Концептуальные модели истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:41, реферат

Краткое описание

Прежде чем рассуждать об истории, надо так или иначе ответить на вопрос, что она собой представляет, каковы её содержательные границы. Обычно историю определяют как науку о прошлом — минувшей действительности, предшествующем развитии, о том, что когда-то произошло или случилось с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу прошедших событий. Такое понимание истории является не точным и не полным. На самом деле история не даёт людям забыть прошлое

Содержание

Введение 3
1. ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4
2. ЛИНЕАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ 6
3. СПИРАЛЕВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 8
4. КОВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 11
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Концептуальные модели истории.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Теперь можно  представить марксистскую формационную спираль всемирной истории. Первобытнообщинный строй (первобытный коммунизм) — начальное, исходное состояние человеческого общества. Исторически оно сменяется, или отрицается, рабовладельческим строем. Рабовладельческий строй в свою очередь отрицается феодализмом, а феодализм — капитализмом. Три отрицания, три разных общественно-экономических формации. Но природа у них одна — классово-антагонистическая. По этой причине они составляют первое (диалектическое, полное) отрицание. Первобытно-коммунистическая сущность исходного состояния человечества превращается в свою противоположность только в результате этого исторически триединого отрицания. На смену капитализму, а вместе с ним, через него и классово-антагонистическим формациям вообще приходит коммунизм. Это — второе отрицание, отрицание отрицания. Этим заканчивается большой, всемирно-исторический виток спирали, развитие достигает своего исходного пункта. Происходит возврат якобы к старому, то есть первобытному коммунизму с его бесклассовостью, коллективным владением средствами производства, самоуправлением, но, разумеется, на неизмеримо более высокой основе.8

Образ спирали  в марксизме — образ прогресса, бесконечного поступательного развития общества по спиральной восходящей линии. Коммунизмом история ни в коем случае не заканчивается. Спираль истории будет раскручиваться и дальше. С коммунистического общества, как полагал Маркс, начнется "подлинная история" человечества. До коммунизма все развитие человеческого общества — лишь "предыстория".

 

  1. КОВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

 

Ковариантность  — сущностная характеристика еще  одной попытки понять историю, определить направление её течения. Достаточно полно она представлена немецким философом Карлом Ясперсом. Впрочем сам термин "ковариантность" в ясперовской концепции истории не фигурирует. Здесь его эквивалент — "осевое время". Но в обоих случаях речь идет об одном и том же — о независимом, многовариантном и одновременно совместном, параллельном развитии.

К. Ясперс не первый, кто обратил  внимание на отрезок  мировой истории между 800 и 200 гг. до н.э. В него напряженно вглядывалось не одно поколение историков. Многих он привлекал, да и привлекает своей  необычностью. В это время одновременно и притом независимо друг от друга в трёх культурных центрах того времени: Китае, Индии, Греции — начались практически однотипные исторические изменения. С 800 по 200 гг. до н.э. была заложена, как пишет Ясперс, "духовная основа человечества"9, определившая всё его последующее развитие. В этот период на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.

Для обозначения  этого периода Ясперс ввёл термин "осевое время". По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации, такие как Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация, не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800—200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции мир-системы — в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности и т. п., а мир-система испытывает фазовый переход в качественно новое состояние.

Ясперс предлагает выделить четыре периода в человеческой истории: прометеевскую эпоху (возникновение речи, появление орудий труда, пользование огнем); эпоху великих культур древности (письменность, государственность, магическая религия и т.д.); осевую эпоху (формирование человека в его духовной открытости миру); эпоху науки и техники (мир как единая сфера общения, действительно мировая история). Далее эти же эпохи перестраиваются автором в новую схему мировой истории — в так называемые два дыхания. Первое охватывает прометеевскую эпоху, или доисторию, великие культуры древности и осевое время. Второе начинается с эпохи науки и техники, или второй прометеевской эпохи, и, как предполагает Ясперс, быть может, приведет к новому осевому времени.

Ковариантная  модель истории накрепко привязана  к человеческой морали, нравственности. Новое осевое время, если, конечно, ему суждено прийти, несомненно будет временем человека как действительно морального во всех своих проявлениях существа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Во все века люди стремятся  ответить на вопрос: куда и как движется человечество? Все происходящие вокруг события ни куда не исчезают, они остаются в нашей памяти, оставляют след в истории. Анализируя эти события, человечество придумывает различные модели исторического процесса. Все они очень отличаются друг от друга, но схожи в том, что их основная задача – описать развитие общества. Рассмотренные в данной работе модели истории показывают, что история – это не отдельные факты из прошлого, а единый непрерывный поток событий, связанных между собой. То есть историю нельзя разделять на прошлое, настоящее и будущее, её надо рассматривать как единое целое.

История одна, а  моделей её много. Многообразие моделей  в конечном счёте упирается в  многообразное историческое единство человеческого общества. В нём взаимодействуют, пересекаясь и накладываясь друг на друга, самые различные формы или виды развития: циклические, линеарные, спиральные, ковариантные и другие, которые ещё не идентифицированы. Все они представлены определенными народами, культурами и цивилизациями. Определить, куда и как движется современный мир не просто трудно, а невозможно. Сейчас на земном шаре пространственно развернута почти вся история человеческого общества: от примитивных её форм (например, австралийские племена) до постмодернистских обществ. Естественно, исторические пути у них разные, отсюда следует и многовариантность их интеграции в единую историю человечества.

Есть ещё один факт, объединяющий все рассмотренные модели. Это тот факт, что все эти концепции описывают историю, как неуправляемый процесс. События, по мнению великих историков прошлого и настоящего, происходят сами собой. Однако, во вселенной не существует неуправляемых процессов. Любое историческое событие происходит по чьей-то воле и управляемо. Если рассматривать историю с этой точки зрения, то возможно ответить на многие возникающие вопросы, поставленные в различных моделях и концепциях исторического развития общества.

Список  литературы

 

  1. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М., СПб.: Университетская книга, 2000. – 543 с.
  2. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов.- М.: Логос, 1995.- 138 с.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. в 50 томах. – М.: Политиздат. – 1955-1981. – Т.13. – 771 с.
  4. Панарин А.С. Философия истории: Учебное Пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 432 с.
  5. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. – М.: Языки русской культуры,1997. – 800 с.
  6. Семёнов Ю.И. Производство и общество // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. – Под ред. И.А.Гобозова. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. – 528 с.
  7. Фукуяма Фр. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3
  8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с.

 

 

 

 

 

 

1 [6, с. 147]

2 [4, с. 225]

3 [5, c. 395]

4 [2, с. 53]

5 [7, с. 135]

6 [2, с. 69]

7 [3, с. 7]

8 [2, с. 75]

9 [8, с. 52]

 


Информация о работе Концептуальные модели истории