Крещение Руси и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 22:47, доклад

Краткое описание

Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя.

Вложенные файлы: 1 файл

Крещение Руси и его значение.docx

— 252.72 Кб (Скачать файл)

   Крещение Руси и его значение

 

 

 

Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.

     Сначала была  предпринята попытка реформировать  язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским  князем Владимиром, успеха не  имела. Покровитель великокняжеской  дружины бог Перун был провозглашен  верховным богом Руси. Князь учредил  пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве  близ княжеского терема. Реформа  была половинчатой по характеру  и серьезных положительных последствий не имела.

     В «Повести  временных лет» содержится легендарный  рассказ о выборе князем Владимиром  новой веры. Отвергнув западное  христианство, ислам, иудаизм, князь  отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства  — православию. За этим решением  стояли давние торговые, культурные  и династические связи Руси  с Византией. Первой христианкой  на Руси считается княгиня  Ольга, бабка князя Владимира. Летопись  свидетельствует о возведении  в еще языческом Киеве христианского  храма Ильи Пророка. Крещению  Руси предшествовало заключение  брака князя Владимира и византийской  принцессы Анны в городе Корсуни.

     Свергнув идолов  Перуна и других языческих  богов, крестившись сам и крестив  дружину, детей, киевлян, князь Владимир  осуществил важнейшую по значению  и последствиям реформу. Из Киева  новая религия — мирно или  насильственно — в течение  многих десятилетий и даже  столетий распространялась по  всей территории Древнерусского  государства. Киев стал центром  русской митрополии, которая подчинялась  константинопольскому патриарху, учреждались  церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.

 На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Однако следует иметь в виду, что сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев, в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский, хотя имели место и другие, кроме политического, аспекты: социальный, культурный, бытовой и др.; причём религиозный аспект играл вовсе не главенствующую роль.                                                      На финно-угорской периферии того времени — в Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий — св. Леонтий — много сделал для утверждения христианской веры в Ростове. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливавших славянскую колонизацию Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества. Окончательно ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией, восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м годам, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.                                                     Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), Полоцкая епархия, Переяславская епархия.                                               Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики». Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, подтверждённому археологическими данными XX века, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.

 Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.  

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

     Христианство  с его единобожием, признанием  Бога источником власти и порядка  в обществе внесло серьезный  вклад в закрепление складывавшихся  в Киевской Руси феодальных отношений.

     Крещение Руси  превратило ее в равного партнера  средневековых христианских государств  и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире

     Духовное и  культурное значение принятия  христианства огромно. На Русь  из Болгарии и Византии пришли  богослужебные книги на славянском  языке, возросло число тех, кто  владел славянской письменностью  и грамотой. Непосредственным следствием  крещения Руси стало развитие  живописи, иконописи, каменного и  деревянного зодчества, церковной  и светской литературы, системы  образования.

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры

   

     Православие, приобщив Русь к древней греко-римской  и христианской традиции, стало  вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей  страны.

    

 


Информация о работе Крещение Руси и его значение