Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:09, реферат
Введение христианства сыграло заметную роль в укреплении древнерусской государственности, утверждении более прогрессивных устоев, формировании моногамных семейных отношений, развитии письменности, литературы, искусства, определении всего хода общественного развития.
Цель работы - изучить вопрос о причине принятия христианства и его влиянии на государство Киевская Русь.
Введение
1. Причины принятия христианства
2. Выбор веры
3. Крещение Руси
4. Крещение Владимира
5. Распространение христианства на Руси
6. Государство и церковь
Заключение
Несмотря на то, что христианство в период феодальной раздробленности охватило уже значительную часть населения, даже среди феодальной знати проявлялись открытое пренебрежение новой религией и неуважение к ее служителям. Тем более сопротивлялись христианству в народе.
Церковные руководители активно старались упрочнить позиции церкви. Киевский митрополит Иоанн II (1080--) в своих посланиях и поучениях обрушивался на языческие верования. Не в меньшей степени его беспокоили и отступления в сторону «латинства», грозившее ослаблением византийского влияния на Русь. Митрополит осудил даже выдачу замуж русских княжон за «латинских»правителей. Сильной опорой византийского влияния стал киевский Печерский монастырь. Среди монахов этого монастыря бал знаменитый Нестор, автор «Повести временных лет», живописец Алипий и другие видные представители культуры своего времени. Летописи, составлявшиеся в Печерском монастыре, проводили идею о том, что христианство пришло на Русь из Византии благодаря греческим церковникам. Князь Владимир Святославович изображался теперь уже не как инициатор крещения Руси, равный по заслугам Константину, а как князь-язычник, крестившийся под воздействием греческих миссионеров.
Церковь успешно использовала феодальную раздробленность Древней Руси для укрепления своих позиций вширь и вглубь, сама превратилась в источник распространения христианства среди других народов. Одновременно шел процесс взаимопроникновения отдельных элементов религиозной идеологии и культа, что было результатом широких многосторонних взаимосвязей Киевской Руси. Будучи равноправным членом мировой феодальной системы, чувствуя свои силы, древнерусской государство не вмешивалось в религиозные распри между христианскими центрами и даже после разделения церквей поддерживало контакты со странными распространения католицизма, что трактовалось православным духовенством, как попытки перехода в другую веру.
Исследования ученых в области средневековой истории Запада и Востока раскрывают самые разнообразные связи. Сдерживающими силами в их развитии было папство и русский митрополит, готовые предать проклятию всех, кто не обращал внимание на внутрихристианскую возню. Однако авторитет церкви на Руси был не настолько высок, чтобы ограничить или прервать экономические связи. Поэтому в Новгороде, Киеве, Полоцке, Смоленске, Ладоге, Переяславле существовали инославные храмы.
Еще одним свидетельством наличия объективных условий для взаимопроникновения религиозных идеологий являются династические союзы и, как их следствие, приглашение русских князей «на стол» в другие государства. Члены княжеских семей, переезжая в другие страны и въезжая на Русь, везли с собой священников, принадлежности культа, литературу, строили домашние церкви. Хорошо известен династический брак между Святополком Туровским и польской княжной, привезшей на Русь епископа Рейнберна, которого некоторые историки подозревают в пропаганде католицизма.
Таким образом, церковь занимала в древнерусском государстве неоднозначное место в социально-экономической сфере, это крупный собственник, где имущество принадлежит не роду и лицу, как у князей, а организации. Церковь в системе общегосударственного устройства наряду с великокняжеским двором и центром в Киеве является дублирующей политической структурой, помогавшая тем или иным силам в борьбе за власть использовать авторитет иерархов в своих интересах. Церковь, выступая составной частью государственной организации, сделала большие сферы общественной жизни сферами церковного права.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можно
сделать вывод, что принятие христианства Киевской
Русью являлось реализацией исторической
закономерности. Весь ход общественного
развития Древнерусского государства
диктовал необходимость замены родоплеменного
политеизма новой религией, соответствующей
духовным потребностям формирующейся
феодальной системы.
Древнерусское государство крещением
упрочило свои экономические, политические
и культурные связи, расширило дипломатические
контакты, сформировало новую социальную
систему, являвшуюся большим шагом вперед
по сравнению с предшествующим этапом
общественного развития.
Принятие христианства способствовало
расцвету материальной культуры. Иконопись,
фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных
стен, возведения куполов, камнерезное
дело - все это пришло на Русь из Византии
благодаря распространению христианства.
Через Византию Русь познакомилась с наследием
античного мира.
С христианством пришла письменность
на славянском языке, созданная болгарскими
просветителями Кириллом и Мефодием, стали
создаваться рукописные книги, при монастырях
возникали школы, распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль.
Церковь запрещала жертвоприношения,
боролась с работорговлей, стремилась
ограничить рабство. Общество впервые
познакомилось с понятием греха, отсутствующим
в языческом мировоззрении.
Христианство укрепило княжескую власть.
Церковь внушала подданным необходимость
беспрекословного повиновения, а князьям
- сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть
для европейцев варварской страной. Она
стала равной среди равных европейских
держав. Укрепление ее международного
положения выразилось в многочисленных
династических браках.
Принятие христианства способствовало
сплочению восточнославянских племен
в единую древнерусскую народность. На
смену сознанию племенной общности пришло
осознание общности всех русских вообще.
Русь была признана как христианское государство,
что определило более высокий уровень
отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве
с государством, стала силой, объединяющей
жителей разных земель в культурную и
политическую общность. Перенесение на
русскую почву традиций монастырской
жизни придало своеобразие славянской
колонизации северных и восточных славян
Киевского государства. Миссионерская
деятельность на землях, населенных финоязычными
и тюркскими племенами, не только вовлекла
эти племена в орбиту христианской цивилизации,
но и несколько смягчала болезненные процессы
становления многонационального государства.
Приобщение к тысячелетней христианской
истории ставило перед русским обществом
новые культурные, духовные задачи и указывало
на средства их решения (освоение многовекового
наследия греко-римской цивилизации, развитие
самобытных форм литературы, искусства,
религиозной жизни). Заимствование становилось
основой для сотрудничества, из осваиваемых
достижений Византии постепенно вырастали
ранее неведомые славянам каменное зодчество,
иконопись, фресковые росписи, житийная
литература и летописание, школа и переписка
книг.
Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное
действие, не как массовый обряд, а как
процесс постепенной христианизации восточнославянских
и соседствовавших с ними племен создало
новые формы внутренней жизни этих сближавшихся
друг с другом этнических групп и новые
формы их взаимодействия с окружающим
миром.
Таким образом, исследование причин, условий
и особенностей принятия христианства
Киевской Русью позволяет правильно понять
последующий ход истории и современный
этап ее развития.
Список используемой литературы
1. «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; отв. Ред. А.Д. Сухов.-М.: Мысль, 1987
2. Соловьев С.М. «Об истории древней России» (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) - 2е изд. - М.: Просвещение, 1993.
3. Платонов С.Ф. «Лекции по Русской истории»- М.: Высш. шк. 1993.
4. «История России» Учебник- 2е изд., перераб. И доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина- М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект,2003г.
5. «История России» Учебник/ Р.А. Асланов, В.В. Керров, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова; под ред. В.В. Керова,-М.:2003г.
Российский Государственный
Аграрный Университет - МСХА имени К.А.
Тимирязева
______________________________
Реферат по истории
на тему:
«Принятие христианства при князе Владимире Святославиче»
финансового факультета
очного отделения 1 курса 102 группы
Сюткина Анастасия
Москва 2013