Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:46, доклад
Краеведение формирует гуманистическую культуру, восстанавливает культурно-историческую и духовную преемственность поколений, возрождает и развивает национальную культуру. Наша маленькая родина – Кабардино – Балкария – это часть большой страны, в которой живёт его народ. Российскую Федерацию населяют люди разных национальностей. Они по-разному выглядят, у них разные традиции и обычаи. Люди разных национальностей живут вместе, рядом. Кабардино-Балкария – многонациональная республика, в которой проживают кабардинцы, балкарцы, русские, евреи, осетины, татары, корейцы и т.д. Краеведение расширяет общее представление о своеобразии языка, культуры каждого народа.
Краеведение формирует гуманистическую культуру, восстанавливает культурно-историческую и духовную преемственность поколений, возрождает и развивает национальную культуру. Наша маленькая родина – Кабардино – Балкария – это часть большой страны, в которой живёт его народ. Российскую Федерацию населяют люди разных национальностей. Они по-разному выглядят, у них разные традиции и обычаи. Люди разных национальностей живут вместе, рядом. Кабардино-Балкария – многонациональная республика, в которой проживают кабардинцы, балкарцы, русские, евреи, осетины, татары, корейцы и т.д. Краеведение расширяет общее представление о своеобразии языка, культуры каждого народа.
Краеведение участвует и в формировании этнического самосознание, элементарного представления об истории коренных народов КБР – кабардинцах и балкарцах, также помогает расширить знания об образе жизни адыгов и балкарцев в прошлом. Также важное место здесь занимают традиции и обычаи. Краеведение формирует элементарные представления о традиционной духовной культуре народов КБР, ведь культура – это жизненный уклад, включающий праздники, обычаи, одежду, форму досуга и отдыха, традиции воспитания детей, отношение к языку. Такие понятия, как «Адыгэ Хабзэ» и «Тау Адет» являются своеобразными законами нравственности кабардинского и балкарского народа.
Каждая народность гордится своими истоками. И действительно, в истории любого народа есть чем гордиться
Изучение литературы о родном крае имеет большое значение для познания этики народа.
Адыги чтят память великого писателя М.Ю. Лермонтова, во многих произведениях обращавшегося к горской теме. Горцы в произведениях М.Ю. Лермонтова – люди дела, люди чести. Романтизируя жизнь народов гор, изображая её своеобразие, поэт не идеализирует её. Он разоблачает эгоистичных и трусливых, воспевает смелых и мужественных.
«Кавказский пленник», «Черкесы», «Исмаил-Бей»
посвящены национально
Повествуя о черкесах, поэт показывает знания их быта, нравов, фольклора.
Достоинства черкесов воспеты в произведениях русской мировой литературы. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Дж. Интериано, Э.Д. Асколи, Н. Витсен, Я, Стрейс, П. Брус, И. Гербер, П.Паллас, Я. Потоцкий, А. Дюма, Ш. Монтескье, Э.М. Ремарк, Дж. Байрон, В. Немирович-Данченко – это далеко неполный список авторов, который воздали должное природным особенностям черкесского народа.
«Черкесы, их обычаи и нравы, занимают большую и лучшую часть моей поэмы», - писал А.С. Пушкин В.П. Горчакову. Речь шла о «Кавказском пленнике». Поэта привлекли не только ратные деяния лихих горцев, но и такие общечеловеческие темы, как любовь к свободе, мирный труд, гостеприимство, отдых у очага в кругу семьи, народные праздники. Об этом великолепные строки:
Бывало, в светлый Баиран
Сберутся юноши толпою;
Игра сменяется игрою.
То, полный разобрав колчан,
Они крылатыми стрелами
Пронзают в облаках орлов;
То с высоты крутых холмоНетерпеливыми рядами,
При данном знаке вдруг падут.
Как лани землю поражают,
Равнину пылью покрывают
И дружным топотом бегут.
В произведениях национальной литературы много повествуется о черкесе-всаднике, который не пройдёт мимо чужой беды равнодушно. Он смел, участлив, рискую жизнью, не задумываясь приходит на помощь - таков например, Ерстам из книги знаменитого адыгского писателя Тембота Магомедовича Керашева «Одинокий всадник». Мысли, чаяния. Поступки, дела Ерстама – это и есть этика настоящего черкеса, князя, война, достойного человека.
Книги Керашева – это живое дыхание адыгской жизни, неподдельное свидетельство культуры взаимоотношений и жизни адыгов. Наследие Т.М. Керашева имеет большое значение для возрождения адыгских традиций, формирования адыгского мировоззрения, основанного на этике и нравственности.
В романе «Дорога к счастью» Т. Керашев описывает обычаи, фольклор адыгов, который присутствует в разговорной речи, во взглядах и поступках. Живую струю намыса в разговорах и обращении проносит автор по всему роману.
К сожалению, мало кто сегодня читает национальную литературу. Черкесы всегда были народом с возвышенными цельными понятиями о чести и достоинстве человека, о чём повествует богатое народное творчество . Однако по словам Хан-Герия, «различия между нынешними черкесами и их предками весьма резки».
О том же читаем в «Записках черкеса» у Каламбия: «Есть о чём сожалеть, есть о чём призадуматься. Грустно, тяжело становится на душе, когда думаешь о собратьях. Низость и продажность – всё это гибельно развивается среди народа, который когда-то не был чужд рыцарских правил и чтил имена предков».
Как видим, разрушение человеческих отношений, самой этики началось не сегодня. Народ - обладатель высочайшей культуры человеческих отношений, испокон веков удивлявший мир, должен бережней относится к своим корням. Необходимы принципы и методы воспитания подрастающего поколения вернуть в русло народной педагогики, уважения и любви к прошлому, и делать это программно, взвешенно, не задевая интересы других национальностей.
Много внимания этой теме сейчас уделяется в краеведении. С. Хахова – известного писателя волнует, что вокруг происходит много негативного, но ещё сильней его волнует то, что нация стоит на пороге потери языка и культуры. Едко, сатирическим пером борется с этим С. Хахов – современный автор, неравнодушный к проблеме восстановления адыгской этики.
И других современных писателей волнует тема возможной утраты родного языка. С тревогой об этом пишет талантливый поэт Анатолий Бицуев в стихотворении «Си анэдэлъхубзэ». Автор говорит о бесценности родного языка, напоминает читателям с упрёком и болью: с исчезновением языка, исчезнет нация.
Национальная литература поднимает весьма серьёзные проблемы социальной жизни. Обществом должны поддерживаться попытки возрождать этические нормы адыгов, нравственность и культуру родного края. Необходимо, изучая прошлое, черпать из него знания и представлять их молодым людям. Нам необходимо ощутить серьёзность происходящего, почувствовать ответственность за будущее, стать примером для подрастающего поколения.
Национальная культура, будучи востребованной, должна помочь в формировании национального самосознания. Задача изучения и сохранения родного языка призывает к общению на нём с адыгскими детьми, начиная с детского сада. Сказки, стихи воспитательного значения собраны в книге «Сабийгъуэ» авторами Н.А. Баговым и Х.Х. Шомаховым – это необходимый материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Книга «Сабий щэнгъасэ» Заура Налоева, кроме богатого краеведческого материала, содержит переводы лучших сказок мира, словарь малознакомых или забытых слов кабардинского языка, словарь вежливого обращения и названий предметов быта. Для малышей и детей младшего школьного возраста здесь представлены игры, которые также должны знать родители и использовать в воспитании. Именно от родителей, бабушек и дедушек дети узнавали, вместе с родительской любовью и лаской, предававшиеся из поколения в поколение, знакомые каждому с детства считалки. Например:
Iэбэ цIыуэ, цIыуэ – цIыуэ,
Iэбэ цIыуэ, цIыуэ – цIыуэ,
Iэбэ цIыуэ, цIыуэ – цIыуэ,
Тррр жиIэри лъэтэжащ.
Все помнят эти слова для малышей, которые также стали ценностью, предаваемой из поколения в поколение.
Заур Налоев подробно описывает скороговорки, считалки, загадки из устного народного творчества адыгов, которые послужат богатым творческим материалом для воспитания в детском саду.
Большое воспитательное значение имеет творчество С. Жилетежева. Педагог, работающий с детьми любого возраста, может организовать просмотры мультипликационных фильмов о нартском эпосе, снятые к/режиссёром, сценаристом, поэтом, писателем С. Жилетежевым. Любовь к природе, к детям помогают автору создать неповторимо добрый мир счастливого детства.
У С. Жилетежева есть лирика и для взрослых. Именно здесь автор выдаёт своё нравственное отношение к жизни, семье, матери, отцу, дружбе, к своим истокам, к природе, родине
Адыгская этика – настолько многогранная. Отточенная, врождённая и устно передающаяся структура ценностей, что она трудно поддается описанию.
Знакомясь с адыгской этикой, историей и культурой народа, рисуешь в воображении образ могучего сурового всадника, скрупулезно хранящего законы предков. Насмерть он стоит за каждую клеточку того народа, который называет своим, и за ту землю, где родился и вырос. Как факел он несёт законы предков – от отца к сыну, чтобы осветить ему трудную дорогу жизни, чтобы не заросла дорога отцов. И с этого пути его не сбить, не поколебать никакими другими ценностями!
Литература