Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 21:47, реферат
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уде¬ляют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования.
Краеведческие объединения учащихся
Данная форма внеклассной работы осуществляются учителями или педагогами дополнительного образования, имеющими специальную подготовку и работающими с достаточно постоянной группой учащихся, объединенных в краеведческое (туристскокраеведческое, музейное, экскурсионное) объединение. Организация деятельности краеведческих объединений разработана нами.
Музейные краеведческие объединения
Если "взрослые" музеи выполняют две функции: средства самообразования и повышения культурного уровня; коллектора культурных ценностей общества, то музеи образовательных учреждений отодвигают эти функции на второй план, ибо имеют специфические, присущие образовательному учреждению цели.
Цели музея образовательного учреждения:
- создание условий для
развития личности в процессе
коллективной творческой
- создание и развитие краеведческой экспозиции,
как средства обеспечения УВП образовательного
учреждения.
Задачи музея образовательного учреждения:
- способствовать развитию
нравственной личности
- способствовать развитию личностных
качеств учащихся, отвечающих их индивидуальным
потребностям;
- формировать потребность в исследовательской
экспериментальной деятельности в выбранном
учащимися направлении;
- способствовать творческому развитию
и самовыражению учащихся в процессе общественнополезной
деятельности и общения;
- способствовать формированию национальной,
социальной, речевой, экологической культуры;
реального патриотизма;
- способствовать осознанному выбору профессии;
- формировать общеучебные навыки;
- способствовать расширению, углублению
и систематизации знаний;
- способствовать укреплению семьи;
- способствовать накоплению и сохранению
предметов материальной и духовной культуры
своего края;
- способствовать решению образовательных
и воспитательных задач образовательного
учреждения;
- формировать систему наглядного материала
для обеспечения краеведческого принципа
преподавания школьных предметов;
- создать полную картину особенностей
природы, хозяйства, жизни населения в
разные исторические эпохи на территории
своего края.
Особенностями краеведческого музея образовательного учреждения являются:
- акцентуация на решение
воспитательных задач
- вовлечение в общественнополезную коллективную
деятельность детей, учителей, родителей,
представителей муниципальных и общественных
организаций, местных жителей,
- возможность использования фондов музея
в преподавании всех учебных предметов,
- комплексность содержания, объединение
в себе содержания всех типов музеев.
Краеведческий музей должен отражать особенности природы, истории и культуры родного края, объединяя в себе содержание исторического (военноисторического, археологического, этнографического, истории школы), естественнонаучного, литературного, художественного и др. музеев, объединенных территорией родного края.
Возможен самый широкий спектр направлений и форм организации деятельности:
– сбор, систематизация, хранение
и демонстрация краеведческой информации
по разделам: история и культура края,
мемориальные события, природа, хозяйство,
экология, население, судьбы людей, современность,
моя малая родина;
– установление связей с музеями (образовательных
учреждений и муниципальными), общественными,
государственными организациями (библиотеками,
архивами, институтами), органами власти;
– просветительская (образовательная)
деятельность.
Все это создает реальные предпосылки для построения учебновоспитательного процесса всего образовательного учреждения на основе краеведческого музея.
Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебновоспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.
Краеведение — основа воспитания патриотизма
Автор: Гаврилко Наталья Николаевна, учитель истории МОУ Климоуцевская СОШ СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Основная часть. Краеведение — основа патриотического воспитания 2.1. Понятие, цели и задачи краеведения 2.2. Содержание учебного курса 2.3. Формы и методы краеведческой работы 2.4. Опыт организации
патриотической работы 3. Заключение 4. Список литературы 5. Приложение Пояснительная записка. Номинация «Мира не узнаешь, не зная края своего» близка и понятна мне потому, что занимаюсь этим уже очень давно. Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? С этим вопросом я обратилась к учащимся старшеклассникам МОУ Климоуцевской СОШ Вот какие ответы я получила.
Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно. А как к этому относятся взрослые? Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «...тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже». Значит, учителям это тоже нужно. Однажды, услышав телефонный звонок, беру трубку и слышу возмущенный голос моей знакомой — она много старше меня, но когда-томы жили по соседству и потому общаемся запросто. «Что же это такое?- кричит она, — опять вы пишите об одних и тех же, ребята вот приходили, про Никиту Исааковича опять расспрашивали, а ведь мой отец тоже в то время приехал и на том краю, они первые жили». Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. А я ловлю себя на мысли, что окружающие меня люди старшего поколения — это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике. И еще, наверное, главное. У поколения моих учеников много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный — велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой — жизнь такая». Объясняю, жизнь — она всегда — жизнь, какой она будет выбирать тебе. Моя задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых ради нее на любые жертвы. И помогает мне в этом краеведение. Нет не так. И помогают мне в этом люди, живущие вокруг, и своими жизнями делающие историю. Именно поэтому выбрала такую тему: «Краеведение — основа воспитания патриотизма». Предмет, цель и задачи. Предмет моего исследования — организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию, средствами краеведения. Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников. Таким образом, исходя из цели, определим основные задачи:
Методологическая база исследования. Теоретическая (методологическая) основа:
В настоящем исследовании использовались следующие основные методы: — теоретические:
— эмпирические:
Практическая значимость. Практическая значимость квалификационной работы определяется тем, что:
Я ЗНАЮ, С СОТВОРЕНИЯ
ЗЕМЛИ, ГДЕ НИЧЕГО НЕ НАДО
ОБЪЯСНЯТЬ, ПОТОМ ТЫ МОЖЕШЬ ГОРЫ
СДВИНУТЬ ПРОЧЬ, КРАЕВЕДЕНИЕ — ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА 2.1. Понятие, цели и задачи краеведения в школе. Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием. Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [5, С.920]. Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области» [3, С.475]. В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» [4, С.295]. Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации» [32, С.42]. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: 1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:
А ведь верно подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
2. Человек — звено в цепи жизни. «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». [9, С.19] Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края [13, С.28]. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны. 3. Формирование
важнейших духовно- Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить. Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки. Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является: 4. Научить школьника
осознавать проблемы Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества». 5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-тоисторией, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании. 6. Изучение истории
родного края способствует Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий. 7. Развивать умение
самостоятельно находить Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени. И ещё одной очень важной задачей является 8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей. Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации. Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих [31, С.34]. 2.2. Содержание учебного курса. Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:
Возможны и другие темы- концентры. Педагогам — краеведам необходимо разработать вопрос о соотношении этих пластов знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. Обратив внимание на важность тем, касающихся истории семьи, школы, села, города. «Но самое важное — это уделить внимание всем шести темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, „прозрачность“ их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому» [30, С. 26]. Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, село и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего села, города, района, области, страны. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся называют принципом маятника. Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы из класса в класс в процессе учебной, внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае — жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.). Если изучить социально- экономические, общественно-политические, культурные связи, отношения людей. Познакомиться с их духовной жизнью в тот или иной период времени, то можно утверждать: я знаю историю, ведь знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху, саму историю. Предметом краеведческих изысканий может быть любой человек, самый обычный, главное чтобы материал был конкретен и помогал преодолеть безликость исторических фактов. Хотя, как правило, на уроках уделяется внимание только знаменитым землякам или другим известным лицам, а о людях находящихся в других регионах России в ближнем и дальнем зарубежье, но сделавших много для нашего края, забывают. Это ошибка. Как и изучение этноса, наиболее распространенного на определенной территории. Ребята должны четко знать, что мы живем в полиэтническом и поликультурном государстве, поэтому необходимо внимание всем народам. Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности, общественные организации и объединения в крае. История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и с современным состояние села, предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления. Необходимо также освещать вопросы, связанные с международными отношениями: влияние зарубежных стран на нашу культуру, экономику, политику на разных этапах развития нашего государства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отборе учебного содержания краеведения нужно руководствоваться определёнными принципами, их в своей работе «Курс национально- региональной истории в основной школе» выделяет Е. Ю. Петряева: 1. Принцип диалектической взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно, для всего мира. 2. Принцип интегративности.
Краеведение дает учащимся 3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими. 4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека. 5. Принцип практической
направленности курса. "Этот принцип
требует разрабатывать Исходя из этих принципов, можно составить схему: «Содержание учебного курса краеведение» [27, С.31]. Содержание учебного курса краеведения.
Наиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края, является «наследие», включающее совокупность памятников природы, истории, культуры, расположенных в пределах данной территории. Места хранения и трансляции духовных ценностей (библиотеки, музеи, театры). Условно можно выделить следующие группы памятников:
Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, — разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп, организаций, государственных учреждений, структур. Её следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов, ценностей, разделяемых людьми того времени. Организуя работу по историческому краеведению важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет. Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом свете. Необходимы: правда о фактах, событиях, лицах, документально аргументированное изложение событий. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества. а) учебник по краеведению. До недавних пор существовало большое количество пособий по истории Амурской области. Но, как правило, они освещали лишь некоторые аспекты или определенный вопрос, поэтому целостную картину прошлого нашего края составить было очень сложно. И только в 2005 году вышли комплексные работы по истории нашей области. 2 учебника, каждый из которых включает в себя информацию, начиная с древности и заканчивая современностью. Это учебник Бердник С. В. «История Амурской области» и учебник — сборник «История Амурской области», среди авторов А. В. Баранов, А. А. Сидоренко, Н. А. Шиндялов, И. Е. Федорова. б) программа. Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание это программа по истории Амурской области. Она отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума образовательной области «Общественные дисциплины (история), и отражает все тенденции новой структуры исторического образования. Между тем программа дает большую самостоятельность учителю, ведущему краеведение, так как не ограничивает изучение какой-либо темы определенным количеством часов, а также разрешает самостоятельно выбирать формы проведения занятий. Анализируя документ можно отметить, что он соответствует целям и задачам всей исторической науки, а также познавательным особенностям заявленной категории учащихся. 2.3. Формы и методы краеведческой работы с детьми. Следующей составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Существует три направления работы с учениками:
Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Подробнее о некоторых формах. Первая форма: Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана. Рекомендовано, например, выделять на историю «малой Родины» до 15% учебного времени (эта цифра была установлена на основе анализа федерального и региональных базисных учебных планов ряда субъектов РФ) [15.c. 28] Следует избегать двух крайностей в использовании материалов краеведения на уроке: Когда история отдельного региона начинает преобладать над историей России, таким образом, ребята не успевают изучить программный материал полноценно, либо меньше времени уделяют зарубежной истории — что тоже недопустимо. Когда истории своего края вообще не уделяется времени. Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:
Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале, в ходе и в конце её изучения. Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны. Изучение истории страны должно всегда осуществляться с привлечением краеведческого материала, а история края изучается, базируясь на знаниях истории всей страны. Связь истории страны и края устанавливается, прежде всего, через события, имеющие общегосударственное значение, но территориально локализированные. Поэтому можно выделить несколько приемов установления данной связи:
Выбор какого-либо из перечисленных приёмов установления связи между общероссийским и местным материалом зависит от содержания учебного занятия, образовательных и воспитательных целей урока, опыта учителя, умений и навыков учащихся. Вторая форма. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла также материалы краеведения, используемые в начальной школе в целях исторической пропедевтики. Третья форма. Факультативные курсы, т. е. специальные краеведческие курсы, которые проводятся за счет часов школьного компонента. «На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся ксамостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных источников архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах иэкспедициях.» [10,136]. По своему содержанию факультативы могут быть общеисторическими с элементами краеведения, так и построенные полностью на краеведческом материале. В первом случае местная история выступает как способ конкретизации, «оживления», выявление исторических связей. Во втором случае учащимся даётся возможность получить систематические знания по истории края. Основной задачей факультатива по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Реализации данной цели способствует: а) расширение знаний за счёт увеличения источниковедческой базы: изучение документов, монографий, материалов топонимики, этнографии, археологии и др.. б) обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования. в) вовлечение ребят в активную познавательную деятельность [10, С.137]. Факультатив по краеведению по своему содержанию чаще всего охватывает историю края с древнейших времен и до наших дней. Очень важно сделать акцент на специализацию факультатива: археология, этнография и т. п., чтобы ребятам было понятно, что именно они будут изучать. Работа строится в следующем порядке:
Но нельзя забывать о том, что все исследования ребят проводятся под четким руководством учителя, потому что, как правило, местные населенные пункты изучены мало и на большую часть вопросов правильных ответов нет, а также нужно обращать внимание на грамотность и правильность информации, собираемой детьми, следить за её научностью и верностью. Исходя из этого принципа: сотрудничество учителя и учащихся можно сделать вывод о том, что учитель, организующий работу по краеведению должен обладать определенными характеристиками: Во-первых, он должен знать основные источники по истории края, историографию и библиографию, опубликованных работ. Во-вторых, ему необходимо ознакомиться с методологическими основами школьного краеведения. В-третьих, преподаватель
искренне должен быть заинтересован в проводимой
работе, он должен сам заниматься исследовательской
работой. В-четвертых, учитель- «Главные особенности факультативных занятии: углубленное теоретическое изучение материала; разнообразие форм и методов работы; самостоятельная деятельность учащихся, атмосфера научного поиска, исследования; соблюдение принципов интереса и добровольности учащихся». [10, 138] Факультативы по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми: здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. А самое главное на факультативах ребята могут научиться правильно, писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с научной, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений. Четвертая форма. Внеклассные занятия. Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. «Краеведческий блок во внеклассной работе должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.» [6, с. 43]. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время можно разделить на три группы:
Но ни одна из форм не может дать полноценные знания по краеведению без участия других. Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей, работников народного образования и учреждений дополнительного образования, педагогических ВУЗов и участников краеведческих обществ позволит получить ребенку наиболее полную картину истории своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане. Но нужно помнить и вот о чем введение краеведческого материала в различные дисциплины и во внеклассную работу должно быть четко спланировано, так как избыточность материала также неразумна и неправильна, как и его нехватка. Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы. Теперь хотелось бы подробнее остановиться на некоторых методах, используемых для организации работы по краеведению. Самые распространенные из них — это лекция учителя, урок-экскурсия и самостоятельная работа. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности для учащихся) содержит большие возможности для самостоятельной работы, а также для организации групповых исследований, диспутов, дискуссий. Историческое краеведение ставит учителя и ребят в положение исследователей. Так как материалы можно обнаружить как в письменных источниках в архивах, музеях, так и в общении с очевидцами, то наиболее эффективными методами для сбора устной информации будут опросы, анкетирование, интервьюирование. Обычно метод анкеты не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов. А вот метод интервью занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого. Вопросы надо задавать так, чтобы не задеть самолюбия респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого. Следует помнить, что во время интервью записывать информацию следует за опрашиваемым, чтобы не сделать фактических ошибок, конечно, необходимо помнить, что устный исторический источник содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную, также возможно искажение фактов. Материал будет иметь научную ценность, если он неоднократно проверен и уточнен по разным источникам информации. [15. с. 19.] Требования к собранному материалу:
Следующий метод- урок- лекция. На уроках — лекциях учитель сам рассказывает ребятам об истории края, но, на мой взгляд, этот метод необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится. Уроки- экскурсии. Музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы — все это пробуждает интерес к истории. Воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для учителя. Во-первых, учитель выбирает объект экскурсии, им может быть предприятие, место, на котором происходили исторические события, музей или что-то другое. Выбирая объект, руководитель должен представлять, как эта экскурсия поможет ребятам разобраться с общероссийским историческим процессом, и какие возможности существуют для патриотического и эстетического воспитания. Далее необходимо определить цель, маршрут, экспонаты, место экскурсии в учебной теме. Экскурсии проводятся как специалистами-экскурсоводами, так и самим учителем. «Наибольшего эффекта учебная экскурсия достигает, если учитель ведет её сам. Он знает силы класса, материал, который он давал на уроке, степень его усвоения» [16, С.122]. Краеведческие экскурсии можно разделить на несколько типов:
Важно предупредить учащихся, что после экскурсии им будут предложены вопросы, на которые они должны ответить. [16, С.127]. Учебные экскурсии являются обязательными занятиями и поэтому проверка знаний их составная часть. «В процессе проверки знаний, необходимо выявить понимание общих закономерностей исторического развития в данный период, знание исторических фактов, знание имен исторических деятелей, умение на основе анализа экспоната сделать определенные исторические выводы, понимание исторической ценности экспоната, психологическое воздействие материала на формирование личности. Очень важно увидеть, как воспринимаются учащимися экспонаты, как отразилось знакомство учащихся с подлинными предметами на понимание ими эпохи». [16, С.126] Есть и ещё одна форма экскурсии — проведение мероприятия учащимися. Данная форма работы является важным средством привлечения школьников к краеведческой работе. Для ребят это очень ответственная и трудная работа, ведь необходимо не только составить маршрут и план, но и прочитать большое количество материала по данной теме, исследовать источники, осмотреть выбранные экспонаты плюс к этому решить все организационные вопросы. Игра это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята узнают, что-то новое закрепляют ранее изученный материал, закрепляют навык работы с документами. Велика роль краеведческих кружков в данном виде деятельности. Учащиеся, занимающиеся в них, как правило, занимаются всеми шестью темами краеведческой работы. Собирают, обобщают, оформляют собранные материалы, создают или пополняют школьные музеи. Тематика работы историко — краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроке. Но кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Кружок позволяет организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Программа кружка может включать или углубленное изучение истории области в целом или отдельных местных объектов, например «История школы», «История одного предприятия». На занятиях можно широко использовать технические средства обучения. Действенным методом активизации самостоятельной работы является выпуск газет, организация вечеров- отчетов, викторин. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции чередовать с экскурсиями, прослушивание и обсуждение рефератов — просмотром фильма. Составление «Книги памяти» тоже один из методов, который заинтересует ребят, потому, что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Многие родственники погибли, некоторые пропали без вести, поэтому каждому будет, что узнать у родителей и рассказать это в классе, а затем по всем правилам оформления исторических документов, записать новые сведения в книгу. Подробно об одной изметодик по составлению «Книги памяти» рассказывает в своей статье Колеватов. «Как дань глубокого уважения к светлой памяти воинов, ценою жизни отстоявших свободу и независимость нашей Родины» [22,С.70]. Составление «Книги памяти» очень большая и кропотливая работа, требующая не только внимательности, но и умения сопоставлять иобщаться с людьми. Автор выделяет несколько этапов в данном исследовании: 1. Составление списков выпускников 1911—1943, т. е. тех, кто мог участвовать в войне. 2. Имена погибших устанавливаются в архивах райвоенкомата, райсобеса и облвоенкомата (по документам о смерти, приходившим в эти органы, назначались пенсии семьям погибших), а также сведения о невернувшихся с войны можно узнать у родственников, а подтверждением будут служить похоронки. 3. Разработка карточки на погибшего. (а) год выпуска из школы; б) фамилия, имя, отчество; в) дата и место рождения; г) дата и место призыва; д) сведения о прохождении военной службы (воинское звание, должность, часть, в которой служил); е) ранения, полученные на фронте; ж) дата и место гибели; з) где захоронен; и) награды; к) сведения о родственниках; л) текст похоронки;). Ещё одним методом
работы на уроках краеведения может быть
изготовление самодельных картосхем,
которые помогают конкретизировать многие
вопросы и способствуют лучшему усвоению
учебного материала и познанию истории
своего края. Все события имеют не только
временные, но и пространственные границы
и для того, чтобы учащиеся лучше понимали
материалы прошлого и необходима карта.
Собирая краеведческие сведения нужно
учитывать постоянное изменение административно- Подробно технику изготовления картосхем описывает Ю. А. Князев в своей статье. Он выделят несколько пунктов в работе:
Правила оформления самодельной картосхемы.
Одной из наиболее эффективных форм самостоятельной работы является семинар. Главной целью семинара является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. Учителю, организовывающему семинар нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к семинарским занятиям, одни производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные — разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов. Но не нужно забывать, что ребята должны учиться выполнять и более сложные задания, расти интеллектуально и развиваться, поэтому можно использовать метод «предвосхищаемого успеха» [10, С.140]. Наряду с семинарскими занятиями широкое распространение получили практические (лабораторные) занятия. На них учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, монографиями, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов. Интересным видом самостоятельной работы учащихся является составление летописи по истории школы, предприятия, села, города. Источниками для составления летописи служат книги местных историков, периодическая печать, документальные материалы, воспоминания местных жителей и личные наблюдения учащихся. Учитель помогает в этом виде деятельности школьникам определить задачи поиска, наметить темы, составить план работы, определить источники, дает консультации по методике сбора материала и его обработке. Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, близость событий, возможность задать вопросы очевидцам исторических событий — все это делает уроки краеведения более живыми и интересными, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся. 2.4. ОПЫТ
ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ В школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы. Последние годы организацию краеведческой работы взяли на себя учителя истории Гаврилко Н. Н. и Бриканова И. П. Каково же содержания учебного курса «Историческое краеведение»? Считаем, что есть несколько тем, которые чрезвычайно важны и являются основой краеведческой работы:
Но самое важное — это уделить внимание всем шести темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому [30, С.26]. Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать — а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события. Чтобы узнать об этом, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям. История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития. История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые. Привожу пример: «Сложно было с оказанием медицинской помощи в нашем селе. Приезжали к нам врачи, но, как правило, надолго не задерживались. Пока осенью 1954 года не прислали к нам терапевта-рентгенолога Орлову Людмилу Валерьяновну. Лечение заметно изменилось: Людмила Валерьяновна не признавала командования местных руководителей, хорошо знала свою работу, старалась больного поставить на ноги. Она добилась открытия рентгенкабинета — небольшой комнаты в общежитии МТС, находящейся в 3-х километрах от больницы. Больных туда возил на лошади конюх по вечерам, так как свет в деревне появлялся с момента потемнения и до 12 часов ночи. Врач Орлова Л. В. установила твердый режим работы больницы:до 2-х часов дня прием в амбулатории, после этого времени ходила по селу на вызовы, особенное внимание уделяла детям. Она запретила детей водить в больницу по холоду. Ходила сама по домам. Одной из заслуг Людмилы Валерьяновны явилось начало строительства новой больницы. В 1956 году здание соорудили, но оставили много недоделок, пришлось коллективу заканчивать работу строителей — это штукатурка, замазка окон, возведение продуктового склада, кухни, прачечной, рытье колодца. Во время строительства новой больницы Людмила Валерьяновна следила за ходом всех действий по сооружению данного здания. Немало она потратила нервов, пока ее построили, сама с тремя детьми и старой матерью ютилась более года в небольшой хатенке. Потом райздрав купил дом для врача, в котором сейчас живет Крылова Галина Сергеевна. Больница — первое здание в селе с центральным водяным отоплением, поэтому добавилась ставка кочегара, им стал с 1955 года Баженов Федор Федорович, с 1957 года штат сотрудников еще увеличился. В сентябре 1957 года приехал хирург Шеловских Клавдия Григорьевна, а в январе 1958 года больница, наконец, заработала как надо. Теперь все необходимое лечение было свое: лаборант брала все анализы. Работали кабинеты:
Причем все операции Шеловских Клавдия Григорьевна делала сама и очень удачно, потому как приезжали к ней и из Костюковского куста, и из города». Столько лет прошло, а в селе с теплотой вспоминают об этих людях. Называя их настоящими людьми. И мы добавим настоящими гражданами своей страны, настоящими патриотами, оставившими след в жизни целого поколения жителей нашего села. При организации краеведческой работы с детьми в нашей школе используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками.
Подробнее о некоторых формах. 1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана. Создавая учебные календарно-тематические планы учителя истории МОУ Климоуцевская СОШ, планируют внедрение краеведческого материала в учебные курсы. 2. Изучение рассматриваемых вопросов на уроках краеведения На уроках краеведения ребята получают начальные знания, по истории Амурской области начиная с древности, и заканчивая современным развитием нашего края. 3. Внеклассные занятия. В школе они бывают массовыми, групповыми, индивидуальными. Краеведческая группа «Калинушка». Объединение ребят, занимающихся краеведческой работой, пропагандирующих исторические краеведческие знания через концертную деятельность фольклорных коллективов, выставки, вечера. Каждый год проходит общешкольная краеведческая конференция. Климоуцевская СОШ является опорной школой по краеведению в Свободненском районе. Именно поэтому на базе школы проводятся районные краеведческие конференции. Ребята школы принимают участие и в областных краеведческих конференциях. Школа организует экскурсии для своих учащихся. Особая страница в жизни школы — это туристические походы и экспедиции. В Климоуцевской СОШ оформлена музейная комната. Здесь собраны экспонаты, поисковые материалы, оформленные учащимися разных лет, документы, повествующие об истории села и людях здесь проживающих. Перед учителями, работающими в данной музейной комнате, стоят следующие задачи: Познакомить учащихся с историей возникновения села. Рассказать ребятам о жизнедеятельности жителей села на конкретных примерах. Дать учащимся школы возможность познакомиться с предприятиями расположенными в нашем селе. Продолжать создавать историю Климоуцевской СОШ. Старшеклассники занимаются краеведением в музейной комнате только по особой любви и желанию. Они углубленно занимаются определенными проблемами, проводят огромную поисковую работу, пишут рефераты, выступают с ними на уроках и внеклассных мероприятиях. В кабинете расположены витрины с выставочными материалами: «История села», «Герой Советского Союза В. Косов», «История школы», «История пионерской и комсомольской организации села» (витрины с атрибутикой бывших самых популярных общественных организаций), Уголок быта наших односельчан в начале века, женская одежда. Образцы рукоделия сегодняшних мастериц села и т. д. Первоклассники, только поступающие в школу, в первый свой День Знаний приходят в кабинет истории, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего села и школы. Выпускники, прощаясь со школой, приходят в кабинет истории, чтобы принести какой-нибудь экспонат на память о себе и сделать свою последнюю ученическую запись в «Летописи школы». Учителя школы считают, что краеведение помогает им сделать свои уроки более конкретными, более интересными и близкими детям, помогают воспитывать людей любящих свое Отечество, патриотов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Очень много раз я себе Вслед за надеждой и мечтой,
не догорай, звезда моя, постой. Сколько лет работаю в школе столько раз по-новому подхожу к теме урока обществознания: «В чем смысл жизни?». А действительно в чем он смысл жизни, для чего человек приходит в этот мир? Почему он должен жить так, а не иначе? Кто определяет жизненный путь человека? И почему жизненный путь одних остается в памяти живущих поколений, а другой забывается на следующий день? Однажды, читая книгу Ш. Амонашвили, наткнулась на следующие строки: «Свободный выбор не мыслится без понимания пути жизни. Что мы выбираем: служить добру или служить злу? А следствия — весьма отдалённые — нам известны. Путь добра несёт расширение сознания, совершенствование духа, восхождение. Путь зла несёт земные ублажения, но духовное одичание. Что значит духовное одичание? Значит, нужно поддаваться не чувствам и желаниям, которые сейчас нахлынули на нас, а видеть их последствия, может быть, очень отдалённые, которые обязательно возникнут, настанет время. Нужно понять, говорят
мудрые книги, что каким Мы выбираем путь своей земной жизни. Наставляет нас мудрец: «Пусть учитель скажет детям о различии между победной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли, когда человек в Мировом океане будет строителем Будущего». Как верно, точнее не скажешь, не придумаешь. К каким бы источникам мудрости не обращался, вывод будет один: достойная жизнь на благо других людей — детей и взрослых, любовь к месту, в котором живешь, служение Отечеству — вот путь к Свету... Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы». Часто у ребят после этих слов возникает вопрос: А если я простой, рабочий человек, живу со своей семьей в деревне и ничего героического не совершаю — значит, я не достойный гражданин своей Родины? Вместе ищем ответ на этот не простой вопрос, снова обращаясь к понятию «смысл жизни». Жизнь каждого человека важна, необходима, ценна. Надо стараться построить ее так, чтобы дело, которым ты занимаешься, было важным, интересным, приносило пользу не только тебе, но и окружающим тебя людям. Всмотритесь повнимательней в лица ваших бабушек и дедушек, разузнайте поподробнее о днях их жизни, многое вас удивит, многое заставит пересмотреть свою жизненную позицию. Мои ученики с радостью откликаются на это предложение, и в ответ получаю эксклюзивный краеведческий материал, который ярко расцвечивает страницы жизни моего села. Появляется новый материал, доказывающий необычность и важность каждой жизни. Все темы истории Отечества двадцатого века рассматриваю с позиции краеведения. Начиная с образования села в 1906 году и до сегодняшнего дня. Чтобы материал был жизненным, поручаю ребятам писать историю села самим. Так праправнучка первопоселенца Кубышкина Исаака — Надежда написала замечательный реферат о жизни своего рода, в котором описала и строительство села, и образование колхоза и участие своих родных в Великой Отечественной войне, и их работу в мирное время. Свою работу она послала на Всероссийский конкурс и получила поощрительную грамоту. Но главное, она почувствовала, по ее словам, ответственность. Если мои родные внесли такой огромный вклад в жизнь села, то я не могу их подвести. Сегодня Надя студентка медицинской академии, у нее большие планы и она помнит о том, что за ее успехами наблюдают не только родные глаза родителей, за нее переживают и учителя и односельчане. Такая история становится более понятной и близкой. Становится ясно — история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов, стран и континентов. Вместе ребятами решили написать книгу о нашем селе, о его людях. Начал эту работу Новиков Евгений, написав реферат «Знакомьтесь — мое село». Вот какими словами он начинает свою работу: «Однажды случайно мне в руки попалась тоненькая книжечка В. Давыдова „Наш район. Страницы истории“. Прочитал, моему селу посвящена страничка. Неужели больше ничего не известно? В словарях, справочниках по Амурской области и того меньше. В учебнике „География Амурской области“ Павлюк Н. Г. есть сводная таблица „Образование населенных пунктов в период переселения в Амурскую область с 1856 года“, так там с. Климоуцы нет совсем, все другие есть, а нашего села нет». Женя с одноклассниками собрали большой материал и начали составление историко-географического словаря нашего села. Сегодня Евгений студент Хабаровского пограничного института, будущий офицер, сознательно выбравший жизненный путь защитника Отечества. Его работу продолжают ученики 9 класса. Все они уверены — наше село богато историческими событиями, здесь живут замечательные люди. Но самое главное, они уверены, им продолжать историю села и нести ответственность за то, каким это село будет в будущем. Кто-то грубо скажет —
«деревня». А я твердо уверена в том, В каждой улице здесь —
история, Здесь умеют любить по-русски, Говорят, умирает деревня, Поспеши сохранить
историю, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Документальные источники. История Амурской области: Программы для общеобразовательных школ / Авторы- составители: А. В. Баранов, А. А. Сидоренко, И. Е. Федорова. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. — 34с. Справочные издания. 1. Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева //Словарь русского языка. — 4-е изд. Стер. — М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. — Т.2. — С.118. 2. Иванов П. В., Матрусов И. С., Сейненский А. Е. Краеведение / П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. — М., 1993. — Т.1.- С. 475—476. 3. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. — С.295. 4. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. — М., 1973. — Т. 13. — С. 920. Монографии и статьи. 1. Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения./А. И. Александров //Преподавание истории в школе. — 1982. — № 3. — С.59—61. 2. Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В. Н. Ашурков, Д. В. Кацюба, Г. Н. Матюшин; под ред. Г. Н. Матюшина. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1980. — 192с. 3. Баранов А. В., Болотин Д. П., Малиновский Ю. В., Сапунов Б. С., Сидоренко А. А. Фёдорова И. Е., Шиндялов Н. А. История Амурской области / А. В. Баранов, Д. П. Болотин, Ю. В. Малиновский, Б. С. Сапунов, А. А. Сидоренко, И. Е Федорова, Н. А. Шиндялов; под ред. А. В. Баранова, И. Е. Федоровой. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. — 304с. 4. Бердник С. В. История Амурской области: учебное пособие /С. В. Бердник. — Благовещенск: Амурский государственный университет,2005. −192с. 5. Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. — М.: Просвещение, 1982. — 223с. 6. Верба А. И. Сейненский А. Е. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы / А. И. Верба, А. Е. Сейненский // Воспитание школьников. — 1986. — № 2. — С. 55—56. 7. Голованов В. М. Краеведческий материал на уроках истории / В. М. Голованов //Вечерняя средняя школа. — 1983. — № 2. — С. 44—46. 8. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. — 1988. — № 6. — С.26—28. 9. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. — С. 40—47. 10. Забытова С. В. Изучение региональной истории в школе / С. В. Забытова; под ред. Н. А. Шаховой, И. Е. Федоровой. — Благовещенск, 2000. — С.32—37. 11. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. — М.: Просвещение, 1975. — 192с. 12. Князев Ю. А., Автократова М. И. Краеведческая работа и архивы / Ю. А. Князев, М. И. Автократова // Преподавание истории в школе. — 1976. — № 5.- С.73—80. 13. Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1991.- № 3. — С. 128—131. 14. Князев Ю. А. Изготовление картосхем краеведческого содержания / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1987. — № 3. — С. 53—56. |
Организация исследовательской деятельности младших школьников по краеведению
Автор(ы): Санникова
Фекла Афанасьевна, учитель якутского
языка и национальной культуры
Проблема приобщения к учебно-исследовательской деятельности учащихся остается актуальной в педагогике по сей день. Долгое время, до 60-70 годов, эта проблема была закрытой. Однако позднее начинает разрабатываться подход к ее пониманию. Сформированность исследовательских навыков рассматривается как целостная характеристика развития личности ребенка. Сущность развития личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Задачи исследовательской деятельности в школесостоят в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). В настоящее время распространено мнение, что официальное обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа искусственно остается в стороне от этой проблемы. Между тем дети младшего школьного возраста, как многократно отмечали многие учёные, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Исследовательский интерес - качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В дошкольном возрасте он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений. Шестилетний ребенок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ. Проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. При этом важно отметить, что большинство первоклассников приходят в класс как в новый мир, в котором им откроется множество интересных вещей. Задача учителя - оправдать эти надежды, не угасить потребность в познании. К сожалению, далеко не все учителя справляются с решением этой задачи. Любознательность, брызжущая из первоклассников, у многих из них исчезает к третьему классу начальной школы. Известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?». И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства. В исследованиях Л.В. Занкова подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова как нельзя лучше способствует организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Во-первых, такая работа способствует глубокому усвоению учебного материала. Во-вторых, дети обучаются навыкам поиска литературы, навыкам написания логически стройных работ, приобретают умения проводить опыты и наблюдения, делать обобщения, учатся защищать свои проекты. Мы стремимся к тому, чтобы научить детей учиться, добывать свои знания самостоятельно. Исследовательская работа предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
Проблема включения младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность оказывается весьма актуальной, но не всегда успешно решаемой. В силу этого необходим активный поиск благоприятных условий организации учебной исследовательской деятельности школьников в системе начального образования. Первое условие – это учет возрастных особенностей. При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Организация исследовательской деятельности младших школьников обязательно должна соответствовать их возрастным особенностям, для этого рекомендуется использование на уроках и во внеурочной деятельности игровых моментов, ролевых игр, связи со сказочным материалом, занимательных задач. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним, тема должна соответствовать возрастным особенностям детей. От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом нести в себе познавательный заряд, должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям детей. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребёнок будет чувствовать себя вовлечённым в очередное «добровольно - обязательное» мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показывают исследования, интересы детей становятся устойчивее. Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависят от выбранной темы. Второе условие – это учет индивидуальных особенностей. Необходимо исходить от интересов конкретного ребенка, учитывать индивидуальные различия и прирождённые задатки учащихся и создавать условия, направляющие их развитие. Проводится индивидуальная работа с каждым учащимся, собеседования с детьми и родителями. Далее составляется план работы над темой. Третье условие – формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности. Прежде всего, это урочная деятельность учащихся. В качестве творческих домашних заданий, заданий на лето ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале. Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, он не может охватывать только один предмет. Необходимы хотя бы минимальные знания в различных областях. Формированию такой базы у наших детей способствуют обяза... |