Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:58, доклад
Народное выступление носило антикрепостнический характер, то есть восставшие выступали против крепостного права и холопства при сохранении традиционных феодальных отношений. Некоторая часть дворян и служилых людей на юге России поддерживали крестьян и холопов по корыстным соображениям:
они боролись за право не возвращать помещикам Центральной России бежавших на юг бывших крепостных и холопов.
Крестьянское восстание под предводительством И. И. Болотникова.
Новый царь Василий 1У Шуйский в
Успенском соборе целовал крест
и дал крестоцеловальную запись
об ограничении своей власти, что
без боярского суда никого не приговорит
к смерти, не отберёт вотчины и
имущество у родственников
Кандидатами на сан патриарха выступали ростовский митрополит Филарет (Федор Романов) и казанский митрополит Гермоген. Патриархом Московским и всея Руси стал Гермоген. После убийства самозванца, его тело три дня лежало на площади. Затем его похоронили за Серпуховскими воротами. Позднее могилу раскопали, тело сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили из пушки в ту сторону, откуда пришёл Расстрига.
Впоследствии в Речи Посполитой и Германии будут распространяться слухи, будто казнён не «Дмитрий», а его слуга, а «Дмитрий» спасся и бежал в Путивль или в литовские земли. Обычно в версиях о спасении «Дмитрия» выдвигались два приверженца Лжедмитрия: князь Григорий Шаховской и Михалко Молчанов.
Оба убежали из Москвы, захватив с собой - государственную печать Шаховским, Молчановым – скипетр и корону. И того и другого признавали как истинных царей «Дмитриев». Позднее Шаховской был назначен воеводой в Путивль и там объявил, что свергнутому царю «Дмитрию» удалось спастись, а о себе говорил как о его уполномоченном.
Это обстоятельство привлекало к нему недовольных политикой Василия Шуйского. Михалко Молчанов из Путивля отправился во владения Юрия Мнишека, в Сандомирское воеводство. В первое время правления Василий Шуйский пытался восстановить порядки, сложившиеся при Иване Грозном и Федоре Ивановиче.
9 марта 1607 г. в Судебнике появилась
статья о 15-летнем сыске
Крестьянская война под
Там он был гребцом на галерах, после чего бежал в Венецию, потом в Польшу и Россию. Восстание началось летом 1606 г. на Юго-Западе России, в районе Путивля. Путивльский воевода Григорий Шаховской призвал возвратить «царя Дмитрия» и свергнуть правительство царя Василия Шуйского.
Восстание охватило Чернигов, а вскоре Стародуб, Новгород-Северский перестали подчиняться Шуйскому. Летом 1606 г. в Комарицкой волости Иван Болотников собрал войско из казачьих отрядов, крестьян, холопов и посадских людей. С этим войском он выступил в поход и одержал победу над московскими полками под Кромами.
Двигаясь через Орёл, Болхов, Калугу войско Болотникова направилось к Москве. 23 сентября 1606 г. восставшие одержали победу при впадении реки Угра в Оку и заняли Калугу. В октябре Болотников без боя вошёл в Серпухов и нанёс поражение царскому войску на реке Лопасня.
Дальнейшее продвижение
(в настоящее время район
К восставшим присоединились центральные уезды и Поволжье. В лагере повстанцев произошёл раскол. Причины разногласий были связаны прежде всего с различной социальной ориентацией Болотникова и Пашкова. Истома Иванович Пашков требовал устранения самого Василия Шуйского и его братьев, чтобы освободить престол для «царя Дмитрия»,
Болотников обращался с
Оставшаяся часть войска Болотникова, разделившись, отошла к Калуге и Туле. В январе 1607 г. Василий Шуйский направил под Калугу трёх воевод: Ф.И. Мстиславского, Б.П. Татева и М.В. Скопина-Шуйского. Помощь восставшим пришла неожиданно.
После поражения Болотникова под Москвой и отступления его в Калугу Григорий Шахавской именем «царя Дмитрия» вызвал с юга «царевича Петра» (самозванца Илейку Муромца) для поддержки Болотникова. Одержав ряд побед, отряды Лжепетра разделились на две части: одна направилась к Туле, другая отправилась на помощь Болотникову к Калуге.
21 мая 1607 г. правительственные
войска начали наступление.
В июле 1607 г. в Стародубе объявился новый самозванец Лжедмитрий II, который осенью 1607 г. захватил Дедилов, Крапивну и Епифань. Опасаясь подхода нового самозванца к Туле, Василий Шуйский предложил участникам восстания сдаться, пообещав им свободу и прощение.
Своё обещание о помиловании царь не сдержал. Болотников и «царевич Пётр» были доставлены в Москву. Лжепетра повесили около Данилова монастыря, а Болотникова сослали в Каргополь, где его ослепили, а затем утопили. Григорий Шаховской был отправлен в ссылку. Восстание Ивана Болотникова явилось самой крупной крестьянской войной в истории России.
Народное выступление носило антикрепостнический характер, то есть восставшие выступали против крепостного права и холопства при сохранении традиционных феодальных отношений. Некоторая часть дворян и служилых людей на юге России поддерживали крестьян и холопов по корыстным соображениям:
они боролись за право не возвращать помещикам Центральной России бежавших на юг бывших крепостных и холопов. Имя «царя Дмитрия» связывалось с разными идеями и личностями. Вера в «доброго царя», Лжедмитрия I, явилась неустойчивой идеологической основой движения, что и определило его поражение.
Информация о работе Крестьянское восстание под предводительством И. И. Болотникова