Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:48, реферат

Краткое описание

В этом году исполнилась круглая дата со дня принятия христианской веры Русским народом. Ровно 1025 лет назад князь Владимир, отвергнув западное христианство, ислам и иудаизм, отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. Сложно переоценить значение этого события для русского народа.

Содержание

1.Введение. 2
2.Особенности принятия христианства на Руси 4
2.1Русь на пороге крещения 5
2.2Религиозные реформы 980 г. князя Владимира 6
2.3Выбор новой веры 9
2.4Версии установления христианства 12
2.5Предпосылки и причины крещения Руси 13
3.Крещение Руси 14
2.1 Русская Православная Церковь 16
2.2 Православная культура 17
3. Роль Принятия христианства 18
4. Заключение 20
Список используемой литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории крещение руси.docx

— 55.02 Кб (Скачать файл)

Международный аспект проблемы «выбора  религии» Киевом – это выбор союзников  в намечавшемся расколе дотоле единого  христианского мира. Борьба между  православием и католичеством начала переходить из сферы теологических  разногласий в область политики.

Германский император Оттон  Второй на имперском сейме 983 г. в  Вероне добился решения о войне  против «греков и сарацин». Такое  уравнивание православных христиан с мусульманами (сарацинами) уже  не позволяло говорить о единстве церкви Христа, делало вполне реальной угрозу католического натиска на Восток, в том числе и на Русь.

Древняя Русь находилась на стыке  Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Наиболее велика была вероятность принятия ею религии самых близких к  ней крупных государств: Волжской Булгарии (мусульманства) и Византии (христианства).

Но киевские князья медлили с  принятием христианства, так как  принятие крещения «из рук византийцев» означало по тем временам переход  новообращённого народа в вассальную зависимость от Византии.

Окончательно к принятию христианства в православной конфессии великого князя подтолкнул «ромейский» император  Василий Второй, попросивший о  военной помощи и обещавший отдать Владимиру в жёны свою сестру Анну. Тем самым киевский князь породнился бы с царственными особами Константинополя, а Русь приобрела бы огромный авторитет  в международных отношениях. Но брак мог бы состояться только после крещения Владимира. Владимир оказал помощь Византии - разбил хазар, но Василий Второй не спешил выполнять своё обещание. Только силой (захватом греческого города Корсуни  в Тавриде) Владимир добился бракосочетания с царевной Анной. Там, в Корсуни, в 988 г. Владимир, согласно летописи, принял крещение; многие знатные русские воины, подражая своему князю, перешли в христианство. Князь получил третьестепенный придворный титул, который формально вводил его в иерархическую систему империи.

Значение принятия князем Владимиром в 988 или в 989 г. православия и его  женитьбе на сестре византийского императора Анне можно представить яснее, если учесть, что в 987 г. добиться союза  с византийской принцессой пытался  французский король Гуго Капет. Но это  ему не удалось, в отличие от Владимира.

2.4Версии установления христианства

 

Однако версия о том, что христианство на Русь пришло из Византии, не единственна  в своем роде. Древнерусская письменность знала три версии источников христианства в Киевской Руси. По одной из них, христианство было принесено в Киевскую Русь апостолом Андреем, проповедовавшим в Скифии. Андрей воздвиг крест на киевских холмах и предсказал , что на них будет стоять великий град и «воссияеть благодать божия». Другая версия связывала христианство в Киевской Руси с апостолом Павлом и его учеником Андроником, на престол которого был поставлен епископ Мефодий. Тем самым появление христианства на Руси связывалось с деятельностью «первоучителей словенских» Кирилла и Мефодия. Третья версия источником христианства в Киевской Руси делала Византию. Эта версия впоследствии признавалась церковными кругами официальной.

Красивая легенда об апостоле Андрее, льстившая самолюбию киевлян, явно возникла в Киеве. Она была основана на представлении о том, что апостолы проповедовали христианство по всей вселенной (« и во все концы  земли вещание пройде»). Труднее  сделать выбор между ролью  Византии и «моравской миссией» Кирилла и Мефодия, но было бы неправильно делать этот выбор на основании разрозненных известий. Однако несмотря на это все же большинство факторов указывает на то, что христианство на Русь пришло из Византии.

2.5Предпосылки и причины крещения Руси

 

Принятие новой религии имело  свои предпосылки. Восточные славяне  были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали  религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов  соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному  развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и  авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве  необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной  из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. 
Таким образом, можно выделить следующие причины:

1. Недопустимость изоляции  от христианских государств

2. Монотеизм (единобожие), укрепление единого государства  во главе с монархом

3. Введение новой морали

4. Развитие культуры, духовной  жизни

5. Необходимость объяснить  нарастание неравенства

.  
 

3.Крещение Руси

Итак, теперь перейдем непосредственно  к крещению. Между русским князем и византийскими василевсами было заключено соглашение, по котором Владимир Святославич был обязан оказать военную помощь империи. Византийские императоры в свою очередь принимали на себя обязательство отдать замуж за Владимира свою сестру, принцессу Анну, но при обязательном условии, что тот примет крещение. Женитьба на византийской принцессе была крайне выгодна Владимиру, поскольку полностью уравнивала русского князя в правах с византийскими императорами в отношении Православной Церкви. Он превращался в такого же верховного архиерея, какими были византийские василевсы. И христианские православные миссионеры и иерархи, которых должны были прислать византийские правители для крещения Руси, попали бы от него в непосредственную зависимость. А это как раз и нужно было русскому князю.

В 988 году, после заключения соглашения, Владимир Святославич тайно крестился  вмести со своей личной дружиной. Его  войска были отправлены в Византию и с их помощью Василию II и Константину VII удалось летом 988 года нанести  серьезное поражение мятежникам, а в 989 году окончательно разгромить восставших. Однако византийские василевсы, избавившись с помощью киевских дружин от опасности, не торопились с  выполнением данных ими русскому князю обязательств.

Прошло лето 989 года, а принцесса  Анна так и не приехала на Русь. Тогда  Владимир Святославич, поняв, что он обманут императорами, решил силой  заставить коварных византийцев  выполнить условия договора. В  самом конце лета или в начале осени 989 года он с войсками, состоящими из варягов, славян и булгар, совершил поход на крымский город Херсонес (Корсунь). После 9-месячной осады его  войска весной 990 года овладели Херсонесом, чем вынудили византийских правителей все же отдать свою сестру замуж  за русского князя. В Херсонесе состоялась свадьба Владимира и Анны. Вскоре город был возвращен империи  в качестве выкупа за невесту царских кровей. Так, по слову Святейшего патриарха Кирилла, Крым стал духовным центром для русского народа, с которого начался главный этап христианизации Руси.

Корсунских священнослужителей Владимир Святославич решил взять с  собой в Киев. Летом 990 года, после  захвата русским войском Херсонеса  и прибытия в этот город принцессы  Анны с группой священнослужителей там приняло крещение русское  войско.

По прибытии дружинников из корсунского  похода в Киев, Владимир Святославич  крестил своих сыновей, одновременно уничтожая идолов языческих богов: «…повеле кумиры исповрещи, овы исещи, а другия огневи предати». Наибольшему  надругательству подверглась статуя Перуна – самого могущественного  бога, по представлениям славян-язычников. Ее сбросили с пьедестала, привязали  к конскому хвосту, проволокли вниз до Днепра и отправили плыть по течению. После ниспровержения языческих  идолов в Киеве, произошло обращение  в христианство многих знатных людей  столицы.

После этого последовали хождения по городу христианских миссионеров  с целью уговорить людей принять  новую веру. Часть киевского населения  поддалась уговорам и крестилась, но большинство жителей испытывало колебания. Некоторые язычники, «закоренелые сердцем», не желали и слушать проповедей священнослужителей. 31 июля 990 года, в четверг, князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для совершения обряда крещения.

Хотя это и противоречит букве  «Повести временных лет», приток Днепра Почайна была расположена ближе  к историческому Киеву X в., и гораздо  больше подходила для крещения горожан, к тому же в таком качестве Почайна  указана в «Житии князя Владимира». Сам Владимир недвусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться  им как личные враги. 1 августа 990 года, в пятницу, в торговый день недели, на реке Почайне, там, где расположились  главные киевские рынки, состоялось крещение основного населения Киева. Тем не менее, несмотря на все проведенные  мероприятия, некоторые киевляне крещения избежали. Закоренелые язычники покинули столицу в надежде, что они  не будут обнаружены властями.

В дальнейшем отказалось, что лишь в Киеве крещение прошло мирно, а  остальные города и области Руси были обращены в христианство с применением  военной силы. Пословицей стала фраза  из повести о крещении новгородцев  о киевских воеводах: «Путята крестил  мечем, а Добрыня огнем».

 

2.1 Русская Православная Церковь

В X—XI вв. первые епископии-епархии  которые образовала Русская Православная Церковь, помимо Киева были размещены  в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде (ныне село Белгородка неподалёку от Киева), Юрьеве (ныне город Белая Церковь), Чернигове, Владимире-Волынском. Изначально, Русская Православная Церковь подчинялись Киевской митрополии. Митрополит сам назначал епископов, мог созывать поместные соборы.

Церковный устав князя  Владимира предоставил Киевской митрополии большие права. Так, сфера  церковного суда была значительно шире, чем в Византии: ему подлежали, в частности, многие дела, связанные  с семейными отношениями. Это  должно было способствовать преобразованию моральных устоев общества на христианских началах. Авторитет Церкви в среде, где были сильны дохристианские верования  и традиции, изначально подкреплялся обширными земельными владениями. Это  уравнивало Церковь в правах с  представителями высших социальных слоёв. Тем самым принимались  меры и к тому, чтобы церковные  иерархи не попадали в зависимость  от произвола местных князей и  бояр.

2.2 Православная культура

Византийская православная культура быстро привилась на Руси и дала мощные побеги. Этому немало способствовало существование уже  развитого славянского византинизма — «ославяненной» византийской православной культуры. Центром славянской культуры в то время была Болгария, с которой  Киевская Русь имела устойчивые связи. Быстро развилась самобытная русская  письменная традиция.

Уже через полстолетия  после крещения Руси первый митрополит Киевский Иларион создаёт выдающиеся литературное произведение. В его «Слове о Законе и Благодати» выражено осознание того, что единство Руси неотрывно от «благодати и истины», полученных во Христе. «Слово» святителя Илариона выражает горячую «похвалу князю нашему Владимиру», через которого призван Богом «язык русский» — народ Руси. Подлинным литературным изяществом не менее, чем духовной силой, отличаются проповеди Кирилла, епископа Туровского — талантливого церковного писателя XII в.

При Ярославе Мудром (1019—1054 гг.), сыне Владимира, Киев стал одним  из европейских центров культуры. Устроение школ и переводческое  дело приобрели значительный размах. Дети и внуки самого Ярослава хорошо знали византийскую литературу; об этом свидетельствуют, в частности, сочинения Владимира Мономаха, внука  Ярослава Мудрого.

Однако, не смотря та то, что  Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом и возникло русское  православие – причудливое сочетание  славянского язычества и христианства. Не смотря на это, Крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской  культуры.

3. Роль Принятия христианства

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению  богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и  иконописи. Появившиеся со времен Владимира  Святого и Ярослава Мудрого школы  и библиотеки стали важнейшим  средством распространения просвещения  на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и  частные. Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как  известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав  вменял в обязанность каждому  монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, писанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии  преподобного Феодосия шла напряженная  работа по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью  писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые  для переплета. Много книг имел постриженик  этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю. Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович, снабжавший "книгами церкви Божьи"; "богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век).

Содержание русских книг было преимущественно  духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом  новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в  то время были в основном лица духовные.

Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую  оценку его современников и потомков.

"Нельзя не удивиться зрелости  ума, глубине чувств, обилию богословских  сведений и тому ораторскому  одушевлению и искусству, какими  запечатлено это образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский  Макарий. "Слово о Законе и  Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом  Дометианом при составлении житий  сербских святых Симеона и  Саввы.

Информация о работе Крещение Руси