Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:24, контрольная работа
19 февраля 1861 года император утвердил ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местное положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передача им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получили личную свободу и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3
1. Крестьянская реформа 1861 года………………………………… 5
2. Практическое задание № 7………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…… 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 15
Крестьяне получили право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства.
В 1863 году и 1866 году положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян.
Выкупная операция
Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шести процентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.
Крестьяне выплачивали часть выкупной суммы (при обязательном выкупе) наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещики получали из казны (деньгами и ценными бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение 49 лет. Полицейский и фискальный аппараты правительства должны были обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы были образованны Крестьянский и Дворянский банки.
Община
В период «временнообязанности» крестьяне оставались обособленными в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти из «общества», найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.
Сельские общества осуществляли разверстку крестьянских наделов между крестьянскими дворами, соответственно размерами этих наделов разверстывались подати. Сход облагал членов общины другими, местными сборами и налогами. Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу – волость.
Волостной сход квалифицированным большинством решал вопросы о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.
Староста являлся фактически помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.
Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки.
Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела.
Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и прочее.
При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных – фантастически выросли цены за выкупаемую усадьбу. При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.
Сравнить системы выборов в Государственную Думу по законам от 6 августа и 11 декабря 1905 года, 3 июня 1907 года.
6 августа 1905 года Николай
2 утвердил «Учреждение
Избирательный закон предусматривал куриальную систему выборов. Было образованно три курии: землевладельческая, городская и крестьянская. Для землевладельческой и городской курии был предусмотрен имущественный и земельный ценз, выборы были двухстепенными (уездные и городские избирательные собрания выбирали выборщиков на губернское собрание, на которое от каждой курии избирали установленное законом число членов Государственной думы). Для крестьянской курии имущественный ценз не был предусмотрен, но выборы были четырехстепенными. Избирательных прав были лишены женщины, военнослужащие, учащиеся и рабочие.
11 декабря 1905 года был утвержден новый избирательный закон, расширявший избирательные права (была установлена рабочая курия).
3 июня 1907 года были обнародованы Манифест о роспуске Думы и новый избирательный закон.
Новый избирательный закон предусматривал ограничение избирательных прав отдельных слоев населения: на 56% сокращалось число выборщиков от крестьян, рабочие только 6 губерний могли выбирать своих депутатов в Думу, городская курия разделялась на две (крупная, средняя торгово-промышленная буржуазия, чиновники, владельцы значительного недвижимого имущества и мелкие владельцы недвижимой собственности, ремесленники), сокращалось представительство национальных окраин. В то же время на 33% выросло число выборщиков от помещиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неблагоприятными последствиями реформы стали следующие: наделы крестьян уменьшались по сравнению с дореформенными, а платежи (в сравнении со старым оброком) выросли; община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием.
Пережитки сословного правового мышления продолжали существовать и после освобождения крестьян: полагали, что земля, предоставленная крестьянам, - это особое имущество, переданное с определенной целью обеспечить некие государственные интересы, которые должны защищаться особыми юридическими постановлениями. Крестьянство по-прежнему рассматривалось как особое сословие, существующее в особом правовом режиме, не подпадающее под действия общих правовых установлений. Говорили об особом «крестьянском праве».
Освобождение крестьян неизбежно должно было повлечь за собой ряд других реформ и преобразований. Программа таковых была опубликована в конце 1860 года в одном из оппозиционных изданий вместе с «Политическим завещанием» Ростовцева. Программа отражала мнение наиболее радикальных политических групп российского общества и включала следующие предложения: установления равенства всех граждан перед судом и законом, отделение суда от администрации, введение суда присяжных, преобразование полицейского управления, контроль за изданием законов и сбором налогов, свобода совести, печати, вероисповедания, отмена откупной монополии и гражданских чинов, проведение политической амнистии. Большинство этих пунктов будет реализовано в ходе проведения дальнейших реформ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ