Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:22, контрольная работа
Принятие языческой Русью христианства в X веке стало одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны. Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Древняя Русь была многофункциональным государством, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия.
1.Введение……………………………………………………………………………3
2. Предпосылки и причины принятия Русью христианства.…………………….4
3. Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел……………..7
4. Русская православная церковь………………………………………………….11
5. Историческое значение крещения Руси………………………………………..12
6.Используемая литература………………………………………………………..16
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление «Государственное и муниципальное управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Отечественная история
На тему:"Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства.
Вариант № 1
Выполнил:
Студент 1 курса
1____ семестр
Кузьминчук Елена Васильевна
Группа: 3211050049
Зачетная книжка: 32111373
Преподаватель: Московкин Владимир Васильевич
Покачи
2012
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. Предпосылки и причины принятия Русью христианства.…………………….4
3. Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел……………..7
4. Русская православная церковь………………………………………………….11
5. Историческое значение
крещения Руси………………………………………..
6.Используемая литература……………
1.Введение.
Принятие христианства — событие эпохальное. Оно оказало огромное влияние на историю Руси, во многом предопределив ее последующее развитие.
Человек средневековья в
своих духовных и нравственных исканиях
испытывал потребность в
Принятие языческой Русью христианства в X веке стало одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны. Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Древняя Русь была многофункциональным государством, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия. Исторический акт принятия христианства византийского ,православного толка был совершен князем Владимиром Святославовичем в 988г. Самой первой ее попыткой была религиозная реформа 980 года. Суть ее - создание единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предания ему стройной иерархической системы. Реформа потерпела поражение, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства. История русской культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится начальной точкой отсчета национального культурно - исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико - государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых народов,- возникло европейское феодально - монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Христианство позволило во многом преодолеть то противоречие между духовно-нравственной и социально-политической сферами жизни государства и общества, которое образовалось в X в. Это способствовало, с одной стороны, стабилизации новых отношений и институтов, с другой — создавало условия для их дальнейшего развития. Принятие Русью христианства представляет собой момент принципиального культурно - исторического выбора, который повлиял на развитие социально- экономических и политико - правовых процессов. Христианство стало той духовной и нравственной силой, которая объединила различные племена и народы, жившие на территории Восточной Европы. Люди стали ощущать себя принадлежащими к одному этносу, одной религии и одному государству. В итоге формировалась новая общность со своими самобытными и неповторимыми чертами и укладом — древнерусская народность.
2.Предпосылки и причины принятия Русью христианства.
Проблеме обращения в
христианство жителей древнерусского
государства посвящены
Вдова князя Игоря (912 - 945, годы правления) Ольга (945 - 957, годы правления), управлявшая государством после смерти мужа, приняла крещение.
Некоторые ученые считают обращение Ольги в христианскую веру тактическим ходом в сложной и запутанной дипломатической игре с Византией, но это не совсем справедливое суждение. Конечно, переход главы любого государства (и в особенности монархического) в то или иное вероисповедание всегда имеет определенное политическое значение, но мотивы обращения могут быть и далекими от политики, связанными с духовной жизнью человека. Расчет был точным, но главным фактором было, возможно, личное побуждение Ольги. Не следует видеть в каждом поступке человека, в том числе и государственного деятеля, только расчет; и Ольга, и ее внук Владимир, при котором христианству было суждено стать официальной религией Руси, руководствовались не только политическими соображениями. Другое дело, что последствия крещения русских князей выходили далеко за пределы их индивидуальных религиозных переживаний.
Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение,
отправилась в Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но император
Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди, и Ольга не была исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был восхищен ее красотой, умом и хотел взять ее в жены и сделать императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня женою, если сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги и отпустил ее с большими дарами. Эта классическая версия одного из самых эпохальных событий крещения Руси известна давно.
Но все же точно не известно, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и
русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином.
Киевская Русь, как государство
по существу, начала развиваться с
Владимира, человека выдающихся организаторских
способностей. Больше чем любой другой
князь он понимал потребность
в силе, которая бы обеспечила его
государству внутреннюю последовательность
и внешнюю респектабельность. Десятый
век – сроки для принятия членораздельной
религии. При этом можно учитывать
и языческий период в царствовании
Владимира. Это попытка установить
единую религию в государстве. Но
славянские идолы не могли конкурировать
с высокими религиозными верованиями,
царившими за пределами Киевской империи.
В конце десятого века государство было
связано со многими странами дипломатическими,
торговыми узами и познакомилось не только
с внушительной византийской религией,
а также с религией Западной Империи, исламом,
принятым в 922 году волжскими болгарами
и иудаизмом, широко распространенным
среди элиты побежденных хазар. Что касается
религии в других славянских странах,
то Владимир мог черпать сведения непосредственно
в семейном кругу. Две жены его были чешки,
одна – болгарка.
Известно красочное описание выбора Владимиром
религии в пользу византийской веры.
Если приводить точку зрения Киевской
Руси десятого века, то можно абсолютно
согласиться, что это было очевидное и
мудрое решение. Контакты с Византией
были частыми и продолжительными. Византия
на тот момент являлась политически энергичным
и блестящим культурным центром мира,
и Киев знал это.
Владимир крестился и женился на византийской
принцессе Анне.
Под опекой Византии молодое государство
развивалось с замечательной скоростью.
В пределах одного - двух поколений после
религиозного преобразования, были созданы
величайшие произведения искусства и
литературы. Например, Собор Святой Софии
в Киеве, с мозаиками и фресками священного
и светского содержания, главный памятник
Византийской архитектуры. Дохристианская
культура Древней Руси была бесписьменной,
ее мировоззренческую основу составлял
политеизм (многобожие). Разрушение привычного
жизненного уклада в период постоянных
миграций в первом тысячелетии нашей эры
создавало предпосылки для усвоения более
универсальных верований. Христианство
на Руси распространялось как длительная
работа по внедрению религии, где добровольно,
где насильственно в течение нескольких
веков. Историки полагают, что считать
началом христианизации Руси крещение
киевлян Владимиром в конце X века – значит
идти против фактов. Уже в первой половине
IX века христианство появляется в восточных
землях. Арабский географ Ибн-Хордадбех,
написавший около 846 года обширный труд
«Книга путей и стран», отметил в нем существование
руссов-христиан, торговавших с Византией
и странами Арабского Востока. О крещении
части руссов в 60-е годы IX столетия также
свидетельствуют византийские источники,
которые подтверждаются некоторыми греческими
хронистами и отдельными русскими летописцами.
Факты свидетельствуют в пользу того,
что спустя столетие, уже в X веке христиане
не только жили на Руси, но и играли значительную
роль в жизни страны. В это время в Киеве
уже существовала соборная церковь святого
Ильи, и как минимум еще нескольких менее
значимых церквей. Автор «Повести временных
лет» прямо заявляет в записи за 945 год,
что в Киеве «мнози бо беша варязи хрестеяне
и козаре». В византийских документах
того времени встречается упоминания
также и руссов-христиан. В источниках
содержатся сведения не только о крещении
княгини Ольги – правительницы Руси, но
и об уничтожении ею языческих святилищ,
попытке распространять христианство
в пределах своих владений, о существовании
в Русской земле в период ее властвования
других христианских храмов. Появление
в Киеве и Полянской земле в IX-X столетиях
большого количества захоронений по способу
ингумации с ориентировкой «запад-восток»
также свидетельствует о широком распространении
христианства. Есть сведения, что киевский
князь Аскольд, убитый в 882 году новгородским
князем Олегом при захвате Киева, будучи
христианином, был похоронен близ церкви
на христианском кладбище. Таким образом,
крещение киевлян князем Владимиром Святославичем
в конце X века являлось далеко не начальной
фазой крещения Руси. Касаясь причин, по
которым язычество не устраивало киевского
князя, историки отмечают многие неудобные
для княжеской власти стороны языческой
идеологии. Язычество толкало славян на
борьбу за политические и экономические
свободы, жрецы обладали большей властью
и авторитетом, чем князья – предводители
дружин. Не могло устраивать нарождающийся
класс феодалов уничтожение на погребальных
кострах материальных ценностей и работоспособных
людей, которое практиковалось в языческих
ритуалах. Ряд исторических причин способствовал
крещению Руси. Во - первых, интересы развивавшегося
государства требовали отказа от многобожия
с его племенными богами и введения монотеистической
религии по принципу: единое государство,
один великий князь, один всемогущий Бог.
Во- вторых этого требовали международные
условия. Весь европейский мир принял
христианство, а Русь более не могла оставаться
языческой окраиной. В- третьих, их христианство
с его новыми нравственными нормами требовало
гуманного отношения к человеку вообще,
к женщине, матери и детям, в частности;
оно укрепляло семью - основную ячейку
общества. В- четвертых, приобщение к христианству
давало сильный толчок в развитии культуры,
письменности, духовной жизни страны,
и посмертное воздаяние. Исторический
выбор древнерусским обществом в качестве
государственной религии именно восточного
христианства был продиктован не только
государственно - политической мудростью
князя Владимира и тех слоев раннефеодального
общества у восточных славян, которые
он представлял в своей политике, но и
потенциальной «предрасположенностью»
древней восточнославянской культуры
именно к тому, а не иному выбору. Владимир
многим был обязан язычникам. Он щедро
отблагодарил их, но чувствовал себя очень
стеснительно под контролем языческой
верхушки и волхвов. Они препятствовали
его созидательной деятельности. Своими
военными победами, строительными успехами
внутри страны, мудрой дипломатией по
отношению к соседним государствам Владимир
укрепил роль и значение княжеской власти
и более не терпел соперничества. Уже со
второй половины 80-х годов язычники потеряли
в Киеве свою ведущую роль. В X в. происходила
очень медленная христианизация Руси.
Этот процесс почти не затрагивал обитавших
вне города земледельцев и охотников.
Православие постепенно приобретало статус
религии, терпимой в государстве, но не
государственной. Распространение христианства
в княжеской и дружинной среде (в то время
они в известной степени совпадали) происходило
быстрее. Постепенно создавались предпосылки
для официального признания новой религии
и для массового крещения восточных славян.
Этим предпосылкам суждено было сбыться
во времена правления св. Князя Владимира
- Красное Солнышко.
3.Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.
Язычество являлось очевидным тормозом развития нового, более прогрессивного, хотя и жестокого, феодального строя. Потому вопрос о замене язычества христианством был поднят частью русской знати еще в IX веке. Однако решение этой проблемы наталкивалось на серьезные трудности. Для обращения в христианство такой обширной страны, какой была Русь в X веке с ее разноэтничным населением, требовалось большое количество опытных миссионеров, способных вести проповедь новой религии хотя бы на славянском языке. Опытными миссионерскими кадрами располагала Византия, обладала ими и Германия, ориентировавшаяся на Рим. Однако и Византия, и Германия, выделяя христианских просветителей для языческих народов, всегда преследовали собственные корыстные цели. Через посредство насаждаемой у язычников христианской церковной иерархии они стремились политически подчинить себе новообращенные народы. Русских князей подобного рода крещение, при котором они превратились бы в вассалов иностранных государей, удовлетворить, конечно, не могло. Не стоило рассчитывать и на покорность самих славян, а в сопротивлении языческих волхвов можно было быть уверенным. Тем не менее, удобный выход был найден в тот момент, когда самая могущественная и культурно развития страна Европы того времени Византия стала испытывать серьезные трудности с подавлением внутренних беспорядков. В конце 987 – начале 988 года императоры-соправители Василий II и Константин VIII обратились за военной помощью к своему бывшему врагу – киевскому князю Владимиру Святославичу.
Между русским князем и византийскими василевсами было заключено соглашение, по которому Владимир Святославич был обязан оказать военную помощь империи. Византийские императоры в свою очередь принимали на себя обязательство отдать замуж за Владимира свою сестру, принцессу Анну, но при обязательном условии, что тот примет крещение. Женитьба на византийской принцессе была крайне выгодна Владимиру, поскольку полностью уравнивала русского князя в правах с византийскими императорами в отношении Православной Церкви. Он превращался в такого же верховного архиерея, какими были византийские василевсы. И христианские православные миссионеры, и иерархи, которых должны были прислать византийские правители для крещения Руси, попали бы от него в непосредственную зависимость. А это как раз и нужно было русскому князю. В 988 году, после заключения соглашения, Владимир Святославич тайно крестился вместе со своей личной дружиной. Приняв веру истинную, князь естественно должен был воодушевиться желанием дать ту же веру народу своему. В этом решении не могли не оказать влияние и государственные мотивы. История показывает, что у каждого из новых европейских народов настоящая государственная жизнь начиналась со времени принятия им христианства. Владимир, лично пришедший к убеждению в превосходстве христианства над язычеством, не мог не прийти к убеждению и в государственной необходимости ввести во всей стране эту религию. Чтобы стать равными членами европейского сообщества, Руси ничего не оставалось, как последовать примеру других и принять христианство. Войска Владимира были отправлены в Византию, и с их помощью Василию II и Константину VII удалось летом 988 года нанести серьезное поражение мятежникам, а в 989 году окончательно разгромить восставших. Однако византийские василевсы, избавившись с помощью киевских дружин от опасности, не торопились с выполнением данных ими русскому князю обязательств.
Прошло лето 989 года, а принцесса Анна так и не приехала на Русь. Тогда Владимир Святославич, поняв, что он обманут императорами, решил силой заставить коварных византийцев выполнить условия договора. В самом конце лета или в начале осени 989 года он с войсками, состоящими из варягов, славян и булгар, совершил поход на крымский город Херсонес (Корсунь). После 9-месячной осады его войска весной 990 года овладели Херсонесом, чем вынудили византийских правителей все же отдать свою сестру замуж за русского князя. В Херсонесе состоялась свадьба Владимира и Анны. Вскоре город был возвращен империи в качестве вена (выкупа) за невесту царских кровей. Так, по слову Святейшего патриарха Кирилла, Крым стал духовным центром для русского народа, с которого начался главный этап христианизации Руси. Женившись в Херсоне и взяв с собой нужное количество священников, Владимир вернулся в Киев, чтобы приступить к крещению своего народа. Опираясь на исторические источники, О.М. Рапов создал довольно четкую картину многоэтапного обращения в христианство жителей Киева в 990 году. Летом 990 года, после захвата русским войском Херсонеса и прибытия в этот город принцессы Анны с группой священнослужителей там приняло крещение русское войско. По прибытии дружинников из корсунского похода в Киев, Владимир Святославич крестил своих сыновей, одновременно уничтожая идолов языческих богов: «…повеле кумиры исповрещи, овы исещи, а другия огневи предати». Наибольшему надругательству подверглась статуя Перуна – самого могущественного бога, по представлениям славян-язычников. Ее сбросили с пьедестала, привязали к конскому хвосту, проволокли вниз до Днепра и отправили плыть по течению. После ниспровержения языческих идолов в Киеве, произошло обращение в христианство многих знатных людей столицы. После этого последовали хождения по городу христианских миссионеров с целью уговорить людей принять новую веру. Часть киевского населения поддалась уговорам и крестилась, но большинство жителей испытывало колебания. Некоторые язычники, «закоренелые сердцем», не желали и слушать проповедей священнослужителей. 31 июля 990 года, в четверг, князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для совершения обряда крещения. Хотя это и противоречит букве «Повести временных лет», приток Днепра Почайна был расположен ближе к историческому Киеву X в., и гораздо больше подходил для крещения горожан, к тому же в таком качестве Почайна указана в «Житии князя Владимира». Сам Владимир недвусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как личные враги. 1 августа 990 года, в пятницу, в торговый день недели, на реке Почайне, там, где расположились главные киевские рынки, состоялось крещение основного населения Киева. Тем не менее, несмотря на все проведенные мероприятия, некоторые киевляне крещения избежали. Закоренелые язычники покинули столицу в надежде, что они не будут обнаружены властями.
Эта победа открывала новые возможности для дальнейшего проникновения христианства на остальную территорию Древнерусского государства, а самому государству – новые политические, культурные и экономические горизонты.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде. Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов -волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия. Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности. В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом. Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение подданых в христианском духе. Эту задачу выполняли священники - иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близкому разговорному русскому. Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников, раздача питания неимущим. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру, государство развалилось). Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понималось не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром. Благодаря крещению Руси появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры. К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Поэтому первые училища были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов. При церковных и монастырских школах и библиотеках трудились греческие, болгарские и первые русские художники - иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных сочинений.
Информация о работе Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства