Непосредственным
следствием принятия христианства
Владимиром и
распространения его в
Русской земле было, разумеется,
построение церквей.
Владимир тотчас после
крещения велит строить церкви и
ставить их по тем
местам, где прежде стояли
кумиры: так, поставлена была
церковь святого
Василия на холме, где стоял
кумир Перуна и прочих богов.
Владимир велел
ставить церкви и определять
к ним священников также и
по другим городам и
приводить людей к крещению
по всем городам и селам. Здесь
возникают два
вопроса – по каким городам
и областям и в какой мере было
распространено
христианство при Владимире,
и потом – откуда явились
при церквях
священнослужители? Есть известия,
что митрополит с епископами,
присланными
из Царьграда, с Добрынею,
дядею Владимировым, и с Анастасом ходили
на север
и крестили народ; естественно,
что они шли сначала по
великому водному
пути, вверх по Днепру до
северного конца этого пути –
Новгорода Великого.
Здесь были крещены многие
люди, построена церковь для новых
христиан; но с
первого раза христианство
было распространено далеко
не между всеми
жителями; из Новгорода, по
всей вероятности, водным путем
проповедники
отправились к востоку, до
Ростова. Этим кончилась деятельность
первого
митрополита Михаила
в 990 году; в 991 году он умер. Легко представить,
как
смерть его должна была
опечалить Владимира в его
новом положении; князя
едва могли утешить
другие епископы и бояре; скоро, впрочем,
был призван из
Царьграда новый митрополит
– Леон; с помощью поставленного
им в Новгороде
епископа Иоакима Корсунянина
язычество здесь было сокрушено окончательно.
Вот любопытное известие об
этом из так называемой Иоакимовой
летописи:
«Когда в Новгороде
узнали, что Добрыня идет крестить,
то собрали вече и
поклялись все не пускать
его в город, не давать идолов на
ниспровержение»;
и точно, когда Добрыня
пришел, то новгородцы разметали большой
мост и вышли
против него с оружием;
Добрыня стал было уговаривать их
ласковыми словами,
но они и слышать
не хотели, вывезли две камнестрельные
машины (пороки) и
поставил их на мосту; особенно
уговаривал их не покоряться главный
между
жрецами, т.е. волхвами их,
какой-то Богомил, прозванный
за красноречие
Соловьем.
Русская церковь, развивавшаяся
в сотрудничестве с государством,
стала
силой, объединяющей жителей
разных земель в культурную
и политическую
общность.
Перенесение на
русскую почву традиций монастырской
жизни придало
своеобразие славянской колонизации
северных и восточных славян Киевского
государства. Миссионерская
деятельность на землях, населенных финноязычными
и тюркскими племенами, не
только вовлекла эти племена в
орбиту христианской
цивилизации, но и несколько
смягчила болезненные процессы становления
многонационального государства.
Это государство развивалось
на основе не
национальной, а религиозной
идеи. Оно было не столько русским,
сколько
православным.
Когда же
народ потерял веру - государство
развалилось. Государственный
распад Руси отражал происходивший
распад этнической системы: хотя во всех
княжествах жили по-прежнему
русские и все они оставались православными,
чувство этнического единства
между ними разрушалось.
Заключение.
Приобщение к тысячелетней
христианской истории ставило
перед русским
обществом новые культурные,
духовные задачи и указывало
на средства их
решения (освоение многовекового
наследия греко-римской цивилизации,
развитие самобытных
форм литературы, искусства,
религиозной жизни).
Заимствование становилось
основой для сотрудничества,
из осваиваемых
достижений Византии постепенно
вырастали ранее неведомые славянам
каменное
зодчество, иконопись, фресковые
росписи, житийная литература и летописание,
школа и переписка книг.
Вместе с христианством был
принят Юлианский
календарь, применявшийся
в Византии. Новое летоисчисление
начали вести от
сотворения мира, и новый
год его начинался первого
марта. Крещение Руси,
понимаемое не как кратковременное
действие, не как массовый обряд,
а как
процесс постепенной христианизации
восточнославянских и соседствовавших
с
ними племен, создало новые
формы внутренней жизни этих сближавшихся
друг с
другом этнических групп
и новые формы их взаимодействия
с окружающим миром.
Важным оказалось
и то, что православие не проповедовало
идеи
предопределения. И потому
ответственность за грехи, творимые
по собственной
воле, ложилась на грешника.
Это было понятно и приемлемо
для язычников.
|