Крестовые походы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

В истории классического западноевропейского средневековья нет, вероятно, эпохи, более захватывающей воображение своей гранди¬озностью, размахом и величием, чем эпоха крестовых походов, продолжавшаяся с кон¬ца XI до самого конца XIII века. Это бы¬ло время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей офици¬альной целью освобождение Святой Земли от неверных - мусульман и завладение об¬щехристианскими святынями, отданными якобы на поругание Исламу.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки, историческая ситуация, цели и причины ................................5
2. Эпоха крестовых походов…………………………………………………….10
2.1. Начало и ход крестовых походов ………………………………………….10
2.2. Итоги крестовых походов ………………………………………………….18
Заключение ………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Крестовые походы.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

В крестовых походах  погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.

Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

При столкновении западного  мира с восточной цивилизацией в  ходе Крестовых походов в Европу было привнесено много нового.

Несомненно, что западная культура могла бы обогатиться гораздо  больше, если бы не ограниченность некоторых  деятелей крестоносного движения. Священнослужители  предавали огню книги из арабских библиотек; крестоносцы, обуреваемые  жаждой добычи, уничтожали многие памятники искусства в завоеванных городах.

Тем не менее Запад  перенял у народов Востока  многие технические достижения: ветряные мельницы, усовершенствованное водяное  колесо, бумагу. С конца VII века на Западе стала применяться голубиная почта. С Востока в европейские страны пришли такие сельскохозяйственные культуры, как абрикосы, лимоны, арбузы, рис, гречиха. Начал употребляться сахар, добываемый из сахарного тростника.

Вероятно, восточная техника  оказала немалое влияние на текстильную промышленность и на обработку металлов. Ряд тканей, которые начали изготовляться на Западе, носит восточные названия (дамаск, муслин и т.д.). Текстильная промышленность Запада во многом зависела от ввозимых с Востока товаров. Оттуда прибывали шелк, хлопок, ряд красящих веществ.

Были заимствованы некоторые  предметы вооружения, например, арбалет, а также труба и барабан. В  Европе распространились и некоторые  восточные обычаи: омовение рук перед  едой, ношение бороды, горячие бани, обычай носить гербы на щитах и т.д.

Еще сложнее вопрос о  влиянии крестовых походов на общественный строй Западной Европы. Изменились потребности господствующего  класса. Побывавшие на Востоке рыцари уже не довольствовались грубой домотканой одеждой и плохим вином, выжатым на своих виноградниках, не удовлетворялись своими тесными и неуютными замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножились способы удовлетворения их благодаря росту товарооборота с Востоком, откуда привозились предметы роскоши, дорогие и редкие вина, а также пряности, на которые был большой спрос в высших классах европейского общества.

Но если крестовые  походы оказали известное влияние  на культуру Западной Европы, познакомив европейцев с более высокой культурой  Востока, то восточным странам они  принесли лишь разгром и разорение. В странах мусульманского Востока крестоносцы оставили память о своем варварстве и жестокости. Имя христиан-европейцев, «франков», стало ненавистным и презираемым на Востоке.

Когда-то было принято  считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия.

Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, «История священной войны», описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии «Песнь об Антиохи», посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре.

 

Заключение

Таким образом, под общим именем крестовых походов обозначают военно-колонизационными предприятия европейцев на Востоке в XI – XIII вв.

В крестовых походах  принимали участие самые различные социальные группы феодального общества, и причины, которые заставляли их двигаться на Восток, были различны, хотя их всех объединял один лозунг – освобождение христианских святынь. Для крупных феодалов и рыцарства главным мотивом была нажива, захват земель и богатой добычи. Крупные сеньоры стремились создать на Востоке самостоятельные княжества, а участвовавшие в походах монархи западных стран – колониальные владения. Духовенство ожидало доходных церковных должностей и богатых приходов. Папство, выступая в роли единого руководителя, преследовало цель укрепить свое верховенство не только над католической церковью, но и над всеми западными государствами, а также распространить влияние римского престола в странах Востока.

Для крестьян уход в далекие  страны давал надежду обрести  свободу, может быть, и разбогатеть. Эти надежды оказались тщетными, и последующие крестовые походы уже не вызывали среди бедноты прежнего энтузиазма. Они стали чисто завоевательными походами феодалов и королей отдельных государств. Потеряли свое прежнее значение и религиозные мотивы походов, превратившихся в обычные грабительские экспедиции.

Крестовые походы принесли много бедствий и разрушений. Однако, они оказали и некоторое положительное  влияние на общественное развитие Западной Европы, ускорив те социально-экономические  процессы, которые начались уже раньше. Они благоприятствовали росту торговли, ремесла и распространению товарно-денежных отношений на Западе. Ускорился процесс замены натуральной ренты денежной, что способствовало ослаблению крепостной зависимости крестьян. Но вместе с тем рост потребностей у феодалов вызывал усиление эксплуатации крестьян, что приводило к обострению классовой борьбы.

Длительное общение  с населением, обладавшим более высокой  материальной и духовной культурой, способствовало распространению в Западной Европе многих достижений Востока в области хозяйства и быта.

Крестоносные идеи вскоре утратили прямую связь с походами в Святую землю и стали использоваться в самых разных предприятиях католической церкви. Римская курия приспособила крестоносные призывы для защиты своих политических интересов внутри Западной Европы. Различные феодальные группировки прибегали к идеям крестовых походов в своих целях.

В итоге крестоносные принципы стали универсальными в  католическом мире, и любое военное  мероприятие, санкционированное апостольским престолом, возводилось в ранг Крестового похода.

А сами крестовые походы, наверное, всегда будут волновать  воображение ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы

  1. Алябьева И.А. Всемирная история: крестовые походы. – М., 1999.
  2. Васильев А.А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. - СПб, 2000.
  3. Виймар П. Крестовые Походы: Миф и реальность священной войны. СПб, 2006.
  4. Доманин А.А. Крестовые походы. Под сенью креста. – М.: Центрполиграф, 2003 – 429с.
  5. Грицак Е.Н. Краткая история крестовых походов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 480с.
  6. Егер О. Всемирная история: в 4 т. Т.2. Средние века. – М.: АСТ, 2000. – 696с.
  7. Заборов М. Крестовые походы. - М., 1956.
  8. Заборов М. Историография крестовых походов (XV–XIX вв.). - М., 1971
  9. Заборов М. Крестом и мечом. - М., 1979.
  10. Заборов М. Крестоносцы на Востоке. - М., 1980.
  11. История средних веков / сост. М.М. Стасюлевич. – СПб; М.:Полигон: Аст, 1999. – 1376с.
  12. Кулидж Оливия Крестовые походы. – М.: Центрполиграф, 2002. – 221с.
  13. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IХ – нач. ХII в.). – СПб: Алетейя, 2000.
  14. Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 412с.
  15. Поляков А. В краю уцелевших тамплиеров / А.Поляков // Эхо планеты. – 2009. - №13. – С.38-42.
  16. Райт Д.К. Географические представления в эпоху крестовых походов: исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. – М.: Наука, 1988. – 478с.

Информация о работе Крестовые походы