Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат
Конфессиональная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства.
Введение...................................................................................................................3
1. Конфессиональная жизнь Беларуси на современном этапе................4
Заключение.............................................................................................................14
Список используемых источников......................................................................15
Современная Республика Беларусь обладает достаточно полным и разнообразным спектром религиозных общин – от православия до кришнаитов и бахаи. Но при этом христианские общины преобладают по численности. Исходя из анализа проблемной ситуации, возникшей в Беларуси в связи с существенным изменением в последние годы уровня и характера религиозности, усилением общественного влияния религии и церкви и настоятельно требующей разработки концептуальной основы долговременной государственной политики по отношению к верующим и религиозным культам Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси по заданию Госкомитета СМ Беларуси по делам религий и национальностей осуществил (1998 год) комплексное репрезентативное социологическое исследование. Цель – определить основные тенденции и направленность изменений религиозной ситуации в Беларуси и на этой основе выработать концепцию взаимоотношений государства и религиозных организаций в различных сферах жизни .
В исследованиях приводятся следующие данные, накануне распада СССР неверующие составляли 65 %, с середины 1998 года неверующих было в два раза меньше, а именно 25,4 % . Эти исследования дают и другие цифры: в настоящее время в республике признают себя религиозными людьми 37,5 % опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно определить являются они религиозными людьми или нет. Количество женщин верующих выше, чем количество мужчин (в процентном соотношении 54,5 % против 33,2 %). Число религиозных общин возросло с 1537 до 2256, то есть почти в полтора раза. Это означает, что более половины населения республики испытывает в той или иной мере влияние религии или, по крайней мере, считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития .
С середины 80–х годов в Республике Беларусь, наряду с существующими традиционными конфессиями, появились конфессии и движения нетрадиционной направленности – неоязычество. Неоязычество – нетрадиционные религии.
Проблема неоязычества характерна для регионов, где на протяжении определенного исторического периода сложившаяся духовная традиция подвергалась трансформации, или подавлению. Неоязычество в Беларуси носит, в большей степени, характер социальных, а также духовных поисков и часто связано с политическими движениями. Оно оторвано от реального мира, характеризуется уходом в мистические сферы. Их идеи используются различного рода авантюристами и аферистами.
В современном обществе Республики Беларусь возвращение к религии происходит в ситуации, когда несколько поколений людей не имели, в своем подавляющем большинстве, никаких связей с институциональной церковной организацией и христианской церковной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь. Знакомило с религиозным мировоззрением в минимальной степени. В настоящее время разрушены старые идеологические механизмы, отрицающие роль и значение религии, активизировалась деятельность религиозных объединений, наблюдается их стремительный рост. Этот процесс продолжается и по сегодняшний день. По официальным данным на 1 января 1999 года в Республике Беларусь действовало 2427 религиозных организаций. В их состав входила 1081 религиозная община Белорусской православной церкви, 399 – римско–католической, 838 – протестантской, 36 – старообрядческой церкви, 21 – иудейской, 24 – мусульманской. По данным на 1 января 2000 года в нашей республике действовало 2548 религиозных организаций, относящихся к 26 зарегистрированным конфессиям, на 1 января 2001 года их количество составило2663 .
За последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. С религией стало связываться возрождение духовных устоев общества и национальных традиций.
Большинство религиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности в обществе. Государственная политика направлена на поддержку традиционных конфессий, укрепление их материальной базы. Укрепление межконфессионального согласия в белорусском обществе – одна из приоритетных задач Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, который выполняет функции исследовательского и координационного центра, а также контролирующего органа. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» который прошел международную экспертизу и был признан отвечающим международным стандартам. В настоящее время количество религиозных конфессий в Беларуси достигло 25. Основными, среди которых являются: православие, католицизм, и протестантизм.
Православие является древнейшей христианской конфессией, получившей распространение на территории белорусских земель. Первая православная епархия – Полоцкая – была основана в 992 году.
Одиннадцать православных епархий (Брестская, Минская, Полоцкая, Могилевская, Пинская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Витебская, Туровская, Бобруйская) входят в состав основанного в 1989 году Белорусского экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского экзархата – Белорусская православная церковь .
Среди православных явно преобладают
представители коренной нации —
белорусы. Процесс возрождения
В 1988 г. в Беларуси были зарегистрированы 22 общины русских старообрядцев, на 01.01.2009 г. — 32 общины, 18 из них сосредоточены в Витебской области.
Римско-католическая церковь относится к числу традиционных религий в Беларуси. Католицизм начал активно распространяться на землях Беларуси с конца 14 в. На 01.01.2006 г. было зарегистрировано 438 парафий, работали 427 католических храмов, возводились 45. Рост католических общин обусловил реорганизацию структуры управления Римско-католической церкви в Беларуси. В 1991 г. с благословления Папы в Беларуси были созданы 3 епархии — Гродненская, Пинская и Минско-Могилевская, в 1999 г. — Витебская. Руководителем римско-католической церкви в Беларуси Ватиканом назначен кардинал К. Свёнтэк. С целью подготовки собственных кадров в 1990 г. в Гродно открылась Высшая духовная католическая семинария с шестилетним сроком обучения. В сентябре 2001 г. в Пинске начала функционировать междиацезиальная духовная семинария имени Фомы Аквинского. Учитывая остроту проблемы кадров, право на религиозную деятельность на территории республики в 2006 г. получили 198 священнослужителей из Польши, Литвы, Германии, других стран. Многие католические храмы Беларуси возродили свою былую славу религиозных центров и мест паломничества. К ним относится, например, костел бернардинцев XVI в. в поселке Будслав Мядельского района Минской области, где находится чудотворная икона Божией Матери. В 1995 г. Папа Иоанн Павел II издал декрет о коронации Будславской, а также Брестской и Логишинской икон Божией Матери. Многие католические храмы Беларуси — центры не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни. Одним из таких центров стал костел св. Сымона и Алены в Минске. При храме функционирует историческая библиотека имени А. Мицкевича, воскресная школа для детей и взрослых, молодежное общество «Свет жизни», организованы детский хор «Голос души», театр одного актера «Зніч» и «Анёл», студенческий молодежный театр. Костелом основан католический журнал «Вера и жизнь». Издательский центр печатает христианскую литературу на белорусском и польском языках. С 1995 г. действует католическое Христианское общество милосердия. По инициативе католиков Могилева с 1993 года в этом городе проводится международный фестиваль духовной (христианской) музыки «Магутны Божа». Его цель – возрождение и взаимообогащение музыкальной культуры народов Европы, объединение христиан различных конфессий. В фестивале принимают участие музыкальные коллективы из Украины, Польши, России, Германии, Франции и других стран. На 01.01.2009г. зарегистрировано 467 общин католической церкви в Беларуси. Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с XVI в., вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси.
Конфессиональное течение
христиане веры евангельской (ХВЕ) образовалось
в Беларуси в 1988 году, после выхода
из Союза евангельских христиан-баптистов
(ЕХБ). В настоящее время ХВЕ
имеют собственную
К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство («греко-латинская», «греко-католическая», «православно-католическая», «белорусская» вера). В 1596 году в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством Римского Папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство Римского Папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер.
В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х годов. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. На начало 2009 года было зарегистрировано 14 униатских общин (9 – в 1994 году).
Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII – 1-ю половину XVIII в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е годы несколько тормозится процессом постоянной эмиграции, а также внутренним религиозным расколом. На начало 2009 года в Беларуси действовали 46 общин, функционировало 8 синагог [29].
Ислам в Беларуси распространился в XIV-XVI вв. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с XIV в. татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты.
К концу XVI в. в Беларуси и
Литве осело более 100 тыс. человек
татарского населения, включая принятых
на службу, добровольно переселившихся,
военнопленных и пр. Вероисповедание
местных татар относится к
суннитскому толку ислама. Большинство
белорусских татар (особенно молодое
поколение) не очень хорошо знают
каноны традиционной веры, конфессионально
нейтральны и склонны к религиозной
толерантности. Культурно-религиозная
элита татар с симпатией
На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (6 общин), Бахаи (5 общин).
В Беларуси были попытки создания деструктивных сект – Белого братства, АУМ Сенрикё, сатанистов. В Республике Беларусь проводится работа по ликвидации влияния деструктивных сект на население [29].
Таким образом, религиозная ситуация в Республике Беларусь, имеет свою специфику. Основными её характеристиками является поликонфессиональность, динамичность развития религиозных общин, небольшое число «реальных верующих» и поддержка государством традиционных для страны конфессий.
Заключение
Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республике Беларусь к настоящему времени и обусловленная ростом религиозности населения, обусловлена значительной демократизацией курса вероисповедной политики Республики Беларусь .
В географии расположения церквей и конфессий современной Беларуси происходит важный процесс – распространение на территории страны движений, объединяемых общим названием «новых» или «нетрадиционных». Спектр этих вероучений чрезвычайно широк: от восточных (кришнаизм, бахаизм) и экуменических до разнообразных протестантских течений (учение мормонов, Новоапостольская церковь, различные харизматические церкви и др.). При всем разнообразии новые для традиционного конфессионального «ландшафта» Беларуси религии имеют и нечто общее: их появление и распространение в Беларуси стимулировалось и поддерживалось зарубежными церквями и религиозными центрами.
Активизируя свою деятельность, религиозные организации стремятся распространять свое влияние на все сферы общественной жизни, что вызывает неоднозначную реакцию общества и государства, приводит к усилению конкуренции между конфессиями. Таким образом, в настоящее время конфессиональные структуры действительно превратились в существенный фактор общественно-политической жизни в республике, с которыми приходится считаться органам власти. Поэтому неслучайно в республике имеют место попытки представителей политической элиты использовать авторитет духовных лидеров в своих интересах, а с другой стороны – наблюдаются соответствующие усилия религиозных организаций.
Список используемых источников:
1. Белорусские конфессии
//[Электронный ресурс: http://www.zamak. by/istoriya1/religia_i_hramy/
2. Верещагина А. О некоторых тенденциях современной конфессиональной ситуации в Беларуси
3. Этноконфессиональная ситуация
в Республики Беларусь на современном
этапе // Электронный ресурс : http://www.expo2000.bsu.by/
Информация о работе Конфессиональная жизнь Беларуси на современном этапе