Концепция натуральной магии раннего ренесанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:25, реферат

Краткое описание

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин “Возрождение” указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Возникновение и развитие натуральной магии………………………..5
2.Переход от натуральной магии к науке……………………………….10
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

заказ 103 - Концепция натуральной магии раннего Ренессанса..docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

В XIII в. в науке зарождается интерес к опытному знанию, начинают переводиться и комментироваться естественнонаучные трактаты античных авторов и арабских ученых. Оксфордский профессор Роджер Бэкон (XIII в.) ввел в сферу науки эксперимент как новый метод исследования природы (ученый плодотворно работал в области физики, химии, оптики, пытаясь понять природу света и цвета). Хотя рационализм и экспериментальный подход сочетался с христианским видением мира, само зарождение интереса к опытному знанию подрывало традиционные устои средневекового миросозерцания, ставя эксперимент на место авторитета.

В иерархии сфер средневековой  культуры доминирующее место принадлежало богословию (теологии). Другие сферы  культуры - философская и научная  мысль, система образования, искусство - призваны были служить богословию и рассматривались прежде всего  как средства приобщения человека к  Богу, постижения его сущности.

Средневековая наука подчинялась  строго определенному иерархическому порядку. Верхнее место в иерархии ее сфер отводилось философии, цель которой  усматривалась в доказательстве истинности христианского вероучения. "Низшие" науки (астрономия, геометрия, математика, исторические знания и  т.д.) подчинялись и служили философии.

Появляются новые источники  энергии для нужд ремесел и  промышленности. В XI веке водяная мельница, которая была известна еще александрийцам в I веке до н.э., широко распространяется на Западе в различных формах в  зависимости от местных условий (работающие на силе приливов – в  Венеции, наливные – в речных районах). В тот же период получает распространение  и ветряная мельница, появившаяся  у арабов и пришедшая в Европу через Марокко и Испанию. Водяные  и ветряные мельницы, которые уже  в первоначальном виде в XI и XII веках  обладали мощностью в 40...60 лошадиных  сил, до конца XVIII века определяли характер технических сооружений.

Этот новый источник энергии  в первых десятилетиях XIII века дал  мощный толчок развитию металлургии. В  старинных печах воздух нагнетался мехами, которые приводились в  движение силой человека, так что  нельзя было достичь высокой температуры  плавления железа (выше 1500°C). В XIII веке мехи стали приводить в движение водой; это позволило получить высокие  температуры, при которых можно  было выплавлять чугун, помещая в печах чередующимися слоями древесный уголь и железную руду. В XVI веке высота доменных печей достигала уже 6 метров и чугун нашел самое разнообразное применение (пушки, снаряды, печи, трубы, чугунная посуда, плиты).

Средневековье способствовало развитию образования и медицины, безусловно, лишь в определенном смысле. В рамках развития медицины, безусловным  авторитетом считался арабский ученный  и философ Авиценна. Он родился  в 980 году н.э., умер в возрасте 58 лет. Его «Медицинский канон» состоит  из 5 книг, в которых содержатся медицинские  сведения о человеке. В рамках данного  произведения развивались медицинские  идеи учения знаменитого врача Галена, который совершенствовал свои знания в Александрии, признание же получил  в Риме. Гален считал, что весь организм человека оживлен некоей силой, которую он называл пневмой. Необходимо сразу отметить, что многие медицинские  представления Галена были несостоятельными: дыхание, кровообращение, пищеварение, например, он не мог понять. В физике, астрономии, космологии, философии, логике и других науках Средневековье признало авторитет Аристотеля. Для этого  были основания, поскольку его учение опиралось на понятие цели как  одной из причин развития и изменения  в реальном мире.

В период Средневековья был  остро поставлен вопрос об отношении  истин и разума. Решение этого  вопроса было предложено католическим философом Фомой Аквинским (1225–1274), признанным с 1879 года католической церковью официальным католическим философом. Фома Аквинский считал, что наука  и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, в то время  как религия черпает их в Священном  Писании. Идеи Фомы Аквинского о том, что истины опыта и разума служат обоснованием веры человека в Бога, является ведущей в отношении  современной христианской религии к истинам науки и сегодня3.

Эта позиция заключается  в уверенности католической церкви в том, что хотят ученые или  нет, наука по мере своего развития все равно придет к Богу, которого обрела вера. Иначе говоря, наукой можно  заниматься. В качестве примера можно  рассмотреть и ситуацию. В 1553 г. Церковь  обвинила и сожгла на костре Мигеля Сервета (1511–1553), который совершенно правильно описал малый круг кровообращения. Его обвинил в ереси сам  Кальвин, один из реформаторов церкви.

В период Средневековья ряд  людей занимались наукой на свой страх  и риск. "Благодаря крестовым  походам и мавританским университетам  в Испании европейцы познакомились  с основами арабской науки и магии. Ученые-маги Альберт Великий (ок. 1193-1280) и Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) имели столь  обширные сведения по естествознанию, что слыли чародеями. Сам Фома Аквинский, будучи учеником Альберта Великого, стал поборником веры в чародейство  под впечатлением тех экспериментов  в естествознании и науках, которые  осуществлял в своей тайной мастерской Альберт Великий.

Эти ученые-маги придерживались убеждения, что все происходит на основании скрытых законов природы. Роджер Бэкон написал произведение под названием "О ничтожестве  магии", так как не верил в  возможность произвести что-либо посредством  заклинания духов. Альберт Великий  утверждал, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. Он провел большую  часть своей жизни в путешествиях, и у него были географические сочинения, свидетельствующие о его наблюдательности. Его опыты по физике сообщают, что  стеклянный шар, " наполненный водой, собирает солнечные лучи в одну точку, в которой сосредоточивается  большое количество теплоты. Он указывал и способ исследования воды: если два  куска полотна, опущенные в разные источники, после высыхания будут  иметь разный вес, то кусок, который  окажется легче, свидетельствует о более чистой воде.

Роджер Бэкон проводил опыты с вогнутым зеркалом и зажигательным  стеклом. Посредством вогнутого  зеркала отдаленные предметы были видны  более ясно. У него было, стекло, в  которое он мог видеть все, что  происходило на 50 миль в окружности, а также зеркала, которыми можно  было зажигать дальние города. Однако телескоп ему устроить не удалось. Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал  важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Но после того, как был призван  инквизицией дать отчет о своих  взглядах, провел в тюрьме пятнадцать лет. Именно ему принадлежит классическое выражение: «Знание – сила». В  своей работе «Перспектива» он описал преломление лучей со сферической поверхностью.

С этой работой, по-видимому, был знаком Г. Галилей (1564–1642), физик  и изобретатель телескопа. Роджер Бэкон  отстаивал важные для развития науки принципы:

обратиться от авторитетов, религиозных источников и книг к исследованию природы;

опираться в изучении природы  на дыне наблюдений и эксперимента;

широко использовать математику в исследовании природы.

На протяжении XII-XIII веков  в Европе произошел резкий подъем развития технологий, увеличилось число  нововведений в средствах производства. Менее чем за столетие было сделано  больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. Изобретение печатного  станка (который использовался в  Китае за 500 лет до того), дало мощный рост светской культуре, развитию системы  знания в целом. Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и т.д. в  то же время огромное количество греческих  и арабских работ по медицине и  науке были переведены и распространены по всей Европе. Технические достижения, в частности в области кораблестроения  и навигации, доказывали, что все  происходящее в мире осуществляется на основе точных законов, а не под  влиянием таинственных сверхъестественных сил. И вместе с тем наличие гравитации так и не получило своего удовлетворительного объяснения.

Ввиду вышесказанного, средневековая  наука лишь ступень к подлинной  науке. Подлинная экспериментальная  наука возникла в период Нового времени, а точкой отсчета ее является Галилей. До Галилея научное изучение всегда мыслилось как получение об объекте  научных знаний при условии константности, неизменности самого объекта. Никому из исследователей не приходило в голову практически изменять реальный объект (в этом случае он мыслился бы как  другой объект). Ученые шли в ином направлении, стараясь так усовершенствовать  модель и теорию, чтобы они полностью  описывали поведение реального  объекта. Расщепление реального  объекта на две составляющие и  убеждение, что теория задает истинную природу объекта, которая может  быть проявлена не только в знании, но и в опыте, направляемом знанием, то есть эксперименте, позволмло Галилею  мыслить иначе. Галилеевский эксперимент  подготовил почву для формирования инженерных представлений, например представления  о механизме. Действительно, физический механизм содержит не только описание взаимодействия определенных естественных сил и процессов (например, у Галилея  свободное падение тел включает процесс равномерного приращения скоростей  падающего тела, происходящий под  влиянием его веса), но и условия, определяющие эти силы и процессы (на падающее тело действует среда  – воздух, создающая две силы – архимедову выталкивающую силу и силу трения, возникающую потому, что при падении тело раздвигает и отталкивает частички среды). Контролируя, изменяя, воздействуя на эти параметры, Галилей смог в эксперименте подтвердить  свою теорию. В дальнейшем инженеры, определяя, рассчитывая нужные для  технических целей параметры  естественных взаимодействий, научились  создавать механизмы и машины, реализующие данные технические цели.

 

 

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что средневековая культура весьма специфична и неоднородна. Так  как, с одной стороны, Средневековье  продолжает традиции Античности, то есть ученые-философы придерживаются принципа созерцательности (один из последователей Аристотеля, который на приглашение  Галилея посмотреть в телескоп и  воочию убедиться в наличии пятен  на Солнце отвечал: «Напрасно, сын мой. Я дважды прочел Аристотеля и ничего не нашел у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стекол, либо от недостатка твоих глаз»). В те времена Аристотель для многих ученых мужей был чуть ли не «идолом», мнение которого воспринималось, как действительность. Его взгляды на онтологию имели  серьёзное влияние на последующее  развитие человеческой мысли. Нет, я  не говорю, что он был не прав!!! Аристотель – великий философ, однако, в тоже время он такой же человек как  и все, а людям свойственно ошибаться.

Теологическое мировоззрение, заключающееся в истолковании явлений  действительности как существующих по «промыслу Божию». То есть, многие ученые-философы считали, что все  вокруг создано Богом по понятным только ему одному законам, а человек  должен принимать эти законы как  что-то священное и ни в коем случае не пытаться разобраться в них. А  так же их принципиальный отказ от опытного познания. Конкретные методики натуральных магов не представляли еще эксперимента в общепринятом смысле слова — это было нечто  похожее на заклинания, нацеленные на вызывание духов, потусторонних  сил. Иначе говоря, средневековый  ученый оперировал не с вещами, а  с силами, за ними скрытыми. Он еще  не мог понять эти силы, но четко  осознавал, когда и на что они действуют.

С другой стороны, Средневековье  порывает с традициями античной культуры, «подготавливая» переход к совершенно иной культуре Возрождения. В XIIIв в  науке зарождается интерес к  опытному знанию. Подтверждением этого выступает значительный прогресс алхимии, астрологии, натуральной магии, медицины, имеющих «экспериментальный» статус. Несмотря на запреты церкви, обвинения в вольнодумстве, в сознании средневекового ученого сформировалось четкое желание «познать мир», все чаще и чаще он стал задумываться о происхождении всего сущего и пытаться объяснить свои предположения с другой точки зрения, чем церковная, позже эта точка зрения будет называться научной.

Поэтому и появляется так  называемая «натуральная магия», когда  уже прослеживается взаимосвязь  одних предметов с другими, но нет еще разумного объяснения этой связи. Натуральная магия была своего рода переходным возрастом для  науки, неким прообразом науки (имеется  ввиду наука в современном смысле слова).

Огромный вклад в развитие науки из натуральной магии внес Г.Галилей. Исследования Г.Галилея создали  все необходимые условия для  осуществления последнего решающего  шага – создания первых образцов инженерной деятельности. Разработка эксперимента позволила Галилею задать техническим  путем соответствие между теорией  и состояниями природных явлений.

Поэтому можно сказать, что  первым инженером (с латинского ingeniosus — «способный, изобретательный») стал великий ученый Галилей. Для инженера всякий объект, относительно которого стоит техническая задача, выступает, с одной стороны, как явление  природы, подчиняющееся естественным законам, а с другой – как орудие, механизм, машина, сооружение, которые  необходимо построить искусственным  путем. Сочетание в инженерной деятельности "естественной" и "искусственной" ориентации заставляет инженера опираться  и на науку, из которой он черпает  знания о естественных процессах, и  на существующую технику, где он заимствует знания о материалах, конструкциях, их технических свойствах, способах изготовления и т.д.

 

Список использованной литературы

  1. Виндельбранд В «История философии» Киев, 1997
  2. Гарэн Э. «Проблемы итальянского возрождения» Москва, 1986
  3. Баринг-Гоулд С. «Мифы и легенды Средневековья» 2009
  4. Либера А. «Средневековое мышление», 2004
  5. Неретина С.В. «Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья», Т 1, 2001
  6. Перевезенцев С.В. «Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Издательство», 2001
  7. Соколов В.В. «Средневековая философия», 2001
  8. Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней и средневековой философии» 1991
  9. Штекль А. «История средневековой философии», 1996
  10. Этьен Ж. «Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века», 2004

1 Гарэн Э. «Проблемы итальянского возрождения» Москва, 1986. – С. 69

2 Баринг-Гоулд С. «Мифы и легенды Средневековья» 2009 г. – С. 52

3 Неретина С.В. «Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья», Т 1, 2001. – С. 79


Информация о работе Концепция натуральной магии раннего ренесанса