Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:46, контрольная работа
Цель контрольной работы - рассмотреть особенности решения крестьянского вопроса в начале 19 века.
Задачи данной работы:
1) Рассмотреть крестьянский вопрос;
2) Рассмотреть Основные задачи и этапы;
3) Рассмотреть Отмена крепостного права. Предпосылки реформы
Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.
Император Александр 11. Старший сын Николая 1 вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В отличии от отца он был достаточно хорошо был подготовлен к управлением государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт В.А. Жуковский. Составленный им «план учения» царевича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы заложенные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом». Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая царевича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитету по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император практически и психологически был подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициатором освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь «Освободитель».
По словам умерявшего Николая 1, Александр 11 получил «команду не в добром порядке». Исход Крымской войны был ясен - Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правления Николая, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задумываться о направлении своей внутренней политики. [5, С. 61]
Подготовка реформы. Впервые о необходимости освобождения крестьян император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожиться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства. Среди них были члены императорской фамилии ( младший брат Александра великий князь Константин Николаевич, тетка царя княгиня Елена Павловна),а так же некоторые представители высшей бюрократии (министр внутренних дел С.С. Ланской, исполняющий должность товарища министра внутренних дел Н.А. Милютин, генерал-адъютант, граф Я.И.Ростовцев), общественные деятели ( князь В.А.Черкасский, Ю.Ф.Самарин), сыгравшие выдающуюся роль в проведении реформы. [4, С. 264]
В начале проекты освобождения крестьян разробатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако недовольство дворянства, обеспокоено слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета Александра 11 к о необходимости учреждения кормового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большой гласности. Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору В.И. Назарову обратиться к императору от имени лифляндского дворянство с просьбой о создании комиссии по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. последовал указ (рескрипт В.И.Назимову) создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.
Рескрипт В.И.Назимову считается началом официальной и открытой истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том , чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета - она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы , более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а другой - предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.
В марте 1859 г.при главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель - Я.И.Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.
В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей завесили от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.
Обобщенные редакционными комиссиями проекты к октябрю 1860 г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр 11. Об отмене крепостного права возвестил Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сводных сельских обывателей…» Практические условия освобождения были определены в 17 актах - «Положения» о крестьянах. выходящих из крепостной зависимости.
Манифест и «Положение» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.
Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу или в учебное заведение, менять место жительства, проходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.
Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранение общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. [3, С. 507]
Заключение
Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу более чем 30 миллионам крепостных крестьян, рассчитала дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.
Вместе с тем реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государство и всем обществом. между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а так же между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине ХlХ -начале ХХ в. (о влиянии реформы на экономическое и социально-политическое развитие страны во второй половине ХlХ в.
Список используемой литературы