Коррида и эстетика жертвоприношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Смерть, как и жизнь, нашла свое отражение в культуре. Существует великое множество философских, культурных и научных мнений о смерти, существует масса ритуалов, связанных со смертью. Чаще смерть на всем периоде существования человека прослеживается в жертвоприношении. Ритуальные убийства, жертвоприношения животных, известные из истории и книг разных народов, противоречат современной морали и культуре. Поэтому требует изучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая коррида распечатать.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Во времена войн Рима с Карфагеном, ритуальное приношение в жертву быков ради повышения плодородия земли и задабривании богов видоизменилось.

К VIII веку, перед вторжением арабов, битвы с быком уже были излюбленной народной забавой. Известно, что в Средние века к битвам с быком питали пристрастие Карл Великий. К концу XV века, то есть времени завершения Реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия [17]. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Мужчины на лошадях, кабальеро, сражались с быком, увиливая от его острых рогов. Это представление получило название «родео». В Португалии по сей день это шоу пользуется бешеной популярностью.

 Родео отличается  от традиционной испанской корриды,  во-первых, тем, что бойцы выходят  на ринг верхом на лошадях;  во-вторых, - после боя быков убивают. Происходит это уже за кулисами, так как быку наносят смертельные удары и оставлять его медленно умирать не  гуманно.

В XVI веке почти все праздники не обходились без данного зрелища. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события (коронации). Однако уже в Средние века корриду пытались запретить. В середине XVI века папа Пий V издал эдикт, который запрещал корриду под страхом отлучения от церкви. Но при этом испанский король Филипп II добился отмены эдикта. Он полагал, что именно это зрелище закаляет мужество – одно из главных черт настоящего испанца [18].

В начале XVIII века на испанский трон взошел первый Филипп V, который прибыл из Франции, из страны другой культуры. Ему бой быков казался дикостью, поэтому коррида была запрещена. Запрет действовал вплоть до его смерти, а в 40-х годах XVIII столетия прерванная традиция возродилась. Но это была уже другая коррида – с пешим тореадором-профессионалом, похожая на современную. В этот период начал формироваться строгий канон. Бой с быком превращается в подобие танца со строгой геометрией и обязательными фигурами. Знатоки оценивали мастерство тореро по изяществу исполнения таких фигур и по степени их рискованности, таким образом, коррида приобретала свою законченную форму. Самым известным тореро был Педро Ромеро, который за свою долгую карьеру убил 6000 быков и ни разу не пострадал в бою. Он оставил арену в 1799 году и десять лет спустя стал первым директором Севильской школы тавромахии. За ним следует Пепе-Ильо – образованный тореро, написавший трактат об искусстве матадора «Тавромахия» и погибший на Мадридской арене в 1801 году.

Коррида быстро развивается на протяжении XIX столетия. а его «Золотым веком» считаются 1910 – 1920-е годы, в это время появляются первые известные тореро, разработавшие приёмы современной корриды. Хуан Бельмонте считается лучшим тореро всех времён и отцом современного стиля корриды, Хосе Гомес (он же «Хоселито») и Рафаэль Гонсалес.

После Гражданской войны 1936 – 1939 года, когда появляются новые выдающиеся матадоры, популярность корриды быстро возрастает. Одновременно с этим в XX веке в Испании появилось масштабное движение за отмену проведения корриды, во главе которых защитники животных. Они намереваются добиться запрета корриды в Европейском парламенте. При этом король Испании Хуан Карлос I заявил, что день, когда Брюссель запретит корриду, станет последним днем пребывания Испании в Европейском союзе [10].

На сегодняшний день, отношение к корриде непростое. В отдельных провинциях Испании коррида запрещена: на Канарских островах с 1991 года, а в Каталонии с этого года не проходят бои. В Андалузии и в Мадриде коррида весьма популярна и посещаема. По данным испанской прессы, Совет министров Испании издал указ, согласно которому коррида признана видом искусства и культурным явлением, а зрители наслаждаются не смертью быка, а искусством тореро.

Существуют и периоды  проведения коррид. Обычно они происходят в ходе феерий, которые проводятся в большинстве испанских городов, чтобы отметить религиозные праздники. Такие феерии как Святого Фермина в Памплоне, проводятся в определенные дни, другие же, как апрельская ферия в Севилье зависят от того, на какой день придется религиозный праздник, например, Пасха. В Мадриде и Севилье обычно проводится по корриде каждое воскресенье в течение всего сезона с март по октябрь, а в Барселоне они проводятся каждое воскресенье июля и августа.

2.2. Элементы корриды

 

Первоначально коррида  проводилась на городских площадях, обычно прямоугольной. С формированием  правил корриды в XVIII веке, в Мадриде, Севилье и Ронде начали сооружать арены круглой формы, чтобы бык не забивался в угол, а также такие арены вмещали больше зрителей и имели хороший обзор из любой точки. Поверхность арены стала выравниваться и засыпаться песком, на которой быки и тореро не скользили, в отличие от мощенных городских площадей.

В течение следующей  сотни лет круглые арены были возведены во всех значимых городах  Испании. По своему строению арена напоминает римский амфитеатр, с расположенными местами для зрителей, круглой ареной, которая отделена от зрительских мест барьером высотой около 1,5 м и служебными помещениям.

В Испании арены делятся  на 3 категории, которые зависят от количества проводимых боев в год и соответствуют требованиям кодекса тавромахии (бой быков). К первой категории в Испании относятся арены, на которых проводится  более 15 боев в год, а минимальный вес быков, выпускаемых на арены первой категории – 460 кг. Такими являются  арены Мадрида и Барселоны, а также арены в Бильбао, Севилье, Валенсие и Сарагосе.

Вторая категория – арены в столицах провинций. Это арены в Альхесирасе (Кадис), Пуэрто де Санта Мария (Кадис), Картахене (Мурсия), Хихоне (Астуриас), Линаресе (Хаэн), Мериде (Касерес) и другие. Минимальный вес быков на этих аренах – 410 кг.

К третьей категории  относятся все остальные арены, в том числе и передвижные. К корридам на этих аренах допускаются быки весом не менее 258 кг [9].

В корриде участвуют не все быки, а только животные специальной для боев породы. Внешне они напоминают туров (первобытные дикие быки с очень острыми и длинными рогами). Стоит отметить, что порода быков, для корриды не отличается агрессией. В ярость быка приводят болевые приемами, так как животное не реагирует на тореро. Также животному должно быть не менее четырех, но не более шести лет. Для представлений быки выбираются и по массе, зависит это от категории арен.

Матадором также может стать не каждый. Эта профессия, которая передается династийно и ей  начинают заниматься с ранних лет. Хотя коррида исконно считалась мужским занятием, сейчас в боях участвуют и женщины. Требуется посвятить год тренировке с бесерро – бычками не старше двух лет, и еще два-три года на молодых быках-новильо (от 2 до 4 лет) весом не более 400 кг. Если ученик успешно прошел эти этапы, после этого он сможет участвовать в корриде - бое с быками старше четырех лет, чей вес достигает 600 кг [21].

Многие из матадорров стали миллионерами. За один бой платят до двадцати пяти тысяч долларов, при этом за одну корриду может быть несколько боев. Но также есть большой минус – это, конечно, опасность, ведь даже опытные и ловкие матадоры получали серьезные ранения и умирали на арене. Хотя количество человеческих смертей на корриде намного меньше по сравнению со смертями животных. Ежегодно на этом зрелище погибает примерно тридцати тысяч быков и примерно пять тысяч лошадей, при этом за два прошлых века в Испании погибло шестьдесят три матадора и триста пятьдесят их помощников.

Костюм матадора имеет  название как «костюм света», так как он расшит золотыми и серебряными нитями. Костюм тореро практически не изменилась с XVII века. Самый красивый предмет гардероба тореро – жилет, он должен быть очень жестким, но при этом не сковывать движений, поэтому жилет имеет открытые подмышки и заканчивается на талии. Помощники матадора также богато одеты, но в отличии от главного тореро, на их жилетах не присутствует бахрома. Белая рубашка должна быть обязательно с жабо, а обувь украшают бантом.

2.3. Правила боя

 

Порядок корриды. За день до боя на арену приезжают представители матадоров и путем жребия решают кому, какие животные достанутся. Председатель управляет корридой при помощи пяти цветных платков, из которых чаще всего используется белый; он служит сигналом для начала и продолжения боя, а также для присуждения трофеев тореадору.

Коррида начинается с шествия. Когда открываются ворота, два всадника пересекают арену, подъезжают к председательской ложе и снимают шляпы. В ответ председатель поднимается с места – эта церемония в прошлом называлась «прошением ключей» и служит сигналом для начала празднества. Всадники возвращаются к воротам, из которых выходят тореадоры, каждый со своей командой. У шествия существует свой порядок размещения участников. В первом ряду располагаются матадоры (тореро или тореадор) по опыту: слева – старший, справа  следующий, и в центре самый молодой. По обе стороны от матадоров едут альгвасили (официальные лица) на лошадях. Во втором ряду идут трое помощников самого старшего из матадоров. В третьем – трое подчинённых среднего. В четвёртом – самого младшего. В пятом ряду следуют два пикадора самого старшего из матадоров. В шестом – среднего. В седьмом – младшего. Закрывают шествие рабочие арены [22].

Все участники медленно направляются к председательской ложе и после торжественного приветствия  расходятся. Арена пустеет, председатель достает платок и появляется первый бык.

Коррида состоит из трех отделений, так называемых терций. Первая терция начинается с испытания капоте – это плащ, розовый с одной стороны и жёлтый с другой. Используется капоте как в артистических приёмах, так и непосредственно в поединке. После того, как из загона выбегает бык, его сначала встречают помощники тореро с плащами. Таким образом, определяются достоинства и недостатки животного, возможность успеха и риск.

Далее два пикадора на лошади, один за другим, специальной пикой наносят удары в загривок быка, чтобы ослабить мышцы, это понижает агрессивность атаки и даёт возможность сравнять силы быка и матадора.

На арене нарисовано два белых круга. Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, в то же время тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападёт на пикадора. Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади.

Во второй терции применяют бандерильи – это палочки примерно в 70 см длиной, которые украшены обычно цветами флага Испании, и заострённых наподобие гарпуна. Обычно втыкается три пары бандерильей, чтобы раззадорить и возбудить животное. Бандерильеро дразнит быка издали и, когда тот бросается на него, сам бежит навстречу, стараясь воткнуть пару бандерилий ему в спину.

В последней терции тореро остается наедине с быком. В момент получения орудий убийства тореро, держа мулету и шпагу в левой руке, а шляпу в правой, идёт к человеку, которому он собирается посвятить свой бой. Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой, он произносит посвятительную речь, после чего он бросает шляпу на арену через плечо. Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим – дном вверх.

При помощи мулеты (небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку), тореро достигает наивысшего сближения с быком, следуя строгим правилам, фигурам и демонстрируя свое искусство.

Через десять минут тореро берет стальную шпагу и возвращается к быку. Убийство всегда происходит лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердце и вызвать как можно более быструю смерть. Но также существует множество приемов убийства быка:

  • Recibiendo – когда у быка есть силы, чтобы сделать бросок, матадор становится на расстоянии по прямой линии с правым рогом быка, чуть согнутой мулетой и правой рукой, в которой шпага, приставленной к груди;
  • Volapie – это способ убить обессиленного и стоящего на месте быка, когда тореро бежит по направлению к животному, держа мулету понизу в левой руке, заставляя быка склонить голову, в этот момент правой рукой вонзает шпагу;
  • Al Encuentro – с места срываются и бык, и тореро, встречаясь посредине пути [23].

Если смертельный удар выполнен не чисто, тореадор остается без трофеев и без будущего. Также бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты даётся второе предупреждение. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро.

У мертвого животного отрезают трофеи – уши и хвост. Далее несколько человек вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передаётся мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка раздается бедным или развозится по больницам или социальным учреждениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Разновидности корриды и игры с быками

 

 

Новильяда. Зрелище, напоминающее классическую корриду, но проще, поэтому проводиться может где угодно, включая маленькие деревушки. Как и на корриде имеют место арена  и матадоры, но быки могут быть любые, включая совсем молодых до трех лет, а матадоры и его помощники не обязательно должны быть профессионалами.

Бесеррада. Проводится на арене и совпадает с новильядой за исключением, что в игрищах с молодым быком участвуют все желающие.

Энсьерро. Общегородские забеги быков по коридору из улиц, ведущие от загона или фермы и выводящие на арену для боя, либо огороженную городскую площадь. Самые известные  забеги проходят в день Сан Фермина, который проходит 7 июля в городе Памплона. В этот день в Памплону съезжаются люди со всего мира. Некоторые из участников погибают, а число покалеченных исчисляется сотнями. Энсьеррос проводятся не только в Памплоне, но и повсеместно в Испании в течение всего года [22].

Информация о работе Коррида и эстетика жертвоприношения