Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 08:12, реферат
Цели урока:
понять необходимость принятия христианства на Руси; сформировать представление о прогрессивном значении принятия христианства на Руси; уважать и признавать право народа на выбор веры;
анализировать события; высказывать свою точку зрения; принимать участие в обсуждении проблемы; аргументировать свое мнение;
расширить представление о деятельности князя Владимира; называть основные причины принятия христианства на Руси; познакомиться с процессом крещения Руси; составить представление о значении данного события в дальнейшей истории страны; характеризовать церковную организацию после принятия христианства.
Урок по курсу «История России», 6 класс
Тема урока: «Крещение Руси»
Цели урока:
Основные понятия (словарь занятия):
Государство – основной институт политической системы общества; форма организации власти
Религия – вера в сверхъестественные силы
Язычество – комплекс первобытных верований, предшествовавших мировым религиям
Христианство – одна из трех мировых религий
Пантеон – место, посвященное всем богам
Церковь - особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной веры
Монастырь – общины монахов, принимавшие единые правила жизни («келья отшельника»)
Ересь – учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения
Митрополит – титул глава русской православной церкви, присылаемый из Константинополя
Епископ – высшее духовное лицо в православных и других церквях, глава церковного округа, подчинявшийся митрополиту
Патриарх – Глава православной церкви
Церковный устав – свод правил, регулирующих деятельность церкви
Материалы: карта «Древнерусское государство», аппликации, «Понятийный ряд», таблички с именами журналистов, схем, таблица, тест, кроссоврд.
Используемые пособия и литература:
Ход занятия
Вариант 1. «Литературный уголок». Обсуждение отрывка из литературного произведения Ладинского А. «Когда пал Херсонес», М., 1973, с. 163 – 168 (см. в книге Шестаков А. В. История СССр в художественно-исторических образах: с древнейших времен до конца ХVIII века. Хрестоматия для учителя. М.: 1985, с. 41 – 42).
Вопросы:
«Я проснулся и услышал, что город наполнен гулом взволнованных голосов, женским плачем и криками. Я направился на городскую площадь; до моего слуха донеслось:
- Нашего князя околдовали греки!
- Не отдадим на поругание светлых богов.
Кучка жителей приступила к трем воинам. Один из них говорил:
- Ваши боги не боги, а дерево.
Сегодня оно есть, а завтра
сгинет. Ваши боги сделаны
- А кто гремит на небесах?
– с отчаянием крикнула
- Гром гремит по воле божьей.
- Нет! Это Перун гремит! Испокон веков так было.
- Перун ваш – истукан. Истинный
же бог тот, кому поклоняются
греки. Он создал небо и землю,
Но яростная почитательница Перуна выкрикнула:
- Ваши боги намалеваны краской!..
Они были возбуждены происходящим и готовы на всякую крайность. В глазах женщины можно было прочитать смятение.
А между тем глашатаи звали народ явится на реку Днепр. Я видел, как толпы людей спускались к реке. Весь берег был заполнен народом. Владимир вместе с Анной стоял на разостланных на лужайке ковре. Священники в сияющих облачениях у самой воды читали положенные молитвы. Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие делали это явно с недовольным видом… Видно было, что не понимают, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя.
Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по велению князя истукана привязали к хвостам косяка диких коней, и они далеко умчали его в поле. Надругавшись над Перуном, его бросили в Днепр. Кумир покачивался в воде и упрямо приплывал к берегу, и женщины кричали, простирая к нему руки:
- Выплывай, выплывай, светлый бог!
Но княжеские воины отталкивали идола от берега, и, подхваченный течением, он поплыл вниз по реке, к порогам, и вскоре скрылся из виду. Однако многие не хотели расставаться со своим божеством, плакали, им казалось, что вот-вот загремит гром и молния поразит нечестивцев, поднявших руку на бога».
Вариант 2. «Понятийный ряд». Перед Вами понятия, объединенные одним смыслом, определите каким, что их объединяет: язычество, христианство, пантеон, митрополит, епископы, монастыри, церковь, патриарх, ересь, церковный устав.
Ожидаемый результат:
В ходе занятия учащиеся смогут:
Ожидаемые результаты:
Правила работы:
Работа по группам, каждая из которых работает над определенным заданием.
Система оценивания:
Вариант 1. Учитель зачитывает отрывок из книги Карамзина Н. М. «История государства Российского» (т.1, с. 160 – 161) или из летописи «Повесть временных лет»
Вариант 2. На основе отрывка из книги Карамзина Н. М. «История государства Российского» или из летописи «Повесть временных лет» делается инсценировка, где главными действующими лицами является князь Владимир, представитель магаметан, представитель иудеев, представитель католиков, греческий философ и русские старцы и бояре, посланные для выбора веры (всего 8 человек)
Отрывок из книги Карамзина Н. М. «История государства Российского»
Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в земле козарской или Тавриде, присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию Веры своей, и что великий князь охотно выслушивал их учение. Случай вероятный: народы соседствованные могли желать, чтобы государь, уже славный победами в Европе и в Азии, исповедовал одного Бога с ними, и Владимир мог также – увидев, наконец, подобно великой бабке своей, заблуждение язычества – искать истины в разных верах.
Первые послы были от волжских, или камских, болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утвержденная там счастливым оружием аравитян: болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание показалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских; не можем быть без него. – Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Весдержателя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, - ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым». И Вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. – Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродельным и горе злым!» Крестися – ответствовал философ, - и будешь в раю первым.
[987 г.] Владимир, отпустив философа
с дарами и с великой честию,
собрал бояр и градских
Прочитав или проинсценировав, ставится вопрос:
- Какие религии были уже известны к этому времени? (Представители каких религий жили на границах Древнерусского государства?)
(примерный ответ учащихся: иудеи – хазары; мусульмане – Волжская Булгария; католики – немцы; православные – греки.
Можно выполнить задание с использованием карты, где с помощью аппликации показать какие религии и где были распространены).
- Как Вы думаете, почему князь Владимир сделал выбор в пользу христианства?
(учащиеся отвечают, важно,
чтобы акцент был сделан не
только на великолепие и
Ожидаемые результаты:
- Таким образом, сегодня на
уроке мы должны с Вами
Запись в тетрадь:
План урока
Класс делиться на группы, каждая из которых получает задание, ознакомиться с текстом учебника и ответить на предложенные вопросы.
Группа№1. Прочитайте § 5, с.37 - 39 и сформулируете причины принятия христианства, запишите их в тетрадь
Группа № 2. Прочитайте § 5, с. 39 – 40, отрывок из летописи «Повесть временных лет» и подготовьте пресс-конференцию князя Владимира
«Повесть временных лет». Начало ХII в.
В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе… Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его… И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на это и сказал: « Если сбудется это, крещусь!» И тотчас же повелел копать наперез трубам и перенял воду. Люди изнемогали от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать:: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ею за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу» и услышав это опечалились цари, послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ею получишь, и царство небесное воспримешь, и нами единоверен будешь». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анна…»