Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 12:35, реферат
Крестовые походы одно из интереснейших и важных событий мировой истории которое повлияло на дальнейших ход развития человеческих отношений и предопределившее сложные отношения между Западом и Востоком на дальнейшем её протяжении. Без походов «на освобождение Святой Земли» не сложились бы сложные, конфликтные отношения в районе «проходного двора Европы», не были бы созданы и не получили бы своё дальнейшее распространение известные во всём мире монашеские ордена Тамплиеров и Госпитальеров. Говоря кратко, Крестовые походы это один из интереснейших и сложнейших феноменов, которые изучены казалось бы достаточно, но всё же не до конца.
Введение…………………………………………………………………... 3 стр.
1. Зарождение Крестовых походов……………………………………… ..4 стр.
2. Хронология основных событий……………………………………….7 стр.
2.1 Первый Крестовый поход……………………………………….7 стр.
2.2 Второй Крестовый поход………………………………………..10 стр.
2.3 Третий Крестовый поход……………………………………….12 стр.
2.4 Четвертый Крестовый поход…………………………………….13 стр.
3. Итоги Крестовых походов……………………………………….... …16 стр.
Заключение……………………………………………………………….... 18 стр.
Список использованной литературы……………………………………...19 стр.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ»
Кафедра «История и политология»
Дисциплина «История»
Реферат на тему: «Крестовые походы»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Зарождение Крестовых походов……
2. Хронология основных событий………
2.1 Первый Крестовый поход……………………………………….7 стр.
2.2 Второй Крестовый поход………………………………………..10 стр.
2.3 Третий Крестовый поход……………………………………….12 стр.
2.4 Четвертый Крестовый поход…………………………………….13 стр.
3. Итоги Крестовых походов……………………………………….... …16 стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...19 стр.
Введение
Крестовые походы одно из интереснейших и важных событий мировой истории которое повлияло на дальнейших ход развития человеческих отношений и предопределившее сложные отношения между Западом и Востоком на дальнейшем её протяжении. Без походов «на освобождение Святой Земли» не сложились бы сложные, конфликтные отношения в районе «проходного двора Европы», не были бы созданы и не получили бы своё дальнейшее распространение известные во всём мире монашеские ордена Тамплиеров и Госпитальеров. Говоря кратко, Крестовые походы это один из интереснейших и сложнейших феноменов, которые изучены казалось бы достаточно, но всё же не до конца.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1291)-- ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.
Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки креста нашивались на спину. Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот «малозначительный» исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.
К началу XI века люди, населявшие Европу, не слишком много знали об остальном мире. Для них средоточием всей жизни на земле было Средиземноморье. В центре этого мира правил Папа как глава христианства. В бассейне Средиземного моря располагались столицы прежней Римской империи - Рим и Константинополь.
Древняя Римская империя распалась около 400г. на две части, западную и восточную. Греческую часть, Восточную Римскую империю, называли Ближний Восток или Ориент. Латинская часть, Западная Римская империя, получила название Оксидент. Западная Римская империя прекратила свое существование уже к концу X века, тогда как Восточная - Византийская - еще существовала.
Обе части бывшей большой империи располагались к северу от Средиземного моря. Северное побережье этого вытянутого в длину водного массива населяли христиане, южную - народы, исповедующие ислам, мусульмане, которые даже преодолели Средиземное море и закрепились на северном берегу, в Италии, Франции и Испании. Но теперь христиане вознамерились вытеснить их оттуда.
В самом христианстве тоже не было единства. Между Римом, резиденцией западного главы церкви, и Константинополем, резиденцией восточного, с давних времен существовали весьма натянутые отношения.
Несколько лет спустя после смерти Мухаммеда (632г.), основателя ислама, арабы с Аравийского полуострова продвинулись на север и завладели обширными территориями Ближнего Востока. Теперь, в XI веке сюда, угрожая Ближнему Востоку, подтянулись тюркские племена из Центральной Азии. В 1071 г. они разбили Византийское войско под Манцикертом, захватили иудейские и христианские святыни не только в самом Иерусалиме, но и во всей Палестине и провозгласили Никкею своей столицей. Этими завоевателями были тюрко-язычные племена сельджуков, принявшие ислам всего лишь несколько лет назад.
В конце XI века в Западной Европе разгорелась борьба за власть между церковью и государством. С марта 1088 г. Папой стал Урбан II, француз по происхождению. Он собирался реформировать Римско-католическую церковь, чтобы сделать ее более сильной. С помощью реформ он хотел укрепить свои притязания на роль единственного наместника Бога на земле. В это время византийский император Алексей I попросил у папы помощи в борьбе против сельджуков, и Урбан II тотчас изъявил готовность помочь ему.
В ноябре 1095г. недалеко от французского города Клермон перед огромной толпой собравшегося народа - крестьян, ремесленников, рыцарей и монахов - выступил Папа Урбан II. В пламенной речи он призвал всех взяться за оружие и отправиться на Восток, чтобы отвоевать у неверных гроб Господень и очистить от них святую землю. Всем участникам похода Папа обещал прощение грехов.
Весть о предстоящем походе в Святую землю быстро разлетелась по Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники в церквях и юродивые на улицах. Под влиянием этих проповедей, равно как и по призыву своего сердца, поднялись в святой поход тысячи бедняков. Весной 1096 из Франции и прирейнской Германии они двинулись нестройными толпами по дорогам, издавна известным паломникам: по Рейну, Дунаю и дальше - к Константинополю. Они были плохо вооружены, страдали от нехватки продовольствия. Это было довольно дикое шествие, так как по дороге крестоносцы нещадно грабили болгар и венгров, через земли которых проходили: отбирали скот, лошадей, продукты, убивали тех, кто пытался защитить свое добро. С горем пополам, положив многих в стычках с местными жителями, летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя.
Конец похода крестьян был печален: осенью того же года турки-сельджуки встретили их войско неподалеку от города Никкеи и почти полностью перебили или, захватив в плен, продали в рабство. Из 25тыс. “воинства Христова - уцелело только около 3 тыс."
2.1 Первый Крестовый поход
Летом 1096г. впервые в истории огромное христианское войско из представителей многих народов двинулось в поход на Восток. Это войско состояло отнюдь не из благородных рыцарей, в походе участвовали также вдохновленные идеями креста крестьяне и плохо вооруженные горожане, мужчины и женщины. В общей сложности, соединенные в шесть больших групп, в этот поход выступили от 50 до 70 тысяч человек, причем большинство из них проделало большую часть пути пешком.
С начала в поход выступили отдельные отряды во главе с Пустынником и рыцарем Вальтером по прозвищу Голяк. Они насчитывали примерно 15 тысяч человек. За рыцарем Голяком последовали, прежде всего, французы. Когда эти крестьянские толпы шли через Венгрию, им пришлось выдержать жестокие схватки с озлобленным населением. Наученный горьким опытом правитель Венгрии потребовал от крестоносцев заложников, что гарантировало довольно “благопристойное - поведение рыцарей по отношению к венграм. Однако это был единичный случай. Балканский полуостров был разграблен прошествовавшими по нему “христовыми воинами.
В декабре 1096 - январе 1097 гг. крестоносцы прибыли к Константинополю. Самое многочисленное войско возглавлял Раймунд Тулузский, в его свите находился и папский легат Адемар. Боэмунд Тарентский, один из наиболее честолюбивых и циничных руководителей первого крестового похода, отправился с войском на Восток через Средиземное море. Тем же морским путем достигли Босфора Роберт Фландрский и Стефан Блауский. Император Византии Алексей I еще в 1095 г. обратился к папе Урбану II с настойчивой просьбой помочь ему в борьбе против сельджуков и печенегов. Однако он несколько иначе представлял себе помощь, о которой просил. Он желал иметь наемных воинов, которые оплачивались из его собственной казны и повиновались ему. Вместо этого наряду с убогим крестьянским ополчением к городу подошли рыцарские отряды во главе со своими князьями. Нетрудно было догадаться, что цели императора - возвращение утраченных византийских земель - не совпадали с целями крестоносцев. Понимая опасность подобных “гостей", стремясь использовать их военное рвение в своих целях, Алексей хитростью, подкупами и лестью добился от большинства рыцарей вассальной присяги и обязательства вернуть империи те ее земли, которые будут отвоеваны у турок.
Первой целью рыцарского войска была Никкея, некогда место больших церковных соборов, а теперь столица сельджукского султана Кылыч-Арслана. 21 октября 1096г. сельджуки уже разбили наголову крестьянское войско крестоносцев. Те из крестьян, кто не пал в бою, были проданы в рабство. Среди погибших оказался и Вальтер Голяк. Петр Пустынник к тому времени еще не вышел из Константинополя. Теперь же, в мае 1097г., он с остатками своего войска присоединился к рыцарям.
Султан Кылыч-Арслан надеялся точно так же разгромить и новых пришельцев, а потому не воспринял всерьез приближение врага. Но ему суждено было жестоко разочароваться. Его легкая, вооруженная луками и стрелами конница и пехота были побеждены западной кавалерией в открытом бою. Однако Никкея была расположена так, что взять ее без военной поддержки с моря было не возможно. Здесь необходимую помощь крестоносцам оказал византийский флот, и город был взят. Войско крестоносцев двинулось дальше и 1 июля 1097г. крестоносцы сумели одержать победу над сельджуками на прежней византийской территории от Дорилея (ныне Эскишехир, Турция). Несколько дальше к юго-востоку войско разделилось, большая часть двинулось на Кесарию (ныне Кайсери, Турция) по направлению к сирийскому городу Антиохия. 20 октября с боями крестоносцы проложили себе путь через Железный мост на реке Оронт вскоре уже стояли под стенами Антиохии. В начале июля 1098г., после семимесячной осады, город сдался. Византийцы и армяне помогли взять город.
Между тем некоторые французские крестоносцы утвердились в Эдессе (ныне Урфа, Турция). Балдуин Булонский основал здесь собственное государство, простиравшееся по обе стороны Ефрата. Это было первое государство крестоносцев на Востоке, к югу от него впоследствии возникло еще несколько таких же.
После взятия Антиохии крестоносцы без особых препятствий продвигались вдоль побережья на юг и по дороге завладели несколькими портовыми городами. 6 июня 1098г. Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, вступил, наконец, со своим войском. В Вифлеем, место рождения Иисуса. Перед рыцарями открылся путь на Иерусалим.
Иерусалим основательно подготовился к осаде, запасов продовольствия было вдоволь, а чтобы оставить неприятеля без воды, все колодцы вокруг города были приведены в негодность. Крестоносцам для штурма города не хватало лестниц, таранов и осадных машин. Пришлось им самим добывать в окрестностях города древесину и строить военную технику. На это ушло много времени и лишь в июле 1099г. крестоносцам удалось взять Иерусалим. Они быстро рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая себе дома. После этого, рыдая от радости, воины направились к гробу Спасителя Иисуса Христа и загладили свою вину перед Ним.
Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории в начале XII в. рыцарями было создано четыре государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское. Власть в этих государствах строилась на основе феодальной иерархии. Возглавлял ее король Иерусалимский, остальные три правителя считались его вассалами, но на деле были самостоятельны. Огромное влияние в государствах крестоносцев имела церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. На землях крестоносцев в XI в. возникли прославившиеся в дальнейшем духовно-рыцарские ордена: тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев.
С завоеванием Гроба Господня была достигнута основная цель этого кр0естового похода. После 1100г. крестоносцы продолжали расширять свои владения. С мая 1104г. им принадлежал Аккон, крупный торговый центр на Средиземном море. В июле 1109г. они захватили Триполи и тем округлили свои владения. Когда государства крестоносцев достигли максимальных размеров, их площадь простиралась от Эдессы на севере до залива Акаба на юге.
Завоевания в первом крестовом походе отнюдь не означали конца борьбы. Это было лишь временное перемирие, так как на Востоке все еще жило больше мусульман, чем христиан.
Государства крестоносцев были со всех сторон окружены народами, чью территорию они захватили. Поэтому неудивительно, что владения захватчиков то и дело подвергались нападению египтян, сельджуков и сирийцев. Впрочем, Византия при всяком удобном случае тоже участвовала в боях против христианских государств на Востоке. В 1137г. византийский император Иоанн II напал на Антиохию и завоевал ее. Государства крестоносцев были между собой в таком разладе, что даже не помогли Антиохии. Под конец 1143г. мусульманский полководец Имад-ад-дин Зенги напал на графство Эдесса и вырвал его у крестоносцев. Потеря Эдессы вызвала гнев и огорчение и в Европе, ибо возникло опасение, что теперь мусульманские государства широким фронтом выступят против захватчиков.
По просьбе иерусалимского короля Папа Евгений III вновь призвал к крестовому походу. Организацию его взял на себя аббат Бернар Клервоский. 31 марта 1146г. перед вновь воздвигнутой церковью св. Магдалины в Везеле, в Бургундии, он в пламенных речах увещевал своих слушателей принять участие в крестовом походе. Несметные толпы последовали его призыву.
Вскоре целое войско выступило в поход. Германский король Конрад III и французский король Людовик VII встали во главе этого войска. Весной 1147г. крестоносцы вышли из Регенсбукга. Французы предпочли путь через Средиземное море. Германские же войска без особых происшествий прошли через Венгрию и вошли в византийские земли. Когда воинство креста проходило через Анатолию, оно подверглось под Дорилеем нападению сельджуков и понесло большие потери. Королю Конраду удалось спасти и попасть в Святую землю лишь благодаря византийскому флоту.