепостного права. Растущая неприязнь к реформам 60-х годов, подорвавшим вековые устои русской жизни, привела к различным изменениям в государственном аппарате. Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни, как земство, где усилился правительственный контроль. В системе городского самоуправления изменился порядок выборов в городские думы. Решительный удар был нанесен по образованию, в частности по женскому высшему образованию. Кроме того, усилился контроль церкви за содержанием образования. Пострадала также и печать: в 1882 г. были введены новые «Временные правила о печати», фактически восстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати. Усиливались административные меры против «строптивых» изданий: их душили штрафами и конфискациями тиражей. Для поощрения и «подкормки» проправительственных изданий в Главном управлении по делам печати был образован специальный фонд, прозванный «рептильным»). Подвергся ревизии и суд.

В связи с развитием  народнического движения правительство нуждалось в усилении репрессивного аппарата. Поэтому ранее всего пересмотру подверглись положения судебной реформы. В 1871 г. право расследования политических преступлений было передано чинам корпуса жандармов. Если же в результате расследования улик не хватало оснований для передачи дела в суд, обвиняемого могли выслать административным порядком. Но правительству необходимо было, чтобы подсудимым по политическим преступлениям выносился обвинительный приговор и в ходе судебного разбирательства. С этой целью законом 7 июня 1872 г. большая часть политических преступлений передавалась в ведение Особого присутствия Правительствующего Сената с сословными представителями. В части вынесения приговоров надежды правительства оправдались. Но суд Особого присутствия слишком дорого обходился казне. Да и рассмотрение дел затягивалось. Выход был найден: законом 19 мая 1878 г. оформляется система судебных органов (от судебных палат до Верховного уголовного суда) для рассмотрения государственных преступлений. Несколько раньше преступления против порядка управления были изъяты из компетенции суда присяжных и, по существу, приравнены к государственным преступлениям. А начатый народниками в 1878 г. индивидуальный террор привел к тому, что ряд дел был передан в компетенцию военных судов (судопроизводство по законам военного времени).

Институт земских участковых начальников  был введен законом 12 июля 1889 г. Земский начальник осуществлял контроль за деятельностью крестьянского самоуправления и являлся первой судебной инстанцией для податных сословий. И судебные, и административные полномочия земских начальников были широки, а их решение – окончательно. В отличие от выборного мирового судьи земский начальник назначался министром внутренних дел из потомственных дворян.

Очевидно, что земская и городская  контрреформы были направлены на то, чтобы  создать послушные правительству  органы самоуправления. Но этим задачи контрреформ не ограничивались. Дело в том, что реформы 60-70-х гг. XIX в. объективно (независимо от воли и желания людей) начинают процесс трансформации российского самодержавия в конституционную монархию. Контрреформы и должны были приостановить этот процесс, показать, что надежды на изменение общественного строя – лишь "бессмысленные мечтания" отдельных лиц.

И все же, несмотря на серьезные  изменения, внесенные контрреформами во все сферы жизни русского общества, вернуть страну к дореформенным  порядкам уже было невозможно. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. привели к глубоким изменениями экономических, социальных и политических отношений в стране. Необходимость реформ ощущалась уже в конце XVIII в. Однако проведение преобразований на полвека задержали факторы объективного и субъективного порядка. Среди последних назовем то, что проекты реформ разрабатывались в Секретных комитетах. Гласный характер работы по подготовке реформы (с 1857 г.) значительно ускорил ее проведение в жизнь. Однако надо учитывать и фактор неоднозначного воздействия общественного движения на процесс реформ. Восстание декабристов, активизация деятельности народников в конце 70-х гг. XIX в. напрямую связаны с установлением реакции. И все же даже в годы реакции в правительстве рассматривались вопросы преобразований. Причина тому – объективная необходимость преобразований для дальнейшего развития России.


Информация о работе Контрреформы 80–90 гг. XIX в