Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 07:35, реферат
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству. Состаящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р.Х стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е. религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке.
1. Первые христиане.
2. Крещение Руси: крещение Владимира, крещение городов и сел.
3. Историческое значение крещения Руси.
4. Библиография.
находились-на земле или на небе”.
Решив креститься, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на
что получил ответ:“Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на
Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил здаться город. Заняв его,
Владимир послал к послов к Василию и Константину с предложением отдать их
сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к
Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него
отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее
вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир
внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от
слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия.
По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом,
но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он
рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое
сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II
сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за
северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и,
захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,
многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По
возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и
других своих подданых.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в
христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как
государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен
проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь
же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси,
часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы
взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для
покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная
Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира,
князя Глеба, и заявили о своем
желании сохранить религию
конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.
Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения
традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной
языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа
жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности
языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся
религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное
отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия
рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных
земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было
безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде,
но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно
обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим
исконные вольности.
В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным.
Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще
всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков,
лишь постепенно преодолевалось усилиями многих многих поколений
священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что
элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных
суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру,
были проникнуты языческим духом.
Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение
подданых в христианском духе. Эту
задачу выполняли священники-
основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. Приняли
христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от
константинопольского
обстоятельство сыграло
византийскому императору, Владимир
решил подчинить русскую
болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и
был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке,
близкому разговорному русскому.
Владимир столь сильно уверовал,
что пытался воплотить
первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников;
Раздача питания неимущим.Время Владимира нельзя считать периодом гармонии
власти и общества.
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финского
2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-
Европейской равнины с другими
христианскими племенами и
3)Русь была признана как
высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой
объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие
славянской колонизации северны
Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими
племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации,
но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального
государства (это государство развивалось на основе не национальной и
религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же
народ потерял веру, государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским
обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их
решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие
самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование
становилось основой для сотруднечества, из осваиваемых достижении Византии
постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись,
фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг.
Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый
обряд, а как процесс постепенной христианизации восточно-славянских и
соседствовавших с ними племен-крещение Руси создало новые формы внутренней
жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их
взаимодействия с окружающим миром.
БИБЛИОГРАФИЯ.
При написании данного реферата были использованы книги:
“Русская история в
“Сочинения. Книга I.” (Соловьев С.М.)
“Очерки по истории русской церкви.”, т.I (Карташев А.В.)